Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Азбука к мудрости ступенька

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Азбука - к мудрости ступенька. Буква A a»
Цели: формировать у учащихся умение выделять звук [а] из потока речи; познакомить с буквой А а; развивать фонематический слух, внимание; воспитывать стремление соблюдать дисциплину, готовность к саморазвитию.
Формируемые УУД: контролировать свою учебную деятельность; понимать цель урока и добиваться её достижения; устанавливать сходство и различие слов; соотносить звуки и буквы; рассказывать текст по иллюстрации; передавать фактическую информацию, содержащуюся в сказке.
Пропедевтика: написание имён собственных; понятия «горизонтально», «вертикально», «последовательность».
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Чем мы занимались на предыдущих уроках? (Примерный ответ. Изучали устную речь, предложения, слова, слоги, звуки. Писали элементы букв, штриховали рисунки, обводили по контуру изображения различных предметов и живых существ.)
— Что мы называем азбукой?
— Как вы понимаете смысл пословицы «Азбука — к мудрости ступенька»?
— Что такое буква? (Значок для обозначения звука при письме.)
— Для чего людям необходимо уметь читать и писать?
— Какие книги вам бы хотелось прочитать? О чём в них должно говориться?
— Откройте тренажёр на с. 16. Кто изображён в центре?
— Вам нужно заштриховать собаку сверху вниз (вертикально провести линии), а корову — горизонтально. Кому непонятен смысл слова «горизонтально»?
II. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика

(Ученики выполняют задание 1 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 11, а затем упражнение «Именинный пирог».)
2. Артикуляционная разминка
(Ученики выполняют задание 2 в пособии «Как хорошо уметь читать!» нас. 11, а затем упражнения «Губы», «Конфета».)
3. Работа над дикцией
— Поработаем над дикцией. Прочитайте хором в пособии «Как хорошо уметь читать!» в задании 4 предложения. Обратите внимание, какие знаки стоят в конце. Прочитайте с нужной интонацией.
(Затем ученики выполняют в этом пособии задание 5.)
— Послушайте скороговорку.
Ехал грека через реку,
Видит грека: в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку цап.
(Учитель проговаривает скороговорку медленно, чётко произнося каждый звук. Отрабатывает с детьми произношение скороговорки. Добивается осмысления и запоминания ими текста.)
III. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель сообщает, что теперь дети будут знакомиться с буквами. И на этом уроке состоится знакомство с первой буквой русского алфавита.)
IV. Работа по теме урока
1. Подготовка к восприятию

— Какой бывает речь? (Устной и письменной.)
— Что мы произносим, когда говорим? (Звуки.)
— Как мы обозначаем звуки при письме? (Используем буквы - знаки для записи звуков.)
— На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)
— Какие звуки называются гласными? согласными?
— Откройте учебник на с. 20. У вас новое условное обозначение — изображение совы в кружке. Этот знак указывает, что вы получите новые сведения о языке.
— Составьте рассказ по иллюстрации. Озаглавьте его. («Лесная школа», «На уроке у Мудрой Совы».)
— Что вы видите на иллюстрации? (Лесную школу. Учителя и учеников.)
(Выслушать разные варианты ответов учеников.)
— Почему вы решили, что это лесная школа? (Изображена лесная поляна. Мы видим пеньки, а за спиной учителя — пожелтевшие листья кустарников и деревьев.)
— Что растёт на поляне?
— По каким признакам вы определили, что это школа?
— Кто пришёл учиться в школу?
— Где они сидят?
— Что у них вместо школьных столов и стульев?
— Кто их учит? (Учитель — Мудрая Сова.)
— На какую букву указывает Сова?
— Кто её слушает очень внимательно?
— Кто не очень прилежен?
— В каких случаях учеников называют прилежными?
— Почему в тетради у зверят чистые листы?
— Чем они будут писать?
— Покажите, чем пишете вы.
— У вас одинаковые карандаши и ручки для письма?
— У многих из вас дизайн карандашей и ручек разный, но функцию они выполняют одну.
(Анализ предложения «Звери учатся читать».)
— Во что одеты лесные ученики?
— Опишите внешний вид учителя Совы.
— Мудрая Сова и вас просит потренироваться писать элементы букв под рисунком животных на с. 16 тренажёра.
— Придумайте клички собаке и корове. Клички животных — это имена собственные. Мы их всегда будем писать с заглавной буквы.
2. Имена собственные и нарицательные
— Придумайте клички зверятам-ученикам. (Лисёнок Мудрик, ёж Умняжка, зайчик Попрыгунчик, белочка Милашка.)
— Мудрик — имя собственное или нарицательное? (Собственное.)
— Белочка — имя собственное или нарицательное? (Нарицательное.)
— Какую букву показывает ученикам учитель Сова?
— Прочитаем в рамочке, что вы должны знать о звуках и буквах.
— В чём же состоит отличие звуков от букв?
— Начинаем знакомиться с буквами и звуками.
3. Знакомство со звуком [а]
— Что просит произнести врач, когда осматривает горло больного человека? (А-а-а.)
— Какой у меня цветок в руках? (Астра.)
(Учитель выделяет звук [а] в слове «астра» в начале и конце.)
— С какого звука мы начинаем произносить слово «астра»?
— Посмотрите на с. 21 учебника, какого цвета бывают астры.
— Проведём звуковой анализ слова «айва».
Айва — очень полезный фрукт. Он нарисован рядом с астрами.
— Как мы обозначаем твёрдые и мягкие согласные звуки?
Гласные звуки в слове мы всегда будем обозначать красным цветом.
— Проанализируйте слова «белка», «лиса», «заяц».
— Почему на схеме над доской в таблице есть красный цвет? синий? зелёный?
— От чего зависит количество слогов в слове? (Белове столько слогов, сколько гласных звуков.)
— Где мы слышим звук [а] в следующих словах: в начале, в середине, в конце? Слова такие: «арбуз», «барабан», «аист», «книга», «кошка», «мята».
— Кто запомнит больше слов со звуком [а]? Послушайте текст.
Август. Алые астры. Аромат акаций.
— Ах, алыча! Ай, айва!
— Арба абрикосов! Амбары астраханских арбузов! Африканские ананасы!
— Антоновка! Анисовка! Апорт!
— Аппетитный август. (Л. Яхнин)
— Откройте тренажёр на с. 20. Обведите по образцу элементы букв на верхних двух строках.
— В учебнике на с. 20 внизу в кружочке стоит восклицательный знак. Он указывает на то, что вас ожидает задание повышенной сложности. Кто может прочитать пословицы?
— Что они означают? Какой смысл заложен в них?
При письме букв, слов нужна аккуратность. Только тот, кто не уважает свой труд, пишет криво, неаккуратно и некрасиво.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока

(Учителю на заметку. При знакомстве с каждой новой буквой следует вывешивать на доске предметный рисунок с изображением буквы, обозначающей тот звук, с которого начинаем произносить слово. В данном случае это могут быть изображения аиста, ананаса, арбуза и т. д. Также вывешиваются образцы печатных и письменных букв.)
— Кто знает эту букву: А а?
— Посмотрите на изображение этой буквы в учебнике на с. 21. Она изображена на красном фоне.
Она обозначает гласный звук [а], который может быть ударным или безударным.
(Проводится звуко-буквенный анализ слов «астра», «арбуз». Необходимо довести до сознания детей, что все гласные звуки образуют слоги, учить выделять слияния согласного звука с гласным, это прямой слог.)
— Кто из вас знает, какой буквой обозначаем звук [а]?
(Учитель выставляет на наборное полотно букву А а.)
— В тренажёре на с. 20 найдите печатную букву А а. Обведите.
— Определите место звука [а] в словах «шалаш», «шар».
— Сегодня мы начинаем работать с частью 2 прописей (Пр. 1). Откройте их на с. 3. Кто нарисован рядом с печатной буквой А а?
— Что держит в руках девочка?
— Чему она радуется? (Тому, что впервые будет писать первую букву русского алфавита.)
— Обратите внимание: в правом верхнем углу страницы красным цветом показано, как нужно писать строчную (то есть маленькую) букву а. Рядом указаны элементы, из которых состоит эта буква. Обведите их по контуру в соответствии с направлениями стрелок. Обратите внимание на округлость формы буквы а.
(Написание элементов буквы по контуру. Затем письменная буква а сравнивается с печатной. При работе с Пр. 2: с. 4, 5 тетради 2.)
Писать букву а начинаем немного ниже верхней линии рабочей строки, ведём вверх влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии. Теперь ведём наклонную линию через точку начала овала до верхней линии. Без отрыва ведём вниз черту с закруглением внизу.
— В тренажёре на с. 20 по готовому образцу обведите букву а на трёх строчках.
— Легко ли писать эту букву?
Терпение и труд всё перетрут. Постепенно вы научитесь писать аккуратно и быстро.
— А теперь самостоятельно в прописях на с. 3 напишите две строки буквы а.
(Далее заранее подготовленные дети рассказывают стихи.)
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
А. Шибаев

Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
С. Я. Маршак
(Написание в прописях (Пр. 1) двух строк сдвоенной буквы аа. Слого-звуковой анализ слов «мама», «папа», «бабушка». Вписывание буквы а в эти слова. Соотнесение данных слов со схемами слов, в которых гласные звуки обозначены красным цветом.)
— Ответьте на вопросы, которые находятся в синих рамочках в верхней части с. 21 учебника.
— Что нового вы узнали на уроке? (Гласный звук [а] может быть в словах ударным или безударным.)
— Выполните задания, которые отмечены красными кружками.
— Научимся писать прописную (заглавную) букву А. Для этого потренируемся сначала писать элементы и букву по готовому образцу в тренажёре на с. 20. Обводите строго по контуру.
(Сначала пишутся элементы буквы.)
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 4 и начните писать букву А снизу, чуть выше нижней линии рабочей строки слегка закруглите вправо и ведите наклонно вверх. Не доводя до следующей строки, опустите черту на себя. Не отрывая руки, начните писать петлю. Ведём немного вверх по написанному, а затем отводим кончик стержня ручки влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы, петлю загибаем вправо, пересекая написанное, ведём в сторону за буквой.
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 4, 5 тетради 2.)
— Прочитаем стихотворение на с. 21. Синий ромбик означает, что стихотворение читать будут ученики, которые уже умеют читать.
— Возьмите в руки простые карандаши и подчеркните букву а во всех словах стихотворения.
(Учитель предлагает детям заучить стихотворение хором.)
— На что указывает буква а в словах? {На твёрдость предшествующего согласного звука.)
— Посмотрите: на ленте букв на с. 23 буква а занимает самый первый прямоугольник.
— Рассмотрите иллюстрации к сказкам «Айболит» и «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» на с. 22 учебника.
— Кто пришёл лечиться к доктору Айболиту?
— Как вы думаете, о чём говорит с ними доктор?
— Для чего нужны врачи?
— Кто из вас обращался к врачам за помощью?
— В каких случаях это происходило?
— Насколько важна эта профессия для людей?
— Выполните задание под первым красным кружком. (В словах «волк» и «лиса» одинаковое количество звуков, букв; разное количество слогов, потому что в словах разное количество гласных звуков.)
— На чём сидит Алёнушка?
— Почему Алёнушка плачет?
— Опишите, как одета Алёнушка.
— Одеваются ли так дети в наше время?
— Почему случилась беда с её братцем Иванушкой?
— Почему нужно слушаться советов старших?
— Составьте предложение про Алёнушку из двух слов. (Алёнушка плачет.)
— Распространите это предложение до трёх, четырёх слов и более.
— На с. 4 прописей (Пр. 1) изображён артист, он распевается, на нотном листе написана заглавная буква А. Певец поможет вам научиться писать её. Он очень красиво написал красным карандашом заглавную букву А, а рядом изобразил последовательность написания её элементов.
В соответствии с указаниями стрелок напишите элементы заглавной буквы А.
— Напишите саму букву А.
— А теперь напишите букву А и а на одной строке.
— Какие имена, которые начинают писать с буквы А, вы знаете? (Алла, Анна, Азик, Алина, Алёша, Антон, Андрей, Ахмет, Арина.)
(Затем учитель проводит звуко-буквенный анализ слов «Анна», «Алик», «Алла».)
— В прописях в нижней части с. 4 впишите заглавную букву А в имена собственные.
— Почему последнее слово написано со строчной буквы? (Это имя нарицательное.)
— Определите позицию буквы а в этом слове. (В середине слова.)
— Впишите строчную букву а в это слово.
— В тренажёре на с. 20 на последней строчке в имена собственные впишите букву А.
— Рассмотрите внизу с. 22 учебника цветы и схемы слов.
— Найдите ошибку и исправьте её. (Схемы слов «роза» и «ландыш» перепутаны, их нужно переставить местами.)
(Дети обозначают перестановку схем стрелками.)
— В какой части находится в этих словах звук [а]?
— Ребята, почему все любят цветы?
— По какому поводу можно дарить цветы?
— Можно ли дарить цветы не в праздники, а только для того, чтобы доставить близким радость и удовольствие?
Ландышей в природе остаётся всё меньше и меньше, поэтому они подлежат охране. И те, кто целыми букетами в одних и тех же местах срывает весной ландыши, поступают очень плохо.
VII. Подведение итогов урока
— С какой буквой русского алфавита вы познакомились?
— Какой звук она обозначает?
— В каких случаях мы пишем заглавную букву А?
— Понравился ли вам урок?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по обучению грамоте с презентацией, 1 класс. Мягкий согласный звук [щ], буквы Щ, щ Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук о. Буква О

Похожие статьи:

Урок обучения грамоте. Буквы Д - Т

Конспект урока «Буквы Ю ю». Школа России

Конспект урока «Чтение слов с буквой П», 1 класс. Школа России

Урок по обучению грамоте, 1 класс. Согласные

Конспект урока по обучению грамоте «Устная и письменная речь», 1 класс. Школа России

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Ушинский. Школа России | Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Чтение слов буквой М
Опубликовано: 488 дней назад (22 декабря 2022)
Просмотров: 1771
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!