Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока «Буквы Ю ю». Школа России

Конспект урока в начальной школе. Тема: «Буква Ю ю и звуки, которые она обозначает»

Цели: познакомить с буквой Ю и звуками, которые она обозначает; научить отличать букву Ю от других, читать с ней слова; развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать; обогащать словарный запас; воспитывать бережное отношение к книге, чувство ответственности.

Оборудование: рисунок ящера, картина с изображением девочки и мальчика.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, целей урока.

На доске написаны слова: енот, юла, ёжик, ящер.

- Прочитайте написанные на доске слова.

- Что обозначает слово ящер? (Ящер - это животное.)

Учитель показывает картинку с изображением этого животного.

- Это небольшие зверьки с маленькой головой и длинным хвостом, покрытые чешуйками и очень напоминают еловую шишку. Обитают они в Африке. Интересно, что на четырех лапах ящер ходит только тогда, когда никуда не спешит, а когда торопится, забавно пускается бежать на задних.

Врагов у ящера много. Но развернуть свернувшегося в клубок ящера по силам только львам, леопардам да тиграм. Но хищники охотятся на них только в крайнем случае, когда нет другой добычи. Он защищает себя тем, что выделяет особое вещество - секрет. А этот секрет обладает резким запахом, вот поэтому в следующий раз охотник постарается не связываться с ящером.

- Какие из прочитанных слов можно объединить между собой по нескольким признакам одновременно?

1-й ученик. Можно объединить слова енот, ёжик, ящер. Они обозначают названия животных, а слово юла обозначает игрушку.

2-й ученик. В словах енот, ёжик, ящер по четыре буквы, а в слове юла - три.

3-й ученик. Слова енот, ёжик, ящер оканчиваются на согласную букву, а слово юла - на гласную.

4-й ученик. Слова енот, ёжик, ящер - отвечают на вопрос кто? А юла - что?

5-й ученик. В слове енот первая буква Е, в слове ёжик первая буква Ё, в слове ящер первая буква Я. Буквы Е, Ё, Я обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласной. В слове юла первая буква Ю.

- Внимательно посмотрите на буквы, входящие в состав данных слов. Определите, с какой из них вы не знакомились, и сформулируйте тему урока. (Мы не знакомились с буквой Ю. Значит, тема урока - «Буква Ю и звуки, которые она обозначает».)

- Цель нашего урока - познакомиться с буквой Ю и звуками, которые она обозначает, научиться отличать букву Ю от других букв, учиться читать с ней слова.

III. Изучение новой темы.

1. Знакомство с новой буквой и звуками.

На доске напечатаны все изученные гласные буквы.

- Буква Ю пришла со своими подружками. Найдите ее среди них и покажите всем. (Учащийся показывает букву Ю.)

- Из каких частей состоит буква Ю? (Буква Ю состоит из прямой палочки, к которой прикреплен овал.)

Учитель демонстрирует образец печатной буквы.

- Вернемся к нашей игрушке. Прочитайте слово юла по слогам. (Учащиеся произносят.)

- Сколько слогов в слове юла? (Два слога.)

- Назовите первый слог. (Первый слог - «ю».)

- Из скольких букв состоит первый слог? (1-й слог состоит из одной буквы.)

- Скажите, сколько звуков вы слышите? (2 звука.)

- Назовите эти звуки. (1-й звук - [й'] 2-й звук – [у])

- Охарактеризуйте эти звуки. (Звук [й’]- согласный, звонкий, мягкий. Звук [у] - гласный, безударный.)

- Какой слог образуют звуки [й'], [у]? (Слог «ю».)

- Сделайте вывод, в каком случае буква Ю обозначает два звука и какой слог образуют эти звуки? (Буква Ю обозначает звуки [й'], [у], если она находится в начале слова. В этом случае она образует слог-слияние.)

- Составьте звуковую схему слова юла.

Дети составляют схему и комментируют свои действия.

- Посмотрите на картинку и скажите, кто на ней изображен? (На картинке изображены мальчик и девочка.)

- Определите их имена. Они состоят из трех букв и четырех звуков. Помощником вам будет и тема урока. (Мальчика зовут Юра, девочку - Юля. В их именах по три буквы, четыре звука. Они начинаются на букву Ю.)

- Почему в словах Юра и Юля по четыре звука? (Потому что буква Ю обозначает два звука [й'], [у].)

- Еще раз посмотрите на картинку и скажите, что делают Юра и Юля? (Юра и Юля играют с юлой.)

- Я записала на доске составленное вами предложение. Прочитайте его.

Учащиеся читают.

- Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? (Юра, Юля.)

- Прочитайте слово, которое отвечает на вопрос что делают? (Играют.)

- Сколько слогов в слове играют? (3 слога.)

- Прочитайте последний слог. (Дети читают.)

- Сколько букв в слоге «ют»? (2 буквы.)

- Произнесите его и определите, сколько в нем звуков. (3 звука.)

- Назовите их. (1-й звук - [й’], 2-й звук - [у] 3-й звук - [т])

- Почему в слоге «ют» две буквы, но три звука? (Потому что буква Ю обозначает 2 звука.)

- Сделайте вывод, в каких случают буква Ю обозначает два звука. (Буква Ю обозначает два звука, когда находится в начале слова или после гласной.)

Физкультминутка

- Юра придумал для вас физкультминутку. Он подобрал слова с буквой Ю и без нее. Я буду называть эти слова. Если в них есть буква Ю, приседают девочки. Если в слове нет буквы Ю - приседают мальчики.

Юбка, кофта, север, юг, юный, старый, девушка, юноша, матрос, юнга.

IV. Чтение слов, предложений.

- Юля тоже приготовила для вас задание. Посмотрите на доску, прочитайте написанные слова сначала в первом столбике, потом - во втором.

Учащиеся читают.

Собаки                        хрюкают

Свиньи                        квакают

Вороны                       чирикают

Воробьи                      каркают

Лягушки                      лают

- Что обозначают слова в первом столбике? Во втором столбике? (В 1-м столбце слова обозначают названия животных, а во 2-м - действия, которые совершают животные.)

- Какое задание придумала для вас Юля? (Надо к словам первого столбика подобрать подходящие по смыслу слова второго столбика и прочитать их.)

- Выполните это задание.

Учащиеся выполняют.

- Юра и Юля любят читать книги. Прочитайте текст, поднимая руку во время прочтения слов с буквой Ю.

Мы любим ходить в школьную библиотеку. Там читают книжки и журналы А сегодня здесь конкурс на лучшую загадку.

Работа с текстом строится по следующему плану:

1. Чтение текста про себя.

2. Чтение текста вслух.

3. Ответы на вопросы по содержанию:

1) Что такое библиотека?

2) Кто из вас был в библиотеке?

- Скоро вас всех запишут в школьную библиотеку, и вы станете полноправными читателями.

- Какое задание получили дети? (Подготовить загадки для конкурса.)

- Вот какие загадки подобрали Юра и Юля.

Миллион задачек сразу

Мне решит помощник мой.

Он с одним огромным глазом

И с квадратной головой.     (Компьютер.)

 

Мышь на столике живет,

Крупы мышь та не грызет,

Водит стрелочку курсора

По экрану монитора.    (Компьютерная мышь.)

- Почему Юра и Юля подобрали эти загадки? (Высказывания учащихся.)

- Дети спешат в библиотеку. Наш урок тоже заканчивается.

V. Итог урока.

- С какой буквой вы познакомились на уроке?

- Что вы о ней сегодня узнали?

Похожие статьи:

Конспект урока по обучению грамоте «Устная и письменная речь», 1 класс. Школа России

Конспект урока по обучению грамоте «Слог, ударение», 1 класс. Школа России

Конспект урока «Чтение слов с буквой П», 1 класс. Школа России

Урок обучения грамоте. Буквы Д - Т

Урок по обучению грамоте, 1 класс. Согласные

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!