Конспект урока «Буквы Ю ю». Школа России
Конспект урока в начальной школе. Тема: «Буква Ю ю и звуки, которые она обозначает»
Цели: познакомить с буквой Ю и звуками, которые она обозначает; научить отличать букву Ю от других, читать с ней слова; развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать; обогащать словарный запас; воспитывать бережное отношение к книге, чувство ответственности.
Оборудование: рисунок ящера, картина с изображением девочки и мальчика.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, целей урока.
На доске написаны слова: енот, юла, ёжик, ящер.
- Прочитайте написанные на доске слова.
- Что обозначает слово ящер? (Ящер - это животное.)
Учитель показывает картинку с изображением этого животного.
- Это небольшие зверьки с маленькой головой и длинным хвостом, покрытые чешуйками и очень напоминают еловую шишку. Обитают они в Африке. Интересно, что на четырех лапах ящер ходит только тогда, когда никуда не спешит, а когда торопится, забавно пускается бежать на задних.
Врагов у ящера много. Но развернуть свернувшегося в клубок ящера по силам только львам, леопардам да тиграм. Но хищники охотятся на них только в крайнем случае, когда нет другой добычи. Он защищает себя тем, что выделяет особое вещество - секрет. А этот секрет обладает резким запахом, вот поэтому в следующий раз охотник постарается не связываться с ящером.
- Какие из прочитанных слов можно объединить между собой по нескольким признакам одновременно?
1-й ученик. Можно объединить слова енот, ёжик, ящер. Они обозначают названия животных, а слово юла обозначает игрушку.
2-й ученик. В словах енот, ёжик, ящер по четыре буквы, а в слове юла - три.
3-й ученик. Слова енот, ёжик, ящер оканчиваются на согласную букву, а слово юла - на гласную.
4-й ученик. Слова енот, ёжик, ящер - отвечают на вопрос кто? А юла - что?
5-й ученик. В слове енот первая буква Е, в слове ёжик первая буква Ё, в слове ящер первая буква Я. Буквы Е, Ё, Я обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласной. В слове юла первая буква Ю.
- Внимательно посмотрите на буквы, входящие в состав данных слов. Определите, с какой из них вы не знакомились, и сформулируйте тему урока. (Мы не знакомились с буквой Ю. Значит, тема урока - «Буква Ю и звуки, которые она обозначает».)
- Цель нашего урока - познакомиться с буквой Ю и звуками, которые она обозначает, научиться отличать букву Ю от других букв, учиться читать с ней слова.
III. Изучение новой темы.
1. Знакомство с новой буквой и звуками.
На доске напечатаны все изученные гласные буквы.
- Буква Ю пришла со своими подружками. Найдите ее среди них и покажите всем. (Учащийся показывает букву Ю.)
- Из каких частей состоит буква Ю? (Буква Ю состоит из прямой палочки, к которой прикреплен овал.)
Учитель демонстрирует образец печатной буквы.
- Вернемся к нашей игрушке. Прочитайте слово юла по слогам. (Учащиеся произносят.)
- Сколько слогов в слове юла? (Два слога.)
- Назовите первый слог. (Первый слог - «ю».)
- Из скольких букв состоит первый слог? (1-й слог состоит из одной буквы.)
- Скажите, сколько звуков вы слышите? (2 звука.)
- Назовите эти звуки. (1-й звук - [й'] 2-й звук – [у])
- Охарактеризуйте эти звуки. (Звук [й’]- согласный, звонкий, мягкий. Звук [у] - гласный, безударный.)
- Какой слог образуют звуки [й'], [у]? (Слог «ю».)
- Сделайте вывод, в каком случае буква Ю обозначает два звука и какой слог образуют эти звуки? (Буква Ю обозначает звуки [й'], [у], если она находится в начале слова. В этом случае она образует слог-слияние.)
- Составьте звуковую схему слова юла.
Дети составляют схему и комментируют свои действия.
- Посмотрите на картинку и скажите, кто на ней изображен? (На картинке изображены мальчик и девочка.)
- Определите их имена. Они состоят из трех букв и четырех звуков. Помощником вам будет и тема урока. (Мальчика зовут Юра, девочку - Юля. В их именах по три буквы, четыре звука. Они начинаются на букву Ю.)
- Почему в словах Юра и Юля по четыре звука? (Потому что буква Ю обозначает два звука [й'], [у].)
- Еще раз посмотрите на картинку и скажите, что делают Юра и Юля? (Юра и Юля играют с юлой.)
- Я записала на доске составленное вами предложение. Прочитайте его.
Учащиеся читают.
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? (Юра, Юля.)
- Прочитайте слово, которое отвечает на вопрос что делают? (Играют.)
- Сколько слогов в слове играют? (3 слога.)
- Прочитайте последний слог. (Дети читают.)
- Сколько букв в слоге «ют»? (2 буквы.)
- Произнесите его и определите, сколько в нем звуков. (3 звука.)
- Назовите их. (1-й звук - [й’], 2-й звук - [у] 3-й звук - [т])
- Почему в слоге «ют» две буквы, но три звука? (Потому что буква Ю обозначает 2 звука.)
- Сделайте вывод, в каких случают буква Ю обозначает два звука. (Буква Ю обозначает два звука, когда находится в начале слова или после гласной.)
Физкультминутка
- Юра придумал для вас физкультминутку. Он подобрал слова с буквой Ю и без нее. Я буду называть эти слова. Если в них есть буква Ю, приседают девочки. Если в слове нет буквы Ю - приседают мальчики.
Юбка, кофта, север, юг, юный, старый, девушка, юноша, матрос, юнга.
IV. Чтение слов, предложений.
- Юля тоже приготовила для вас задание. Посмотрите на доску, прочитайте написанные слова сначала в первом столбике, потом - во втором.
Учащиеся читают.
Собаки хрюкают
Свиньи квакают
Вороны чирикают
Воробьи каркают
Лягушки лают
- Что обозначают слова в первом столбике? Во втором столбике? (В 1-м столбце слова обозначают названия животных, а во 2-м - действия, которые совершают животные.)
- Какое задание придумала для вас Юля? (Надо к словам первого столбика подобрать подходящие по смыслу слова второго столбика и прочитать их.)
- Выполните это задание.
Учащиеся выполняют.
- Юра и Юля любят читать книги. Прочитайте текст, поднимая руку во время прочтения слов с буквой Ю.
Мы любим ходить в школьную библиотеку. Там читают книжки и журналы А сегодня здесь конкурс на лучшую загадку.
Работа с текстом строится по следующему плану:
1. Чтение текста про себя.
2. Чтение текста вслух.
3. Ответы на вопросы по содержанию:
1) Что такое библиотека?
2) Кто из вас был в библиотеке?
- Скоро вас всех запишут в школьную библиотеку, и вы станете полноправными читателями.
- Какое задание получили дети? (Подготовить загадки для конкурса.)
- Вот какие загадки подобрали Юра и Юля.
Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И с квадратной головой. (Компьютер.)
Мышь на столике живет,
Крупы мышь та не грызет,
Водит стрелочку курсора
По экрану монитора. (Компьютерная мышь.)
- Почему Юра и Юля подобрали эти загадки? (Высказывания учащихся.)
- Дети спешат в библиотеку. Наш урок тоже заканчивается.
V. Итог урока.
- С какой буквой вы познакомились на уроке?
- Что вы о ней сегодня узнали?
Похожие статьи:
Конспект урока по обучению грамоте «Слог, ударение», 1 класс. Школа России
Урок обучения грамоте. Буквы Д - Т
Конспект урока по обучению грамоте «Устная и письменная речь», 1 класс. Школа России
Урок по обучению грамоте, 1 класс. Согласные
Конспект урока «Чтение слов с буквой П», 1 класс. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!