Урок №5. Обучение грамоте в 1 классе. Тема: Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги.
Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»
Прогнозируемые результаты:
• дети отработают навыки составления предложений;
• научатся делить слова на слоги;
• познакомятся с понятием «ударение», научатся различать ударные и безударные слоги;
• научатся выполнять задания по развитию фонематического слуха, внимания, логического мышления;
• расширят свой словарный запас.
Ход урока
1. Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы научились различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?; делить слово на слоги; составлять схемы слов. А вот какие бывают слоги и как они произносятся, мы узнаем сегодня.
2. Мотивация учебной деятельности
— Отгадайте ребус 7я. Назовите членов своей семьи. Произносите каждое слово по слогам, а затем слово полностью. Какой слог произносится громче остальных? (Мама, папа, бабушка и т.д.)
3. Работа по теме урока
— Послушайте отрывок из сказки. Как она называется? Кто её написал? Рассмотрите иллюстрацию на с. 11. Кто изображён слева? (Богатыри.)
Сколько слогов? Выполните схему этого слова. Теперь произнесите слово полностью. Какой слог произносится громче остальных?
Как называется такой слог? (Ударный. Он произносится громче других.)
«Ударьте» голосом ещё раз по этому слогу. Говорят: на этот слог падает ударение. На схемах это показывается значком «'». Какой слог ударный в слове богатыри? (4-й слог.)
Остальные слоги называются безударными.
Какие слоги называются ударными? (Слог, на который падает ударение, называется ударным.)
Какие слоги называются безударными? (Слог, на который не падает ударение, называется безударным.)
Как выделяется в схеме ударный слог? (Над ударным слогом ставится ударение.)
Аналогично проводится работа со словом царевна. Учитель обращает внимание на то, что в односложных словах ударение не ставится. (Царь.)
Сделаем вывод. (В русском языке ударение может падать на любой слог. Слог, на который падает ударение, называется ударным. Остальные слоги — безударные. Ударение обозначается специальным значком «'».)
Расскажите сюжет сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Составьте 3-4 предложения, связанные между собой.
Как можно назвать предметы на с. 11? (Посуда.)
Составьте схему слова посуда, разделите его на слоги, поставьте ударение, назовите ударный слог. Какое слово по схеме вы должны добавить? (Вилка, ложка, ножик, блюдце и др.)
Правильность подбора слова определяется схемой. Далее составляется рассказ со словами из группы «посуда».
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что мы узнали о слогах и слове?
Докажите на словах: ветка, ромашки, черёмуха, ива, дуб.
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России