Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Развитие навыков сотрудничества у дошкольников

Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста
В современном обществе одним из главных качеств человека является умение сотрудничать с людьми, в коллективе, решать общие задачи, находить пути решения конфликтных ситуаций, умение приходить к компромиссу. Как и с какого возраста формируются эти значимые для человека качества?
Многие известные исследователи (М.И Лисина, В.А Петровский, Т.А Репина) раскрывая процесс становления форм, поиска средств детского общения и сотрудничества, изучая возрастные изменения отношений к взрослому и сверстнику, неоднократно отмечали, что первоосновы сотрудничества формируются именно в период дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - чрезвычайно важный период начальной ступени социализации ребенка. В этом возрасте ребенок пытается осознать свое место в системе отношений с окружающими людьми. Группа детского сада - это первое своеобразное детское общество. Сотрудничество появляется в совместных играх детей, в совместной деятельности, где дети имеют возможность, самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Коллектив сверстников выступает для ребенка в качестве источника различных переживаний - как положительных, так и отрицательных.
В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования воспитанники детского сада должны научиться активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Как показала практика, многие дошкольники имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности. Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный, импульсивный; непосредственный характер, то есть дети замечают действия партнера только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общий способ решения задачи. В некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения, при слушании партнера не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники решить не могут. Появляются разочарования, обиды, агрессивность, эмоциональная подавленность, потеря интереса к жизни группы. Дети должны уметь работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам.
Первым посредником отношений между детьми выступает воспитатель, который помогает им наладить контакты. Именно воспитатель должен создать все необходимые условия для положительных взаимоотношений детей в детском коллективе.
Совместная деятельность дошкольника со сверстниками организуется в три этапа:
1. Необходимо понять и выбрать, как организовать совместную деятельность, в какой форме. Следует предлагать несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех детей, а затем усложнять задания.
2. Деление больших детских групп на более маленькие, так, чтобы каждый ребенок мог взаимодействовать и почувствовать свою значимость. Объединение детей в небольшие группы позволяет сформировать у них способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе.
3. Обсуждение с детьми общих целей деятельности и способы согласования совместных действий, как можно договариваться между собой, распределять задания. Но это возможно, когда у детей уже сформированы начальные навыки взаимодействия.
При формировании готовности к сотрудничеству педагог обязательно должен учитывать возраст детей:
• младшая группа – педагог обучает детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели в различных видах деятельности.
• средняя группа – педагог обучает детей способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов; развивает навыки контроля; организует детей в микрогруппы по 2-3 человека.
• старшая группа – педагог обучает детей способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведения спора, выхода из конфликтных ситуаций; обучает планированию предстоящей деятельности; развивает контроль, самоконтроль, самооценку; воспитывает ответственность за коллективный результат; организует деятельность в микрогруппах по 3-4 человека.
• подготовительная группа – педагог обучает детей самостоятельно использовать способы сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности, включая задания во всех видах занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности; организует микрогруппы, состоящие из 4-6 человек по выбору детей.
Для этого в образовательном процессе дошкольных групп широко используются такие методические приемы обучения сотрудничеству, как:
• демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и последующее их обсуждение;
• переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника;
• создание ситуации недостатка материала;
• создание ситуации выбора: задания, способа выполнения, материала, партнера;
• выработка правил взаимодействия и фиксация их с помощью условных обозначений.
В образовательный процесс включаются:
- творческие задания, предполагающие высокую степень самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и умения для решения нестандартных ситуаций;
- нетрадиционные формы организации совместной деятельности (конкурсы, викторины, интеллектуальные игры);
- организация детей в парах, тройках, малых группах;
- для организации совместной деятельности следует использовать такие задания, которые имеют наглядный конечный результат совместных действий.
Формирование у детей навыков сотрудничества происходит в различных видах совместной деятельности. Утром, принимая детей мы учим проявлять эмпатию, умение вступить в контакт или избежать нежелательного контакта, договориться о совместных действиях. Ребенку представляется возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или огорчениями. Приветствия, пожелания, комплименты и подарки, игры, обмен новостями - основа для того, чтоб наладить общение на весь день. Утром проводятся игры для сплочения коллектива; игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог; игры на развитие интереса к партнеру по общению: «Эхо», «Кто говорит?», «Кто я?» «Пожелания», «Комплименты», «Здороваемся без слов», «Рисунок на спине» и другие. Все это позволяет создать положительный эмоциональный настрой на весь день, обеспечить условия для межличностного общения детей и взрослых.
Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, необходимо проводить этические беседы, использовать литературные произведения, аудиозаписи.
Игра - это незаменимое средство сплочения детского коллектива. Детская игра отражает тот уровень взаимоотношений детей, который сложился в данном коллективе. Воспитатель должен помнить о том, что в игре могут закладываться и отрицательные свойства характера, такие, как агрессивность, соперничество, ревность, недоброжелательность, грубость. Игры на сплочение детского коллектива, способствуют созданию спокойной, доверительной обстановки, обеспечивают развитие социальной уверенности у дошкольников, повышают самооценку детей, их уверенность в себе: «Радио», «Скажи хорошее о друге», «Угадай по описанию», «Угадай, кто мой друг», «Комплименты», «Клубочек», «Передай игрушку по кругу», «Встаньте те, кто», «Разные приветствия», «Доброе животное», «Волшебный стул», «Подарок от души» и другие.
В течение дня неоднократно проводить дидактические игры со сверстниками, цель которых: установление доверительного контакта друг с другом; умение чувствовать состояние, настроение окружающих, умения внимательно относиться друг к другу, прислушиваться к мнению партнера; оказывать взаимопомощь, понимать интонацию других; развитие мимики и пантомимики; развитие наблюдательности.
При организации дидактических игр существует определенная последовательность. В младшей группе проводятся игры на развитие интереса к партнеру по общению, в средней группе - игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог, в старшей группе - игры на развитие навыков взаимодействия в группе, в подготовительной группе - игры на сплочение детского коллектива.
Важной составляющей каждого упражнения является рефлексия, через которую идет осмысление своих действий, чувств, поведения, результата совместной работы. Особенности проведения рефлексии:
• вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга;
• вопросы, адресованные детям, фиксируют их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания.
Грамотно организованная работа по развитию рефлексии, значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества, так как выводит ребёнка на осознанный уровень, позволяет ему самостоятельно регулировать собственное поведение.
Для формирования навыков сотрудничества важно использовать наглядные формы работы:
• «Доска желания» (книга желаний, цветок желаний, дерево мечты). Это макет планирования деятельности детей на неделю. В начале недели педагог с детьми выбирают, чем бы они хотели заниматься, в какие игры играть. Утром в понедельник, совместно с педагогом дети распределяют, в какой день и в какое время они будут реализовывать данные желания с учетом сетки занятий, режимных процессов.
Цель данной формы работы: создание эмоционального настроя детей на всю неделю; развитие умения договариваться между собой при распределении ролей и обязанностей; дети учатся делать выбор и планировать свою деятельность, отстаивать свою точку зрения; развитие эмпатии (умения принимать чувства другого человека).
• «Копилка добрых дел». Каждая семья изготавливает коробочку для своего ребенка, украшает ее. В эту коробочку складываются «добрые дела». Например, на осеннем листочке написано «Саша помог собрать игрушки Маше». Это и есть доброе дело. Листочек убирать в коробочку ребенка. Дети очень стараются, кто-то поднимет игрушку, другой подаст стул и т.д. Зимой можно складывать в коробочки – снежинки, летом – цветочки. В конце недели подводятся итоги. Фотография ребенка, у которого больше листочков, тот попадает на «Дерево добра».
Данные формы работы повышают уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывают нравственные качества: взаимовыручку, доброту, отзывчивость. Пособия интерактивны и предполагают высокую степень активности самих детей, позволяют осуществить решение задач, напрямую влияющих на развитие коммуникативного компонента личности.
Таким образом, формирование навыков сотрудничества становится возможным благодаря взрослому, т.е. нам с вами, при правильной организации совместной деятельности и игр.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Познание окружающего мира в детском саду Положение о временной творческой группе педагогов по теме: Конструирование - это интересно ОБЖ в детском саду

Похожие статьи:

Детская агрессия. Что делать?

Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности

Методики раннего обучения детей математике

Методика раннего развития детей Марии Монтессори

Черепашка своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото | Музейная педагогика в ДОУ. Из опыта работы
Опубликовано: 1647 дней назад (19 июня 2020)
Просмотров: 10560
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!