Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Музейная педагогика в ДОУ. Из опыта работы

Музейная педагогика
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому называются эти экспозиции - «мини-музеями». Цель мини-музеев: вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. У детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность, дети начинают более свободно оперировать образами.

Принципы музейной педагогики:
• Наглядность.
• Доступность.
• Динамичность.
• Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
• Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями
• Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому необходимо продумать включение практической части. Это могут быть разнообразные игры музейного содержания. Помимо игр можно заполнять музейные дневники. Выполнять домашние задания (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:
• У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
• Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
• У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Организация мини-музея в детском саду состоит из нескольких этапов:
1. Постановка целей и задач перед родителями. Проводятся родительские собрания, консультации, индивидуальная работа.
2. При выборе помещения необходимо учитывать количество экспонатов.
3. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4. Само оформление мини-музея, с соблюдением ряда условий:
• оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
• наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
• соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5. Разработка перспективного плана работы, в котором предусматриваются занятия с детьми, мероприятия для родителей, конкурсы и выставки, материалы для проведения анкетирования, диагностики
6. Выбор экскурсоводов (педагоги, старшие дошкольники, родители).
7. Открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.

Принципы создания мини-музея:
• Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ.
• Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности
• Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
• Принцип научности – экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
• Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка.
• Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.
• Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей.
• Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам.
• Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию чувства патриотизма.

Оформление мини-музеев
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы. Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.

Тематика мини-музеев может быть разнообразной:
• «Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;
• «Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;
• «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;
• Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
• «Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);
• «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
• «Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
• «Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;
Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;
• Картинная галерея;
• Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;
• «Воинской доблести и славы» и др.

Формы работы
• Беседы с детьми.
• Экскурсии для детей и родителей.
• Самостоятельное рассматривание экспонатов.
• Мастер-класс по изготовлению экспонатов.
• Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами.
• Творческие игры, образовательные путешествия.
• Чтение художественной литературы.
• Исследовательская деятельность, экспериментирование.
• Прослушивание аудио, просмотр презентаций.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом велика роль мини-музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Рекомендуем посмотреть:

Мини-музей в детском саду Музей кукол в детском саду Мини-музей в ДОУ Музейная программа для дошкольников 5-7 лет
Из опыта работы воспитателя ДОУ. Развитие навыков сотрудничества у дошкольников
Опубликовано: 1612 дней назад (23 июня 2020)
Просмотров: 1920
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!