Упражнение 3. «Новый предмет»
Цель: развитие творческого потенциала.
Используется метод искусственного комбинирования признаков известного, привычного объекта с различными признаками других объектов. Цель - усовершенствование данного объекта.
Например, мы хотим изменить стол. Переносим на него характерные признаки случайных предметов, объектов. Отмечаем эти признаки: телефон - звонит; муха - летает, жужжит; цветок - расцветает, увядает и т. д. Затем признаки в произвольных комбинациях переносятся на изменяемый объект.
Стремитесь не только использовать признак в его буквальном значении, но и развивать идею до ее логического завершения. Ваша цель - создать новый объект с новыми свойствами. Он должен иметь дополнительные функции.
(Примерные решения. Вариант «стол - цветок». С чем ассоциируется сочетание «расцветает - увядает»? Ассоциируется с изменением формы, качества, размеров. Примеры: складной выдвижной стол с обедом, многофункциональный стол (чертежная доска, мольберт); «звонящий» стол - для напоминания о делах и т. д.)
Ребята предлагают свои объекты и новые их сочетания (при этом выбор вариантов происходит случайно, без какой-либо системы).
Упражнение 4. «Время на перекуры»
Цель: развитие нестандартного мышления.
Работа в группах по 3-4 человека.
Вы - менеджеры компании. На производстве падает производительность труда из-за частых перекуров. Ваша задача - найти простые и эффективные решения этой проблемы.
Варианты ответов:
• сделать курилку из прозрачного материала, поставить ее на возвышение в центре цеха, на всеобщем обозрении перекуры не будут затягиваться;
• выплачивать материальное поощрение для некурящих.
Упражнение 5. «Художник-оригинал»
Цель: освободиться от стандартных форм мышления.
Психолог предлагает ребятам множество карточек с картинками. На них изображены животные, растения, предметы одежды, мебель и т. д. Каждый выбирает предмет, который ему больше нравится. Ребята получают инструкцию: пофантазируйте и изобразите этот предмет самым необычным образом, но так, чтобы в нем сохранилось как можно больше его признаков. Ваша цель - необычность и оригинальность изображения. Фантазируйте, забыв о логике и здравом смысле.
Варианты более простых заданий
Цель: развитие общих интеллектуальных способностей: наблюдательности, сообразительности, быстроты ума.
1. Вставьте слово, которое бы служило окончанием первого слова и началом второго.
Обы (...) ка. (Ответ: чай.)
2. Решите анаграммы и исключите лишнее слово: аалтрек; кожал; дмончеа; шкаач.
(Ответы: тарелка; ложка; чемодан; чашка. Исключаем слово «чемодан».)
3. Вставьте недостающее число.
(Ответ: надо вычесть число, стоящее в центре, из суммы чисел, стоящих слева и справа от него.)
4. Исключите лишнее слово: год, пир, кол, лом, тир.
(Ответ: исключаем слово «тир», потому что согласные всех остальных слов стоят в алфавите рядом.)
Психолог:
- Какое упражнение вам показалось самым интересным?
- Довольны ли вы творческой обстановкой в вашей группе?
- Кто, по вашему мнению, был самым сильным звеном вашей группы?
- Какое из предложений вы считаете самым удачным (оригинальным, практичным и т. д.)?
Ученики:
- Хотя в одной из современных песенок и поется, что «это так просто, раз - и ты уже взросльш(ая)», мы поняли, что быть взрослым - это и сложно, и ответственно. Поэтому думаю, что там пелось совсем не о тех вопросах, которые мы обсуждали сегодня. Взрослость - это прежде всего ответственность. За себя и за жизнь на Земле. - Быть взрослым - это непросто:
Не просто высоким стать, рослым,
А стать волевым и умным,
Вопросы решать разумно.
И многое знать и уметь,
На мир с оптимизмом смотреть.
Трудиться, с природой дружить,
Терпимым в общении быть.
Быть гражданином и сыном достойным,
И затушить все пожары и войны,
Стать человеком, не просто - слыть.
Это непросто - взрослым быть!
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Суд над скинхедами
Внеклассное мероприятие по теме Мода
Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Внеклассное мероприятие для студентов колледжа
Внеклассное мероприятие для 10, 11 класса. Тема: Этика
Внеклассное мероприятие для 10, 11 класса. Тема: Музыка