Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеклассное мероприятие для 10, 11 класса. Тема: Этика

Разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников.

Сценарий внеклассного мероприятия «Нравственные проблемы современного мира»

Цель: просвещение учащихся по проблемам прикладной этики.

Задачи: способствовать более глубокому изучению вопросов этики; провести разъяснительную работу среди учащихся по отдельным проблемам нравственного поведения; задействовать школьный актив для дальнейшей разъяснительной работы среди учащихся; ознакомить с реальным положением дел по затрагиваемым вопросам; заострить внимание на проблеме терроризма и его последствиях.

Подготовительная работа: обеспечение техническим оборудованием; приглашение гостей; предварительная договоренность с участниками пресс-конференции; предварительное анкетирование с целью выявления темы и интересующих ребят вопросов; подбор литературы по теме и консультации; оформление помещения; оформление выставки литературы по теме пресс-конференции.

Участники: учащиеся, актив, учителя истории, обществознания, МХК, психолог, социальный педагог, представитель правоохранительных органов, классные руководители, библиотекарь, заместитель директора по воспитательной работе.

Форма проведения: пресс-конференция.

Девиз: «Чем более цивилизованным становится образ жизни, тем более приближаются люди к тому, какими были они вначале: наивысшей ступенью знания оказывается неведение, а вершиной искусства - природа и нравственная простота» (Ф. Шатобриан).

«Важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение - главная задача образования» (А. Эйнштейн).

Ход мероприятия

В течение всей конференции ведущая регулирует процесс вопрос- ответ (имеет список вопросов, выстраивает их в логической последовательности, предоставляет возможность задавать вопросы, возникшие в ходе конференции).

Каждый ученик, задающий вопрос, представляет себя и вид общественной работы, которой он занят.

Ведущая. Наша сегодняшняя пресс-конференция посвящена проблемам нравственности в современном мире и нашем обществе. В работе принимают участие... (Представляет гостей.)

Редактор общешкольной газеты. Мы - представители своей эпохи. И, на наш взгляд, среди современных людей достаточно таких, кому можно подражать: замечательные ученые и врачи, политики, прилагающие все силы для улучшения жизни нашего общества; люди, совершающие подвиг во имя Родины, и обычные труженики, которые добросовестно относятся к своему делу, укрепляя тем самым нашу экономику и улучшая повседневную жизнь. Значит, людей с высоким уровнем нравственности у нас достаточно много.

Вместе с тем все чаще поднимается вопрос о падении нравов и уровня нравственности вообще. Так что же происходит с нравственностью? Совершенствуется ли она в ходе развития человечества?

Учитель MXК. Где-то в 70-е годы ответить на этот вопрос было бы легко и просто. В то время все оптимистично заявляли, что нравственность развивается, а люди поступательно идут по пути прогресса, что герой времени - высоконравственный человек социалистического общества, а безнравственен капиталистический бизнес и его дельцы.

С тех времен многое изменилось в сознании людей. Многие поняли, что бизнес - это не так плохо и что его можно делать и чистыми руками. Кто-то, наоборот, во всем разочаровался, другие усомнились. Но тем не менее достаточно людей, которые уверены в том, что нравственность была, есть и будет. И что она, несмотря на все, развивается и меняется в связи с реальными переменами в жизни людей.

В наше время философы связывают свои надежды на прогресс в развитии (улучшении) общественных нравов с все возрастающим развитием разума, увеличением его влияния на умы человеческие. В конечном итоге, говорят они, человек должен понять, что он живет не изолированно, а в мире таких же людей. И его действия всегда найдут тот или иной отклик. Как говорится, на всякое «ау» есть ответ. Человеку разумному, просвещенному понять это несложно.

К тому же в последнее время развитие морали получило большую поддержку в лице православной церкви, ее христианско-религиозного обоснования моральности.

Член исторического кружка. Развитие каких идей высокой морали мы можем видеть в дне сегодняшнем?

Учитель истории. Надо отметить, что идеи высокой морали, хоть и не так быстро, как нам бы этого хотелось, находятся в постоянном развитии дня сегодняшнего. Они все активнее проникают в общественное сознание граждан. Об этом в первую очередь говорят гуманистические принципы нашей жизни. Развивается идея ценности жизни каждого человека в мире людей, все большее развитие получают права и свободы. Человек рассматривается как неповторимая индивидуальность. Расовая и этническая принадлежность не мешают человеку стать равным среди равных. Все эти идеи достаточно активно проповедуются средствами массовой информации. Они также отражены в важных документах, которые принимались мировым сообществом на протяжении XX века.

Я бы даже сказала, что нравственность стала распространять нормы морали даже в такие сферы, которые раньше ей были мало подвластны. Я сейчас говорю о формирующемся принципе демократического согласия, он помогает регулировать отношения внутренней и внешней политики государств. Для решения спорных вопросов пропагандируется не насилие, а мирный путь урегулирования, компромисс и взаимовыгодные соглашения. Пытки, физическое и психическое насилие осуждаются и запрещаются. Например, отношение солдат США к военнопленным получило широкий резонанс и осуждение.

Растет нравственность общественного сознания и в вопросах экологии, защиты природы. Морально-практические качества (исполнительность, добросовестность, честность) развиваются у современного человека на основе развития рыночного производства. Люди учатся выполнять свои обязанности и обязательства, уважать права других людей.

История полна фактов, которые указывают на то, что о жизни каждого человека как о великой ценности никто особенно не задумывался. Чего только стоили события одной Варфоломеевской ночи! Да и позже выжигались и вырезались целые города. XX век внес в этот вопрос изменения в том плане, что сделал моральные установки нормами права.

Экскурсовод школьного музея. Жестокость ограничил закон, рыночная конкуренция продиктовала свои правила и нормы: не будешь честным и добросовестным исполнителем, можешь остаться без средств к существованию. Выходит, что определенные ограничения удерживают человека от безнравственных действий и поступков. А как же сам человек, его духовность и нравственность? Чего она стоит, если только находится на уровне сдерживающих факторов? Может ли человек быть высоконравственной личностью в наше время без принуждающих и ограничивающих его поступки обстоятельств?

Учитель истории. К сожалению, далеко не каждый и не всегда. Люди не похожи друг на друга. Так было, есть и будет. Значит, и уровень их нравственности тоже будет разным. Взять, к примеру, проблему жестокости. В социальных и этнических конфликтах нашего времени проявляются иногда еще более страшные и изощренные виды цинизма и жестокости, чем в былые времена (использование напалма во Вьетнаме, бомбежка Хиросимы, межнациональные конфликты, терроризм и т. д.). В XX веке участились и войны. Их частота превысила среднюю частоту за известный человечеству период в 1,5 раза.

Войны стали одной из форм государственного террора. Человечество изобретает все новые методы уничтожения людей: ядерные, биологические, нейтронные. На войнах наживаются, огромные капиталы. Обогащение за счет гибели народа - это верх безнравственности.

Корреспондент школьного радио. XX век предоставил возможность расцветать всевозможным организациям, тайным и явным, которые не только пропагандируют идеи неравенства и насилия, но и активно претворяют их в жизнь, путем террористических актов. О терроризме и терроре уже упоминалось в предыдущем ответе. Мне приходилось читать о том, что терроризму и террору иногда даже находят какие-то моральные оправдания. Как это понимать?

Учитель обществознания. Корни терроризма уходят в далекое прошлое. А вот этическая оценка возникающих при этом проблем появилась сравнительно недавно.

Каково же отношение морали к такому явлению, как насилие (а в случае террора оно превентивное)? Когда насилие касается непосредственно нас самих, то мы считаем его опасным и неприемлемым. Этика, провозглашая самоценность личности, не может оправдывать насилие, а значит, и террор. Террор преследует безнравственные цели, потому что воля, права, жизнь людей не берутся в расчет. Насилие отрицает значимость самой жизни человека.

Но возникает, естественно, вопрос о нравственности при применении силы, как говорят, «с добрыми намерениями». Если JI.H. Толстой ратовал за «непротивление злу насилием», то И.А. Ильин обосновал применение морально оправданного принуждения. Когда же принуждение оправдывается?

Во-первых, когда нет другого способа пресечь зло, когда предупреждается другой вид насилия. Необходимая оборона, например война против врагов Отечества, его защита, не может считаться безнравственной. Такие действия вполне оправданны. Под эту категорию подходит и деятельность государственных силовых органов по предотвращению или обузданию преступности. Принуждая преступника, силовые органы стремятся поставить его на путь перевоспитания.

Член факультатива «Этика в нашей жизни». А разве каждый из тех, кто выступает в качестве представителя насильственного облагораживания личности, имеет на это моральное право?

Учитель обществознания. С сожалением приходится констатировать, что далеко не каждый. Отсюда и постоянно возникающие вопросы о коррупции и превышении должностных полномочий. К тому же известно, что границы насилия могут расширяться, так как обладание властью и силой способно нравственно развращать людей.

В жизни достаточно много примеров, когда насилие вызывает ответное противодействие, и чаще всего это тоже происходит в форме насилия. Вот так и замыкается наш круг.

Прообразом современного терроризма в России послужила деятельность народовольцев и эсеров. Хотя террористы всегда утверждали, что они за обиженный народ и борются «за идею», это вовсе не означало и не означает, что социум мог принять их деятельность. Ведь терроризм - это всегда насилие. Насилие, которое отнимает жизнь ни в чем не повинных людей.

Корреспондент школьного радио. Террористы - это тоже люди, хотя скорее, только, в биологическом плане, а не в хорошем смысле этого слова. Если они совершают определенные поступки, значит, находят им какое-то оправдание. Чем же они оправдывают свою деятельность?

Страницы: 1 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!