Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Внеклассное мероприятие для студентов колледжа
Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников.
Внеклассное мероприятие для студентов колледжа.
Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов: Кто ты, молодой современник?
Цель: приобщение учащихся к публицистической деятельности.
Задачи: развивать полемические навыки; совершенствовать мастерство выступления перед аудиторией; формировать умение критически высказываться о своем отношении к негативным явлениям жизни; предоставить возможность сделать конкретные предложения по решению проблемы.
Подготовительная работа: выделить путем опроса или анкетирования наиболее важную для обсуждения проблему; сделать ящик для сбора анонимных вопросов по теме; вывесить объявление с указанием темы и предлагаемых для обсуждения вопросов; подготовить техническое оборудование для проведения мероприятия; выявить желающих принять участие в обсуждении; организовать выставку литературы по вопросам ораторского мастерства; ознакомить учащихся с рекомендациями для выступающих, с этой целью вывесить плакат-схему.
Участники: учащиеся, учителя, представители администрации школы, классные руководители, комиссия для отбора и выработки конкретных предложений.
Форма проведения: свободный микрофон.
Плакат-схема: тезис➙ аргументы для его обоснования ➙ факты и примеры ➙ выводы и предложения.
Ход мероприятия
Ведущий. С малых лет дети, старательно выговаривая слоги, читают: «Я бы... пошел, пусть меня научат». О том, кем быть, мы действительно задумываемся очень часто. Наше общество предоставляет молодым много возможностей. Каждый выбирает то, что больше соответствует его идеалам, интересам, потребностям, запросам. И это естественно. Ведь потребность проявить себя, считал Л.Н. Толстой, одна из насущных потребностей человека.
Молодые люди, вступающие во взрослый период жизни, начинают оценивать ее с точки зрения своих идеалов, сравнивают настоящее с прошлым, думая о том, что их ожидает в будущем. И далеко не все смогут быстро реализовать себя в повседневной жизни. И скорее всего, они не особенно задумываются о том, почему так происходит, потому что жаловаться на всех и вся, на жизнь гораздо проще.
Уделяя достаточно внимания вопросу «кем быть?», часто ли дети, подростки, а затем уже юноши и девушки задумываются о том, каким быть?
Да, у молодежи много проблем. Любые изменения в жизни общества оказывают влияние на молодежь. Но во все времена молодым людям, которым было все равно, что происходит вокруг, людям с запоздалым гражданским созреванием, иждивенческими настроениями, нежеланием трудиться приходилось непросто.
О роли и месте молодежи в нашем обществе, о тех проблемах, которые возникают у молодых, о том, каким надо быть, чтобы реализовать себя в жизни, о том, каким человеком для этого надо быть, мы и предлагаем вам поговорить сегодня. Путь к микрофону открыт.
Ученик 1. Чем старше мы становимся, тем сильнее многих из нас начинает волновать вопрос о том, кем быть и каким быть. И это правда, что, не подумав о том, каким быть, не подготовив себя к ответственному периоду жизни, некоторые из нас начинают выпадать из нее, из того процесса, который предлагает нам повседневная жизнь.
Молодежь, столкнувшись с трудностями и непониманием, начинает потихоньку гасить свой «благородный, неукротимый огонь молодости». Считаю, что причиной этому - незрелость определенной части молодежи.
Вся наша история, история развития человечества - это последовательная смена поколений. И новое поколение, которое приходит на смену старому, должно, во-первых, усвоить все то, что выработано предшественниками, во-вторых, что-то поменять в связи с изменившимися условиями жизни, а в-третьих, приумножать созданное. Иначе - застой.
Говоря о том, каким должен быть наш молодой современник, необходимо вспомнить именно о зрелости молодежи. А показателем этой зрелости являются ее готовность и умения принимать решения, действовать самостоятельно в новых условиях жизни, а самое главное - брать на себя ответственность за предпринимаемые действия.
Новаторство, инициатива, энтузиазм - вот чего требуют современные условия жизни, все возрастающий ее темп. И такие требования предъявляются к каждому из нас.
Готовы ли мы к этому, готовим ли мы себя к этому? Далеко не все и не каждый. И одна из причин, считаю, в следующем: нарушена нравственная основа взаимодействия поколений. В частности, с родителями. Одни не хотят внимать доводам старших, другие предпочитают отмалчиваться, третьи находятся в депрессии из-за затянувшегося конфликта.
Но ведь многих из нас волнуют вопросы: как, почему и кем изменяется наша действительность? Какую роль играют в этом наши родители? Какая роль предназначена нам? Не всегда удается поговорить об этом с родителями дома. Чаще всего это происходит урывками, и многие вопросы так и остаются без ответов. Кто-то из родителей и хотел бы объяснить, да не может. Другие вообще не поднимают таких вопросов дома. Не всегда эти вопросы удается разобрать и на классном часе. Возможно, стоит собраться всем вместе: родителям, учащимся, учителям, специалистам, которые смогут ответить на волнующие вопросы, объяснить многое не только нам, но и нашим родителям. Информация, грамотно преподнесенная и растолкованная, советы специалистов, не просто наставления, а настоящее взаимодействие со взрослыми, наравне с ними - вот чего нам очень не хватает.
Ученик 2. К ответственности за свои поступки, принятые решения бездеятельные инфантильные молодые люди не готовы. Взрослея и даже став взрослыми, они сохраняют физические и психические черты, которые свойственны детскому возрасту. Эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и подчиняемость - вот что характеризует таких людей. А современный молодой инфантилизм очень рационален и практичен. Его рассматривают даже как сознательную неготовность к гражданской ответственности. Зато у молодых инфантилов хорошо развита цепкость в потреблении, отлично продумана паразитирующая позиция. Проще устроиться зятем или невесткой в богатом доме с благоустроенным бытом, чем нести ответственность за себя, за близких, за судьбы других людей и общества.
Что же приводит молодых людей к инфантилизму? Прежде всего, это та чрезмерная забота, которой человек окружен с детства. Портфели и даже ранцы носят и возят родители, дедушки - бабушки, готовит и убирает мама или домработница. Уроки? А зачем родители или репетиторы? Вот так сами взрослые начинают убивать самостоятельность и чувство ответственности.
Зачастую и в школе мы встречаемся с подобными явлениями. Нам нечасто доверяют сделать разработку какого-то мероприятия. Опасаются, что что-то будет не так. Так поработайте подольше вместе с нами, посидим, подумаем, посоветуемся. Классные руководители не всегда могут доверить нам даже сбор денег на экскурсию, потому что мы знаем случаи, когда эти деньги у кого-то воровали, другой «ответственный» часть их потерял. Теряли списки, забывали о поручениях и т. д. Вот и получается, что учителя поступают, как наши мамы, - проще сделать самой, чем упрашивать или переделывать. А чего стоят наши «трудовые десанты»? Вернее сказать, что они ничего не стоят. Разве только испорченных нервов классных руководителей.
Думаю, что хороший труд, приносящий ощутимые плоды, вразумил бы многих. Почему бы нам не организовать подработку в летний период (ремонт в школе, благоустройство, работа в сельском хозяйстве, на предприятии)? В процессе такой работы возникает масса вопросов, которые приходится решать. Все это плюс производительный труд не только для себя, но и на общественную пользу позволят многим узнать цену заработанного рубля, приблизит к жизни, поможет побороть беззаботность, потребительские запросы и лень.
Ученик 3. Я понимаю, что взрослые хотят нас видеть серьезными и ответственными. Но для этого, согласитесь, они должны найти путь к нашим сердцам. Многие наши интересы, заботы, проблемы ими бывают не поняты или проигнорированы. Не слишком ли часто мы слышим фразу: «Не говори глупостей». А какие они, «не глупости»? И почему вы считаете, что это обязательно глупости? А давайте поспорим. Найдете вы для этого время?
Хорошо ли взрослые знают наши привычки, вкусы, все то, чем живет сегодня подросток, чем живут молодые люди? Умеют ли взрослые хотя бы иногда посмотреть на мир нашими глазами? Или попытаться поставить себя на наше место в каких-то трудных или неординарных ситуациях? Умеют ли они нас слышать и слушать? Знают ли они, на что мы способны, опираются ли они на то сильное, что есть в нашем характере? Хватает ли у них времени возиться с нами, чтобы понять, вовремя подсказать? Иногда у меня создается впечатление, что все мы сами по себе.
Наверное, кто-то уже подумал, что я предъявляю слишком много требований к взрослым, ничего не говоря о нас, молодежи.
О нашем чувстве долга, ответственности и т. д. Хочу сразу предвосхитить ваш вопрос. Все сказанное в большой мере относится и к нам. Поэтому я и хочу предложить учителям, родителям, учащимся хотя бы время от времени собираться вместе, чтобы обсуждать все наболевшие вопросы, все то, что волнует взрослых и нас, молодых.
В одной песне я слышал замечательные слова: «Стать бы нам чуть-чуть искренней, нам не жить друг без друга». Может быть, в этом недостатке искреннего общения тоже кроется причина того, что вы нас видите не такими или что мы вырастаем не такими, какими бы вам хотелось нас видеть.
Ученик 4. Если говорить о том, каким должен быть наш молодой современник (к этой части общества скоро будем относиться и мы), то я считаю, что молодые должны быть людьми творческими. Ум, знания, энтузиазм - все во власти молодых. Как говорится: «Твори, выдумывай, пробуй!» Только, к сожалению, всегда ли мы правильно понимаем, что такое творчество? Ведь многие считают, что творческие люди это обязательно ученые, композиторы, поэты! Только творчество, уверен, бывает в любой, даже самой скромной и простой профессии. Один водитель ведет автобус так, что можно подсчитать все ямки на дороге. А другой старается, чтобы поездка для людей была как можно комфортнее. Один раз тебе починят обувь так, что испортят настроение. А другой мастер сделает так, что ты на своих сапогах сэкономишь еще и деньги на новую покупку. Это ли не творчество? Что такое творчество? Это умения доставлять людям радость, приносить им пользу.
Некоторые ребята с презрением относятся к подобным профессиям. Они называют их плебейскими. А может, все потому, что мы слишком мало знаем об этих профессиях? И зачастую совершенно ничего не знаем о людях, которые занимаются, как нам кажется в молодости, совсем не тем делом? Может, именно поэтому молодые люди боятся посвятить себя такому труду? А я уверена, что рядом с нами живут и трудятся незаурядные люди, труд которых мы иногда не замечаем, принимаем его как должное. Труд, без которого наше существование немыслимо.
Наше время требует творчества от каждого человека. Не творчества-хобби, а творчества как повседневной рабочей задачи каждого из нас, как способа жизни, отношения к себе и людям, к своему труду и всему нас окружающему.
Хочу предложить организовать встречу с профессионалами в области сферы быта, например. А еще интересно пообщаться с людьми, которые занимаются народными ремеслами. Сколько там подлинно талантливых, творческих людей! Может, и кому-то из нас захочется самовыражения именно в этих профессиях?
А то ведь мы уже договорились до того, что и профессия инженера непрестижна. И считаем, что инженер - это только исполнитель, получающий мизерную зарплату. Я прочитала, что слово «инженер» происходит от латинского ingenium, что означает «способность, изобретательность». Так не занимайтесь переработкой готовой информации, а производите ее. Учитесь, совершенствуйте свои способности, изобретайте! Разве нам запрещают стать гениями? Появится и чувство удовлетворения жизнью, и сознание того, что ты просто необходим в этой жизни.
Ученик 5. Может, кто-то во всем видит творчество, а я вижу, прежде всего, высокий уровень профессионализма. Ведь уважающий себя профессионал никогда не опустится до посредственного исполнения своей работы. Но чтобы стать настоящим профессионалом, надо любить свою работу. А любить ты ее будешь только тогда, когда решишь заниматься тем или иным делом по призванию. Выбор ума и души должен быть в полном согласии. Чтобы вопрос решился именно таким образом, необходимо как можно больше узнать о своей будущей профессии. И как можно раньше узнать, годен ли ты для этой работы. По силам ли будет тебе овладеть всем необходимым для этой профессии багажом знаний, есть ли у тебя способности, которые помогут достичь в избранном деле успеха. Или ты станешь бесталанным ремесленником, которому работа будет в тягость.
Моя мечта - стать управленцем, современным менеджером. И считаю, что руководить должны молодые, те, кто не боится принимать смелые, конечно, хорошо обдуманные решения. Мне многие говорят, что я - прирожденный лидер. Но это в школе. А есть ли у меня другие качества, которые необходимы человеку данной специальности? Мне известно, что руководство - это и умственная, и физическая деятельность. И для того чтобы успешно руководить людьми, необходимы не только лидерские, но и другие личностные качества. Руководитель - это в какой-то степени еще и дипломат, и воспитатель и т. д. К тому же я предполагаю, что личностные качества руководителя-мужчины и руководителя-женщины имеют некоторые различия. Я понимаю, что можно поступить в вуз и изучить все это там. Но не будет ли поздно? Чтобы быть классным профессионалом, работать с удовольствием (результаты такой работы всегда приносят хорошие плоды), а значит, и приносить большую пользу государству, надо точно знать, куда и зачем ты идешь. И готов ли ты к тому, что тебя ожидает при выборе конкретной профессии?
Предлагаю для успешного изучения таких вопросов, для оказания помощи в вопросе нашей профориентации организовывать встречи с представителями отдельных профессий и чаще прибегать к помощи нашего психолога. Ведь именно он поможет обнаружить в себе порой скрытые даже от нас самих возможности ума, способности и склонности или отсутствие того, что помогло бы добиться успеха в избранном деле. Думаю, что это заставит задуматься многих, и они не станут занимать чужие места в тех же вузах. Помогите нам найти свое призвание, определить то место в жизни, где мы будем чувствовать себя комфортно и где принесем больше пользы государству.
И еще хочу заметить, что не стоит надеяться на то, что в недалеком будущем всё станут выполнять роботы, а нам останется только командовать. Уверена, что человеческий гений никогда не создаст ничего такого, что смогло бы освободить его от творчества. Значит, творчеству надо учиться. Хорошо бы иметь возможность посещать такие занятия, которые развивали бы наши способности в вопросе творческого решения повседневных задач и развития практического интеллекта.
Ученик 6. Наш молодой современник - это человек уже XXI века. Каждая эпоха имеет свою философскую идею. Ученые и исследователи пришли к выводу, что XIX век был веком оптимизма, а век XX упрочил чувство гордости и оптимизма. Это все, конечно, чувства оправданные. Человек в некоторых вопросах превзошел даже героев сказок. И человек действительно из просто человека разумного постепенно превращается в человека творческого. Но что же получается? Мы считаем, что для того, чтобы стать квалифицированным специалистом, надо много и хорошо учиться. И похоже, что все больше людей склоняются к мысли о том, что жить - это просто. Что для этого не требуется особых знаний. Почти каждый в этом вопросе считает себя знатоком. Человек все больше превращается в орудие внешних целей. Для него важно все, за исключением его собственного искусства жить. Он уже больше не для кого, а для чего, а значит, и не для себя. Теряются те способности, которые делают его человечным. Новая моральная проблема XXI века - это безразличие человека к самому себе. Люди превращаются в орудие внешних целей, утрачивая при этом свою индивидуальность. Кто они? Пользователи, потребители, партнеры (даже в личных отношениях!).
Как трудно в таких условиях найти смысл жизни, говорить о нравственном развитии. Для этого развития и нравственного совершенствования должен быть стимул. Думаю, что молодое поколение могло бы подхватить идею интеллигентности. Молодому веку - новые идеи и начинания, которые помогли бы нам всем почувствовать себя чище и увереннее на Земле.
Предлагаю более подробно разобраться в идее интеллигентности, начиная с самого понятия «интеллигент». Уверен, что будущее за такими людьми. А мы туда все стремимся.
Ученик 7. Думаю, что понятие «интеллигент» очень глубокое и емкое. Это, прежде всего, гармония внутреннего и внешнего, это самосовершенствование и упорядочивание всех вопросов человеческой жизни.
Я знаю, что для многих это понятие начинается с умения общаться с другими людьми. Часто мы, старшеклассники, умело описав на уроке литературы героя произведения, теряемся, когда приходится высказать свою собственную мысль, отстоять свою точку зрения, что-то аргументированно доказать. Наша речь пестрит сленгом, междометиями. Многие просто не в состоянии беседовать спокойно, глядя друг другу в глаза. Мы теряемся, подчас мямлим, не можем убедительно что-то сказать, находясь на трибуне. А ведь наступают новые времена, время дипломатии, договоров и убеждения. Переговоры и заключение контрактов, работа с персоналом, межличностное общение на высоком уровне - успех все больше зависит от умения общаться, убедить, подойти творчески даже к конфликту, то есть от культуры межличностных отношений.
Конечно, когда человек понимает, что ему это необходимо, он начинает всему обучаться. Но я убежден, что для того, чтобы почувствовать себя современником XXI века, нам надо начинать обучение той же риторике уже со школьного возраста. Пусть это будут факультативные занятия или серия классных часов.
Молодые хотят от жизни многого. А большинство начинают понимать и то, что без культуры межличностных отношений уже не обойтись. Если и начинать свой путь к интеллигентности, то стоит для начала взяться за ум, образование и, конечно же, учиться общаться. Чтобы суметь убедить и не навредить ни себе, ни другим; уметь расположить к себе человека и не терять ничего в жизни из-за того, что ты не мог сказать что-то вовремя или сказал, но не то или не так. Я за курс риторики в школе.
Ученик 8. Для меня молодой человек XXI века - это именно тот, кто найдет наконец разумный компромисс не только в человеческих отношениях, но и в отношениях с природой. Такой человек должен до конца осознать, что природа - это он сам.
Разумеется, тема природы и человека активно обсуждается и в наше время. Переживают, сетуют, митингуют. Человек победил природу. Он долгое время нуждался в защите от нее. Но пришло время, когда природа стала нуждаться в защите от человека. Истощаются ресурсы, наши «усилия» приводят к различным природным катаклизмам или заражению всего того, чем мы живем: воздуха, почвы, воды.
Да, человек говорит о бережном, щадящем отношении к природе. И что-то даже щадит, используя ее ресурсы в разумных пределах. Это разумный общественный подход к решению проблемы жизнеобеспечения.
Но в этой проблеме есть и еще одна сторона - нравственная. Ведь глумятся над природой не только те, кто не знает последствий ее использования. Чаще это проделывают люди знающие и понимающие - образованные, но не интеллигентные, потому что они бескультурно относятся к природе, а значит, и к людям, и к себе.
Теряет что-то природа, теряет и сам человек. Он теряет чувство сострадания к другому живому существу, будь то животное или человек.
Все начинается с детства: с брошенного камня в беззащитное животное, с разоренного или сожженного муравейника. Мне кажется, что именно здесь закладываются основы нравственности и будущей интеллигентности тех, кто будет вершить судьбу нашей страны. Если мы - часть природы, то необходимо наконец научиться жить не только по уму, но и по душе.
Предлагаю провести наши летние походы под девизом «Природа - это я». И не просто насладиться отдыхом, а сделать его приятным и полезным. Для этого необходимо узнать, какую именно помощь мы можем оказать ближайшему заповеднику (питомнику, лесхозу, рыбному хозяйству, зоопарку и т. д.).
Выводы и предложения комиссии (состоит из представителей администрации, совета школы: родителей и учащихся):
1. Провести конференцию старшеклассников по теме «Роль молодого современника в общественно-политическом и морально-нравственном развитии общества».
2. Обсудить возможности и организовать общественно полезную работу учащихся в летний период.
3. Провести круглый стол (учащиеся, родители, учителя) по теме «Чтобы понять друг друга».
4. Изучить пожелания ребят относительно встреч с представителями разных профессий. Оказать помощь в организации встреч и экскурсий.
5. Обратить особое внимание на работу школьного психолога, врача и классных руководителей по вопросу профориентации учащихся. Выработать соответствующие рекомендации.
6. Рекомендовать классным руководителям провести классные часы, круглые столы по теме «Что для меня означает интеллигентность XXI века?».
7. Рекомендовать администрации изучить мнение учащихся по вопросу организации факультативных занятий по риторике.
8. Привлечь к участию членов совета школы (родительский актив); заместителю директора по воспитательной работе совместно с учителями физической культуры, классными руководителями и активами классов разработать маршруты летних походов.
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие для 10, 11 класса. Тема: Этика
Внеклассное мероприятие по теме Мода
Разработка внеклассного мероприятия, 10-11 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!