Внеклассное мероприятие 10, 11 класс
- Юность - это время жизненного самоопределения. А у нас действительно не хватает для этого опыта. Вот и получается, что одни себя переоценивают, а другие, наоборот, недооценивают. Вот нас и заносит то туда, то сюда. Думаю, что и у моего друга наблюдается такой перекос. Он отличный парень. Умный, интересный собеседник. Но вот с физкультурой и спортом он не в таком ладу, как ему бы хотелось. Он решил, что мало чего стоит, только потому, что не смог добиться в спорте тех результатов, каких достигают другие. «Я никакой, - говорит он. - Ведь другие же смогли. А я нет».
- Жизнь, конечно, - школа суровая. И различного рода перекосы только вредят ей. Не стоит хныкать и заниматься самобичеванием или безответственно бравировать. Изучив себя и свои возможности, надо просто понять: «Что я? И кто я? На что я годен в этой жизни?» А еще осознать себя как личность. Понять свою самоценность и уникальность.
- Человек выполняет в жизни множество социальных ролей. Все эти роли образуют сферу его жизнедеятельности. Это семейная и профессионально-трудовая сферы, геосфера и эгосфера. Если личность не может полностью реализовать себя во всех сферах, то, по крайней мере, в некоторых из них человек всегда себя находит. Поэтому надо просто твердо знать, где и в чем ты сможешь реализовать свои возможности в полную силу.
- Мне кажется, что в решении этих вопросов главное - знания. Но прежде всего, надо точно знать, что же необходимо изучить. Мне бы хотелось услышать ответ на этот вопрос, услышать мнение присутствующих.
Ведущая. Человек должен быть хорошо ознакомлен со своими анатомо-физиологическими особенностями. Об этом мы уже с вами говорили. Так же как и о всестороннем развитии личности, о прекрасном сочетании в человеке красоты внешней и внутренней, духовной.
Ученик. Согласен, что каждой личности необходимо гармоничное развитие. Но чтобы правильно развиваться, надо правильно мыслить.
Ведущая. У учащихся в школе происходит развитие всех видов мышления: практически-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Эти виды мышления неодинаково развиваются на уроках по разным предметам. И конечно, они неодинаково развиты у разных людей.
Ученик. Наш учитель математики говорит, что, для того чтобы чего-то добиться в науках (а многие из нас к этому стремятся), нам необходимо больше развивать свое абстрактное и логическое мышление. Некоторые ребята проверяли себя тестом на определение уровня математического мышления. А как можно проверить уровень своего абстрактного и логического мышления?
Психолог. Для этого тоже существуют всевозможные тесты. Сейчас мы с вами постараемся выяснить, насколько вам доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей.
Инструкция. На бланке перед вами 20 пар слов. Слова в каждой паре находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары расположены шесть букв, которые обозначают шесть типов логической связи. Примеры всех шести типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «Шифр».
1. Вы должны определить отношение между словами в паре.
2. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «Шифр».
3. После этого в буквенном ряду обведите кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «Шифр» аналогу.
4. Время на выполнение задания - 3 минуты.
Шифр
A. Овца - стадо.
Б. Малина - ягода.
B. Море - океан.
Г. Свет - темнота.
Д. Отравление - смерть.
Е. Враг - неприятель.
Материал для работы с тестом
1. Испуг - бегство А Б В Г Д Е
2. Физика - наука А Б В Г Д Е
3. Правильно - неверно А Б В Г Д Е
4. Грядка - огород А Б В Г Д Е
5. Пара - два А Б В Г Д Е
6. Слово - фраза А Б В Г Д Е
7. Бодрый - вялый А Б В Г Д Е
8. Свобода - воля А Б В Г Д Е
9. Страна - город А Б В Г Д Е
10. Похвала - брань А Б В Г Д Е
11. Месть - поджог А Б В Г Д Е
12. Десять - число А Б В Г Д Е
13. Плакать - реветь А Б В Г Д Е
14. Глава - роман А Б В Г Д Е
15. Покой - движение А Б В Г Д Е
16. Смелость - геройство А Б В Г Д Е
17. Прохлада - мороз А Б В Г Д Е
18. Обман - недоверие А Б В Г Д Е
19. Пение - искусство А Б В Г Д Е
20. Тумбочка - шкаф А Б В Г Д Е
Ключ
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
||
д |
Б |
Е |
А |
А |
Е |
г |
Е |
В |
Г |
д |
Б |
Е |
А |
Г |
Е |
В |
Д |
Б |
В |
||
Оценка |
|||||||||||||||||||||
Балл |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||||||||||||
Кол-во правильных ответов |
19 |
18 |
17 |
15 |
12-14 |
10-11 |
8-9 |
7 |
6 |
||||||||||||
Анализ результатов
Если испытуемый правильно и без особого труда выполнил все задания и логически объяснил все соотношения, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.
Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении (только после тщательного анализа, ошибок и рассуждений), можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей.
Наиболее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «прохлада - мороз».
(Психолог приглашает ребят на индивидуальные собеседования и консультации.)
Ведущая. Каков же он, этот путь к взрослости и зрелости? Что мы воспитываем в себе, какими становимся?
Ученики:
- Мы идем по дороге добрых дел и труда. Разумно используя свое свободное время, открываем в себе способности и дарования. Учимся любить и оберегать природу. Познаем счастье приобщения к миру прекрасного.
- Получая образование, постигая, изучая, участвуя, приобщаясь, то есть занимая активную жизненную позицию, мы постепенно становимся граждански зрелыми людьми.
- Но я бы сказал, что наше общество столкнулось с проблемой гражданского взросления. На фоне акселерации у многих представителей молодого поколения наблюдается затянувшийся период инфантильности. Становление личности, нравственная зрелость измеряются не оценками в дневнике. Сдав все на «отлично», мы должны выдержать главный экзамен в жизни: на звание человека и гражданина.
- Быть граждански зрелым человеком - значит оставить заметный след в жизни. Есть много примеров гражданского отношения к жизни совсем молодых людей. Но и отрицательных, к сожалению, более чем достаточно. А казалось бы, чего проще: вместо праздного ничегонеделания, хандры и искусственного взбадривания алкоголем иди и трудись. Трудись добросовестно, с душой. И ни один человек не скажет, что ты несамостоятельный, невзрослый или что ты не состоялся.
- Согласен, что выбор жизненных ценностей определяет и нашу взрослость, и гражданственность. Выбирая ценности истинные, а не мнимые, мы становимся по-настоящему взрослыми. Становимся, а не кажемся такими.
- Вполне согласен с этим мнением. В жизни так важно именно быть, а не казаться. Оставаться самим собой, не изображать из себя что-то или кого-то, не подстраиваться под чужое мнение в угоду кому-то, иметь свой стиль поведения, свои взгляды на жизнь и моду. Уметь по достоинству оценивать людей и их чувства, реально смотреть на жизнь, быть добрым и справедливым. Быть человеком.
- Полностью согласен с твоим мнением, если бы не одно «но». Чтобы стать таким, надо обладать, прежде всего, большой силой воли. Мы хорошо знаем, что у нас на пути взросления слишком много соблазнов уйти в сторону, свернуть, что называется, с пути истинного. Настоящая взрослость - это воспитанная сила воли. Это ощущение того, что ты свободен в своем выборе, потому что твердо уверен, что всегда окажешься на правильном пути.
Наталья Ивановна Шатова
|
||
|