Классный час в начальной школе. Живопись - это знания
Конспект классного часа для учащихся начальных классов на тему «Живопись - это знания»
Учитель. Вы все хорошо знаете, что такое фотография и фотоаппарат. Фотоаппарат - это прибор, который позволяет делать фотографии, а фотография - это снимок, на котором запечатлено какое-то мгновение нашей жизни. На фотографии человек не стареет и не меняется. Природа запечатлена такой, какой она уже никогда не будет. Девизом фотографии может быть строчка из стихотворения «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Но фотоаппарат изобрели всего чуть более 150 лет назад, а откуда же мы знаем, как выглядел тот или иной человек, который жил 200, 500, 2000 лет тому назад? Нам в этом помогает живопись. Художники всегда рисовали людей своего времени, которые носили прически, модные в свое время, одежду, украшения. Художники рисовали природу, обиход человека, дома и улицы. Исследуя портреты разных эпох, мы узнаем, чем отличался один народ от другого, одно поколение людей от другого: внешность, одежда, обстановка и т. д. Вот посмотрите на несколько портретов людей, которые принадлежали разным эпохам, разным условиям жизни, разным народам. (Портрет юноши, который жил в Египте 2000 лет назад, и фараон Египта, портрет Екатерины II кисти Л. П. Антропова и портрет М. И. Лопухиной кисти В. Л. Боровиковского (XVIII век), «Кружевница» В. А. Тропинина и «Всадница» К. П. Брюллова (XIX век, первая половина), «Неизвестная» И. И. Крамского и «Курсистка» Н. А. Ярошенко (XIX век, вторая половина), «Крестьянская девушка» Ф. А. Малявина и портрет композитора Кара Караева автора Т. Т. Салахов (XX век). (Следует давать краткое описание картин.) Глядя на эти портреты, можно понять, как менялись вкусы людей, как менялась сама жизнь. Живопись - это то же застывшее мгновение, которое не изменяется и не развивается во времени, а значит, любая картина не просто дарит нам впечатления, она нам дарит еще и знания, человеку остается их только взять. В живописи происходит как бы взаимный процесс обогащения знаниями, чувствами, эмоциями.
Художники работали в разное время с разными красками и материалами: акварель, гуашь, масляные краски, темпера, охра, сурик, киноварь... Красок существует огромное множество и художник должен очень хорошо знать их все и уметь правильно применить. Очень важно гармонично подбирать цвета для картины, а это уже само по себе целая наука, большое значение имеет также то, на чем рисовать картину, как рисовать и что рисовать. Ведь существует очень много жанров живописи: исторический (на исторические темы: триптих «Александр Невский» ГГ Д. Корина, картины Сурикова, Репина); батальный (изображение сражения); бытовой (изображение быта людей, например картина «Свежий кавалер» Г1. А. Федотова); портрет, пейзаж (картины Левитана, Шишкина); натюрморт (картины Ф. П. Толстого) и другие.
ЗАПОМНИТЕ: нельзя смотреть картину мимоходом, в нее нужно всматриваться и вдумываться.
Давайте с вами ответим на вопрос, чем живопись помогает человеку? (Помочь детям наводящими вопросами.)
1. Воспитывает чувство прекрасного, красоты и гармонии.
2. Воспитывает наблюдательность и внимательность.
3. Помогает увидеть то, что было раньше.
4. Дарит человеку знания.
Дополнительный литературный материал
Когда все учиться перестанут
Пришел Леня из школы расстроенный, сел на диван и загрустил:
- Опять эти уроки противные делать надо, как я их не люблю. Полдня в школе учат, а потом еще и дома эти взрослые поиграть спокойно не дают. И кто вообще эти школы придумал, лучше бы их на свете не было. Вот если бы родители сами не учились в школе, то они, наверное, и детей своих учиться не заставляли бы, - подумал Леня. - А то сначала их заставляли бабушки и дедушки учиться, а теперь они нас продолжают заставлять и мучают своими домашними заданиями, кто их только выдумал. Сел Леня на диван, раскрыл учебник по математике и вместо решения задач стал представлять, как хорошо и весело жилось бы людям без школ и уроков.
- Вот бы было здорово, - мечтал Леня, - если бы взрослые сами всю жизнь не учились и вообще не знали даже, что такое школа. Вот жизнь настала бы тогда! Ни уроков тебе, ни заданий. Целый день играй себе, веселись, отдыхай, и никакой учебы. И вдруг все вокруг потемнело, Ленина голова закружилась, а через полминуты все прошло и опять светло стало.
Посмотрел Леня вокруг себя и чуть не ахнул от удивления. Учебник по математике, ранец с тетрадками, ручки, книги - все это куда-то исчезло, а в комнате остались одни только игрушки. Взглянул Леня в окно и от радости аж запрыгал. Там, где сегодня с утра стояла школа, теперь только деревья росли.
- Неужели моя мечта сбылась?! - подумал Леня. Ему не верилось, что его заветное желание может так легко исполниться. Вдруг в соседней комнате послышались возня и крики. Выглянул Леня из-за двери, а там папа, мама, бабушка и дедушка побросали все свои дела и, торопясь во двор, одеваются. Папа набрал целые карманы Лениных машинок, а дедушка нашел рогатку, мама с бабушкой взяли мячик и детское ведерко с лопаткой, и через минуту все убежали играть во двор.
- Ура! Это все по-настоящему, - закричал Леня, - вот жизнь- то теперь настанет!
Выбежал Леня вслед за родителями во двор и не поверил своим глазам. Двор было не узнать. Во дворе целая толпа взрослых играет, катается, носится. Кругом сплошные визги, веселые крики и шум стоит. Никогда не думал Леня, что столько взрослых в его доме живет. Мамы в догонялки играют, дедушки по деревьям и гаражам лазают. Бабушки через скакалки прыгают и на качелях катаются, а папы все в песочницу залезли и там машинки катают.
- Вот это да, - подумал Леня, - вот здорово, неужели теперь всю жизнь с утра до вечера можно будет во дворе играть и уроки никто не заставит делать?
Побежал Леня со своими приятелями-одноклассниками в песочницу играть. Да какое уж там! Папы толкаются, песком кидаются и говорят, что им и так места в песочнице слишком мало. Решил Леня с мамами в догонялки поиграть, а они, оказывается, малышей в свою группу не принимают. Что делать, чем заняться? На деревья не залезешь - там кругом дедушки все места позанимали. В мяч не поиграешь - все мячи бабушки себе позабирали. Весь двор эти взрослые заняли, места так мало стало, что сплошная толкотня получается.
До самого вечера никто домой не собирался со двора уходить. Наконец, проголодавшись, Леня отыскал во дворе бабушку и попросил его накормить. Бабушка обрадовалась, три пирожка слепила из травы и мокрого песка и говорит:
- На, Ленечка, покушай.
- Ну вообще уже эта бабушка заигралась, - подумал Леня. - Неужели она все забыла и не знает, чем надо детей кормить. Побежал Леня к маме и стал ее просить дать ему денег на булочку и мороженое. Но у мамы денег не оказалось, а все карманы жвачками доверху набиты. Достала мама три жвачки и пожевать предложила.
- Вот тебе и на, - подумал Леня, - о чем думают эти взрослые, неужели жвачками наесться можно? Пошел Леня голодный домой. Открыл холодильник, налил себе молока, отрезал хлеба, только успел он поесть, как в квартиру наперегонки взрослые ворвались. По комнатам с криками носятся, какую-то старую игру вспомнили, а Леню в игру не принимают, он правил не знает. Сидит Леня на кухне и думает:
- Когда же они наиграются и беситься перестанут, скоро всю квартиру вдребезги разнесут, хоть бы кто-нибудь из них не об игре, а о голодном ребенке подумал.
Когда стало совсем поздно, Леня захотел спать, и лег в кровать. Но разве тут заснешь! Соседи вверху топочут, за стеной шумят. А дедушка с папой на ночь глядя решили в войну поиграть - то дедушка с автоматом под кроватью спрячется, то папа в комнату со стрельбой ворвется.
Засыпает Леня потихоньку и уже мечтает о том, чтобы все обратно на свои места возвратилось и стало все как прежде. Незаметно Леня заснул и упал с кровати. Открыл Леня глаза и понять ничего не может. Рядом на диване учебник по математике и ранец с тетрадками валяется, а за окном на прежнем месте школа стоит.
- Так это был всего лишь сон, - обрадовался Леня. - Да, все- таки хорошо, что люди школы придумали и что все учиться должны, чтобы стать умными мамами и папами. Тогда хоть и одетым и накормленным будешь, а то с глупыми людьми долго не проживешь.
Вопросы к тексту:
1. Почему взрослые стали глупыми? (Не учились в школе и всю жизнь играли, как дети.)
2. Почему Лене сначала было хорошо, а потом стало плохо? (Вначале Леня не задумывался о последствиях, а потом стало плохо, потому что родители поступали неумно, по-детски.)
3. Вы хотели бы оказаться в таком мире и жить рядом с ничего не знающими родителями?
4. Что было бы с Леней через месяц? (Еда в холодильниках и магазинах закончилась, и пришлось бы идти жить в лес.)
5. Какое животное, очень похожее на человека, но не учащееся в школе, живет в джунглях? (Обезьяна.)
6. Леня хотел или не хотел, чтобы взрослые стали глупыми? (Не хотел, просто он не задумывался о последствиях своих желании.)
Похожие статьи:
Классный час в начальной школе «Нормы нравственного поведения»
Классный час для 1-4 класса. Слава богатырская
Классный час в начальной школе. Что такое совесть и зачем она человеку?
Нет комментариев. Ваш будет первым!