Классный час для 1-4 класса. Слава богатырская
Тематический классный час в начальной школе «Слава богатырская»
Цели: знакомство детей с устным народным творчеством - былинами; воспитание уважения к традициям и культуре своего народа.
Оборудование: иллюстрации: портрет гусляра, картина А. Васнецова «Богатыри», к сказкам А.С. Пушкина; музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Ведущий 1. Богатыри — одни из самых любимых героев русского народа. Не раз нападали враги на Русь, грабили, сжигали города и села, убивали людей, уводили в рабство. Богатырям, которые защищали родную землю, посвятил народ свои былины.
Ведущий 2. Былины - один из самых древних жанров русских народных песен. Они появились более 1000 лет назад. В те времена ходили по Руси гусляры. В больших городах и в глухих далеких деревушках народ всегда любил слушать их песни-былины.
Чтец 1.
Пождал - и, не слыша ни слова кругом,
Садится на кочку, поросшую мхом,
Персты возлагает на гусли.
И струй переливы в лесу потекли,
И песня в глуши зазвучала...
Все мира явленья, вблизи и вдали,
И синее море, и роскошь земли,
И цветных камений начало...
Чтец 2.
И подвиги славит минувших он дней,
И все, что достойно, венчает:
И доблесть народов, и правду князей.
И милость могучих он в песне своей
На малых людей призывает.
Звучат гусли.
Ведущий 3. Гусли то звенели весело, когда заводил гусляр сказ о пирах да забавах богатырских, то рокотали грозно, когда пел он о том, как вставали богатыри грудью на защиту своей земли от вражеских полчищ, то едва слышно звучали струны, словно убаюкивали воинов, доблестно, сражавшихся и честно павших на поле брани.
Ведущий 4. Исполнение былин было доступно не каждому — требовались певческий голос, его большая выносливость, хорошая память. Былины подчас включали 500 стихов. Одним из знаменитых певцов былин старого времени был Баян. Его называли соловьем старого времени (показывает иллюстрацию — портрет гусляра). Это был неоценимый певец.
Ведущий 5. Ученые впервые записали эти легенды о богатырях-героях лишь в XIX веке, а до этого восемь веков песни-былины хранил русский народ в своей памяти, передавал от отцов к детям. В былинах в особой полусказочной форме рассказывается чуть ли не вся история России — о войнах и мирной жизни, о князьях и крестьянах, купцах и ремесленниках. Но главные герои былин, конечно, богатыри. И как в русских сказках, есть там и чудища, и колдуны, и добрые волшебники. И великие славные подвиги. Но в отличие от сказок главные герои в былинах иногда и погибают, защищая родную землю.
Прослушивание былины «Святогор». Детям поясняют, что Свято- гор — один из первых героев былин. Далее — беседа по картине. Предлагается иллюстрация картины А. Васнецова «Богатыри».
Ведущий 1. Кто изображен на этой картине? Как зовут этих героев-богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович)
Ведущий 2. Как вы думаете, чем они заняты? (Они охраняют границу русской земли)
Ведущий 3. В каких былинах мы можем прочесть о подвигах, которые совершили эти богатыри? («Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и др.)
Ведущий 4. Рассмотрим одеяния богатырей. Какое оружие у них в руках? Как оно называется?
Ответы детей. Можно предложить детям диапозитив из серии «Оружейная палата».
Ведущий 5. Каких еще богатырей из сказок вы знаете? (Садко, Микула Селянинович, Пересеет и др.)
Ведущий 1. Тема богатырства, силушки и славы богатырской привлекала и великого русского поэта А.С. Пушкина. Он очень любил русские народные сказки, прекрасно знал многие былины и сам придумывал многих богатырей, очень похожих на былинных.
Ведущий 2. Вот, например, «Руслан и Людмила». В поэме много описаний из жизни богатырской и сражений их. Вот что видит Руслан, попадая на поле битвы...
Чтец 1.
Трепещет витязь поневоле:
Он видит старой битвы поле.
Вдали все пусто, здесь и там
Желтеют кости, по холмам
Разбросаны колчаны, латы;
Где сбруя, где заржавый щит,
В костях руки здесь меч лежит;
Травой оброс там остов целый,
С его поверженным конем
Лежит недвижный; копья, стрелы
В сырую землю вонзены,
И мирный плющ их обвивает...
Ведущий 3. Часто приходилось богатырям прямо с честного пира отправляться на битву — то с войском вражеским, то со Змеем Горынычем, то с Идолищем поганым, — чтобы землю Русскую защитить, «вдов и сирот, и детушек малых» людей русских из полона (плена) освободить, а себе добыть славы богатырской.
Ведущий 4. А сейчас угадайте из какой сказки эти строки.
Чтец 2.
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса... («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Демонстрируется иллюстрация.
Чтец 1.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
<...>
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
<...>
Дядька князю говорит:
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить...» («Сказка о царе Салтане...»)
Демонстрируется иллюстрация.
Ведущий 5. Многое можно рассказать и о русских былинах, и о славных богатырях, и о героях произведений великого русского поэта. Но самое лучшее — не ленитесь, берите в руки книги. Открывайте их, и вы попадете в мир, полный героических приключений и сказочных существ, мир, где живут чудо-богатыри... И вы узнаете, говоря словами А.С. Пушкина...
Чтец 2.
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой...
Ведущий 5. Ведь русская история непохожа ни на какую другую.
Похожие статьи:
Классный час в начальной школе «Нормы нравственного поведения»
Внеклассное мероприятие о правилах личной гигиены, 1 класс
Конспект классного часа во 2 классе на нравственную тематику
Нет комментариев. Ваш будет первым!