Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час в начальной школе. Что такое совесть и зачем она человеку?

Беседа с элементами игры для младших школьников «Разговор об очень важном»

Замысел: дети уточняют свои представления о совести, о совестливых и бессовестных людях, рассуждают о том, зачем человеку совесть. На примере рассказа В. Осеевой «Почему?» рассматривают поступок мальчика, пошедшего против своей совести, но сумевшего достойно выйти из неприятной ситуации.

Ход занятия

Учитель. Что такое совесть и зачем она человеку? Давайте поговорим сегодня об этом.

Нечто невидимое, неслышимое, не определяющееся на ощупь, зовущееся совестью, является способностью человека контролировать свои поступки и самостоятельно оценивать их.

Все мы совершаем ошибки, кто-то - чаще, кто-то - реже. Вспомните случаи, когда вам было стыдно. Чувство стыда - это показатель наличия совести у человека. Какие чувства, ощущения вы испытывали?

Учитель. Народ придумал много крылатых выражений, пословиц о совести:

«Совесть замучила», «Совесть гложет», «Душа не па месте», «Сгореть со стыда», «Совесть без зубов, а загрызет», «Наперед спроси у совести», «Знает кошка, чье мясо съела», «Угрызения совести».

Есть пословицы и об ее отсутствии:

«Хоть наплюй в глаза: ему все божья роса», «Кошачьи глаза дыму не боятся», «Душа христианская, а совесть-то цыганская».

Как отличить совестливого человека от бессовестного? Очень просто. Кто искренне переживает свой неблаговидный поступок, терзается, мается без сна, потерял покой, сам, без давления со стороны, хочет искупить свою вину, не боясь при этом вслух признать свою вину, попросить прощения или загладить свою ошибку другим, достойным поступком, гот, несомненно, человек совестливый.

Чего не сделает человек совестливый?

- Не обидит слабого, старого, малого.

- Не влезет вперед без очереди.

- Не будет сидеть в переполненном автобусе, если рядом стоит старый человек.

- Не свалит свою вину на другого.

- Не станет обещать, зная, что не сдержит слова.

- Не выгонит из дома состарившегося пса.

- Не будет радоваться чужому горю.

Приведите свои примеры поведения совестливого человека.

Учитель. О том, какие муки совести может испытывать человек, хорошо описала в рассказе «Почему?» В. Осеева.

В семье бережно хранили вещи погибшего отца.

Сын нечаянно разбил чашку, из которой всегда пил чай папа, но обманул маму, свалив свою вину на собаку Бума.

Мама в холодную дождливую ночь выгнала Бума на улицу. Мальчик всячески уговаривал ее впустить собаку в дом, но га была неумолима. Мама сразу почувствовала, что сын обманывает, и ждала его признания, переживая и за сына, и за собаку, мокнущую под дождем. Но мальчик не решался сказать правду. Вот как описывает В. Осеева переживания ребенка: «За окном было черно. Ветер качал деревья. Все самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном... Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в мое окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее...

- Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума...»

Когда все осталось позади, каждый из трех героев долго не мог уснуть и думал о своем «почему». Бум думал о том, почему его выгнали, а потом впустили и обласкали. Мама думала о том, почему сын не сказал ей правду сразу. А мальчик думал о том, почему мама не стала его бранить, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил не Бум.

Учитель. Как вы думаете, почему мальчик не признался сразу? Почему мама после признания сына не стала бранить его? Есть ли совесть у этого мальчика? Кто может сказать, какого цвета совесть? А где она находится? Если совесть мучает, как ее успокоить? (Загладить вину: попросить прощения, покаяться, совершить хороший поступок.)

Для чего человеку совесть, если она доставляет ему столько неудобств? Наверно, для того, чтобы человек смог оставаться человеком, умел отличать добро от зла, контролировать свои поступки, быть судьей самому себе, отвечать за свои действия перед самим собой. А как думаете вы?

Повторю, мы все временами совершаем ошибки. От них никто не застрахован. Но давайте учиться признавать их - это самое трудное. Давайте учиться быть мужественными и честными перед собой, перед своей совестью. Это нужно прежде всего нам самим для того, чтобы мы могли сами себя уважать, и тогда, бесспорно, нас будут уважать и окружающие. Давайте жить в ладу с собой и миром!

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...».

Похожие статьи:

Классный час в начальной школе «Нормы нравственного поведения»

Классный час для 1-4 класса. Слава богатырская

Классный час в начальной школе «Пернатые друзья»

Классный час во 2 классе на тему: Честность

Классный час в начальной школе. Искусство - творчество людей

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!