Классный час в начальной школе «Пернатые друзья»
Внеклассное мероприятие для младших школьников
Тематическое занятие для учащихся начальных классов «Мои пернатые друзья»
Организационные вопросы. Незадолго перед занятием в классе объявляется конкурс на «птичью тематику»: это могут быть красочные рисунки, поделки из подручного материала, аппликации, эскиз домиков или кормушек для птиц и т. п. Желательно, чтобы в конкурсе были задействованы не только дети, но и их родители. Все творческие работы ребят и их родителей, объединенные одним тематическим названием, выставляются на выставке в классе, либо в школьном вестибюле.
Основные этапы занятия.
• Вступительная беседа.
• Птичья викторина.
• Поэтическая минутка.
• «Друг придет на помощь» - практические советы по оказанию посильной помощи зимующим птицам.
• Занимательные «птичьи игры».
Ход мероприятия
I. Вступительная беседа.
Лето прошло, уходят теплые и солнечные денечки. Дни становятся короче, а ночи - длиннее. Для наших маленьких пернатых друзей эти перемены служат сигналом - пора в дорогу. Еще немного - и скоро, с наступлением холодов, исчезнут многие виды насекомых. А это означает, что в зиму многим видам птиц просто не прокормиться и не выжить. Поэтому они с наступлением холодов улетают в регионы с более мягким климатом и чтобы, переждав суровую зиму, с наступлением тепла вновь возвратиться в родные края.
Учитель спрашивает учащихся о том, какие перелетные птицы им знакомы. Ребята отвечают.
Утки, гуси, журавли, цапли, грачи, скворцы, соловьи, ласточки, стрижи и многие другие по одиночке и стаями осенью отправляются в дальние путешествия. Для перелетных птиц не существует государственных границ. Например, гуси и утки зимуют на территориях самых различных стран: Азии, Африки, Европы и Америки. Для этого птицам приходится преодолевать за время полета громадные расстояния.
Готовятся к перелету птицы основательно и неторопливо, ведь в стае много новичков, которые научились летать всего-то пару месяцев назад. Подросшей молодежи требуются уроки старших наставников. Оказывается, в мире животных тоже есть своя школа, но только более суровая. Нерадивые пернатые ученики за свое незнание могут поплатиться жизнью. Такие уроки они получают при кочевках, когда стаи пробно совершают недальние перелеты.
Каким образом перелетные птицы могут ориентироваться на местности и достигать конечной точки своего путешествия - полная загадка, разгадку которой ученые-орнитологи до сих пор не могут разгадать. Существует множество предположений. Одни считают, что птицы при перелетах отыскивают нужное направление по Солнцу и созвездиям. Другие же утверждают, что зрительная память и чувство направления у птиц врожденные.
Далее учитель предлагает ребятам принять участие в викторине и ответить на следующие вопросы.
II. Птичья викторина.
• Какие известные вам птицы остаются на зимовку? (Галки, вороны, сороки, воробьи, голуби, синицы.)
• Где они обустраивают свое «жилье»? (Вблизи человеческого жилья. Устраиваются под крышами жилищ, в гнездах.)
• Что необходимо делать для того, чтобы облегчить зимовку птиц? (Мастерить и обустраивать кормушки, организовывать птичьи столовые и т. п.)
• Какая птица растит свое потомство не летом, а зимой? (Клест.)
• Какая птица прилетает к нам зимой? (Снегирь.)
• Как называется домик для птиц? (Скворечник.)
• А для синиц? (Синичник.)
• Могут ли такие птицы, как ворона, сорока, галка, ласточка, стриж и др., поселиться в построенном для них руками человека домике? (Нет. Эти птицы сами делают и обустраивают свои жилища.)
• В какое время года скворечник «заселяется» пернатыми «жильцами»? (Весной.)
• Могут ли воробьи поселиться в скворечнике? (Могут. Они поселяются туда с целью выведения потомства. Как только птенцы становятся более самостоятельными, воробьиное семейство покидает домик.)
• Основной птичий рацион? (Это могут быть насекомые, обитатели наших садов, парков и лесов, водоемов; семена некоторых растений.)
• Почему птиц называют санитарами садов и лесов? (Они охраняют наши поля, сады и огороды от вредителей.)
III. Поэтическая минутка.
Один из учащихся выразительно читает стихотворение:
Возьму я в руки молоток,
Построю дом для птиц.
Для воробьев или скворцов,
А может быть - синиц.
А в доме сделаю окно,
Чтоб стало в нем светло.
Быть может, смастерю еще
С перильцами крыльцо.
Я прикреплю свой птичий дом
На яблоне в саду.
Здесь для себя жильцы всегда
Найдут еду внизу.
Задания и вопросы к стихотворению.
1. Придумайте название стихотворению.
2. Можно ли охарактеризовать мальчика такими словами: добрый; внимательный; предусмотрительный; трудолюбивый; заботливый по отношению к птицам; мастер на все руки; выдумщик; фантазер? Если да, то почему?
Другой учащийся читает стихотворение «Птичье счастье»:
Ликуя, песнь поет скворец:
- Какое счастье, я - отец!
Три очаровательных скворчонка,
Три птичьих крохотных ребенка,
Разинув клювики, пищат.
Проголодались, крохи, есть хотят.
Скворчиха-мать в большом смятенье:
- Как прокормить троих ребят,
Голодных маленьких скворчат?
Спешит на помощь ей скворец,
Счастливый, радостный отец:
- Ты отдохни, моя родная,
Птенцам я сам обед поймаю!
IV. Практические советы по оказанию посильной помощи зимующим птицам.
Далее учитель приглашает ребят прослушать краткий курс по оснащению и обустройству птичьих столовых; составлению меню птичьего ресторана.
- В самом начале нашего занятия мы говорили о том, что с наступлением холодов резко сокращается птичий рацион, большая часть которого состоит из различных насекомых. Для зимующих птиц наступают тяжелые времена и долг человека - позаботиться о том, чтобы наши пернатые друзья смогли благополучно пережить зиму. Каждый из вас, ребята, может оказать им конкретную, посильную помощь. Например, соорудить птичьи кормушки. Все зависит от вашей фантазии и умения.
Для синичек можно соорудить подвесные кормушки: из пластиковой бутылки или пустой коробки из-под молока. В них прорезается с одной стороны «дверь», на дно помещается корм и, пожалуйста, - кормушка почти готова, остается только подвесить ее на ветку ближайшего дерева. Прекрасная кормушка получится из небольшого деревянного лотка из-под фруктов, у которого низкие бортики и длинные ножки. Сверху мастерится крыша - и кормушка-столовая готова к «эксплуатации». Как правило, частыми «посетителями» таких подвесных птичьих столовых бывают синички, так как большинство пернатых избегают пользоваться раскачивающимися кормушками.
Для остальных птиц кормушки предпочтительно делать более устойчивыми. Например, из снега можно сделать возвышение, своеобразный обеденный стол для птиц: хорошенечко утрамбовав лопаткой поверхность, рассыпать на ней птичье угощение.
Синички обожают полакомиться в зимнюю стужу свиным салом, не отказываются они и от пшенной каши, сваренной на
воде и смазанной постным маслом. Не только синички, но и другие зимующие птицы особенно охотно клюют молочные каши. Хорошим для них прикормом являются семечки подсолнечника или тыквы.
V. Занимательные «птичьи игры».
• Играем в русские народные игры.
Игра «Филин и пташки»
При помощи старинной русской считалочки выбирается водящий - филин:
Тили-тели, -
Птички пели,
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить,
Кто не вьет, тому водить!
1-й вариант.
Филин уходит в свое «гнездо». Остальные игроки делятся на несколько подгрупп, изображают птиц. Например, одна подгруппа детей выразила желание стать воробьями, другая - воронами, третья - ласточками и т. п. Каждая из подгрупп обращается к филину с просьбой указать их домик: «Мы вороны, где наш дом?». Птицы размещаются в указанных филином «домах» (чтобы дети не путались, можно пометить указанные места, мелом очертив круг или обручем). Под звуки веселой мелодии игроки «летают», подражая голосу выбранной ими птицы. Музыка резко обрывается - это означает, что филин «вышел на охоту» и «птицы» должны «долететь» до своего гнезда и схорониться.
Задача филина - поймать как можно больше птиц. Пойманные птицы препровождаются филином в его гнездо. В конце игры он должен правильно назвать пойманную «жертву».
2-й вариант.
Считалкой выбирается водящий. Остальные игроки договариваются между собой, кто какую птицу будет изображать, и выбирают себе гнезда, которые должны находиться на небольшой возвышенности: скамейке, стуле и т. п. После того, как филин уходит в свое гнездо, остальные «пташки» «вылетают» из своих домиков и, подражая голосу своей птицы, «летают» по площадке. При резком выкрике филина птицы должны покинуть площадку и успеть спрятаться в своем «убежище». Пойманную птицу филин должен угадать, после чего филином становится она.
Игра «Хитрый воробей»
При помощи незамысловатой считалки выбирается водящий - воробей:
Мы считалочку считаем,
Воробьишку выбираем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть.
Остальные дети - насекомые: жуки, комары, мошки и т. п. Они свободно «летают» по «саду». Учитель произносит фразу:
Раз, два, три, четыре, пять -
Воробей, начни летать!..
Воробей, до этого сидевший на «ветке дерева», «вспорхнув с нее», должен «поймать» как можно больше насекомых. До кого он успеет дотронуться рукой, тот и считается пойманным и отходит в сторону.
После команды учителя: «Раз, два, три, четыре, пять - прекратите все летать!», оставшееся не пойманным «насекомое» становится воробьем. Игра повторяется.
Поиграем в птичьи рифмы
В забавные рифмы со мной поиграйте,
Я начинаю, а вы продолжайте:
Сегодня дятел без очков,
Не видит дятел ... (червячков).
Тает снег, бегут ручьи,
В гости к нам спешат ...(грачи).
От важности слегка надут,
Гуляет по двору ... (индюк),
На кур он смотрит свысока,
Не замечает ... (петуха).
Слетелись к кормушке разные птички,
Среди них есть и ... (синички).
«Скоро зимушке конец!» -
Известил весны ... (гонец).
Птичьи загадки
Непоседа птица эта -
Одного с березой цвета. (Сорока.)
Избушка новая, для всех столовая,
Зовет обедать, крошек отведать. (Кормушка.)
Еще на свет не появился,
В чужом гнезде он очутился. (Яйцо кукушки.)
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (Жаворонок.)
На шесте дворец, Во дворце певец. (Скворец.)
Днем молчит, ночью кричит. (Филин.)
Красные лапки, длинная шея,
Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь.)
Произнеси скороговорку
Три вороны спозаранку подрались из-за баранки.
Король - орел, орел - король.
Галка села на палку, палка ударила галку.
Птицы - веселые синицы.
Проворонила ворона вороненка.
Дятел лечит старый дуб,
Добрый дятел дубу люб.
Домашнее задание: смастерить дома из бросового материала кормушку для птиц. (Естественно, каждая работа положительно оценивается учителем. После занятий ребята вместе с педагогом развешивают кормушки в школьном саду или в ближайшем парке.)
Похожие статьи:
Классный час в начальной школе «Нормы нравственного поведения»
Классный час для 1-4 класса. Слава богатырская
Классный час в начальной школе. Что такое совесть и зачем она человеку?
Классный час в начальной школе. Искусство - творчество людей
Нет комментариев. Ваш будет первым!