Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Соколов-Микитов «Март в лесу»
Урок литературного чтения в 3 классе. И. Соколов-Микитов «Март в лесу». Лирическая зарисовка. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с жизнью и творчеством И. Соколова- Микитова; формировать умение эмоционального восприятия: художественного текста; учить анализировать лирическое произведение и произведение живописи, сравнивать их, определять тему, основную мысль, содержание, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений, работать в паре, группе.
Планируемые результаты: предметные: давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи, сравнивать их (что общего и в чем различие); метапредметные: создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.
Оборудование: портрет и выставка книг И. Соколова-Микитова, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте загадку.
Дел у меня немало —
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня... (весна).
— Как вы отгадали загадку?
— Прочитайте по слогам (с ускорением; вопросительно; утвердительно; весело; выразительно).
III. Актуализация знаний
— Прочитайте выразительно стихотворение Б. Заходера. Кто может прочитать наизусть?
— Дома вы еще раз осмыслили это произведение. Какие варианты ответов были предложены на вопрос «Что такое стихотворение»? С чем вы не согласны?
— Какими мыслями вам захотелось поделиться с одноклассниками?
— Вы отгадали загадку из речевой разминки. Какие приметы весны вы знаете?
— Прочитайте записанную на доске тему урока. Определите его задачи.
— Что вы знаете о писателе И. Соколове-Микитове?
IV. Работа по теме урока
— О чем может говориться в тексте с таким названием — «Март в лесу»?
— Прочитайте текст на с. 140 учебника и проверьте свои предположения.
— Ваши впечатления?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Перечитайте текст еще раз.
— Как вы думаете, это текст-описание, текст-рассуждение или текст-повествование?
(Работа в паре.)
— О чем вам говорит заглавие пейзажной весенней зарисовки И. Соколова-Микитова?
— Какое настроение создает этот текст? Начните отвечать так: этот текст создает радостное настроение, потому что...; этот текст создает грустное настроение, потому что... и т. д.
— Найдите выразительные слова и словосочетания, которые характеризуют звуки весеннего леса. (Звонкая барабанная трель; торжественно звучат; сухое звонкое дерево...)
— Прочитайте текст выразительно — так, чтобы все почувствовали, что хотел выразить автор.
— Кто автор этого текста?
— Рассмотрите портрет и выставку его книг. Что вы можете сказать о нем?
Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892—1975), русский писатель- путешественник. Побывал в европейских, азиатских и африканских портах, участвовал в арктических экспедициях. Многочисленные путешествия писателя по стране описаны в книгах «Ленкорань» (1934), «Пути кораблей» (1934), «Летят лебеди» (1936), «Северные рассказы» (1939), «На пробужденной земле» (1941), «Рассказы о Родине» (1947). В книге «У святых источников» (1969) он пишет: «С охотничьим ружьем за плечами я обошел ближние лесные угодья, путешествовал в лодке по Волге. Мне удалось побывать в глухих местах Оршанского леса, на Петровских озерах, куда не всякий год может проникнуть неопытный человек. Я знакомился с молодыми и старыми людьми, слушал их рассказы, любовался природой. Живя в Карачарове, написал несколько небольших рассказов, в которых изображена близкая моему сердцу родная природа».
VI. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Какое произведение мы изучали на уроке?
- Какие задачи урока выполнили?
— Найдите в тексте средства художественной выразительности. {Тяжелая белая шапка рассыпалась (как, словно).)
— Вспомните, как называется этот прием. (Сравнение; метафора.)
Домашнее задание
Перечитать текст и устно описать, как выглядит лес весной.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения, 3 класс. Горький «Воробьишко»
Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Фет «Осень»
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»
Нет комментариев. Ваш будет первым!