Внеурочное занятие по математике в 4 классе. Решение задач на пересечение и объединение множеств
Цель: познакомить учащихся с понятием множества, пересечением и объединением множеств, научить решать задачи на пересечение и объединение множеств при помощи кругов Эйлера.
Ход занятия
Решение задач.
Задача 1. Все мои подруги выращивают в своих квартирах растения. Шестеро из них разводят кактусы, а пятеро - фиалки. И только у двоих есть и кактусы, и фиалки.
Угадайте, сколько у меня подруг?
Решение.
6 + 5 - 2 = 9 (подруг)
Задача 2. Совсем недавно мы с подругами отдыхали на турбазе. Прибыв на место, мы обнаружили, что 12 человек привезли с собой бутерброды с колбасой, 5 - с сыром и 9 - с маслом. Трое сделали бутерброды двух видов: и с колбасой, и с маслом, я захватила с собой бутерброды с маслом и с сыром, но не оказалось ни одного отдыхающего, который привез бы бутерброды с колбасой и бутерброды с сыром. Сколько человек было в нашей компании?
Решение.
12 + 5 + 9-3-1=22 (чел.)
Задача 3. Каждая семья, живущая в нашем доме, выписывает или газету, или журнал, или то и другое вместе. 75 семей выписывают газету, а 27 семей выписывают журнал, и лишь 13 семей выписывают и журнал, и газету. Сколько семей живет в нашем доме?
Решение.
75 + 27 - 13 = 89 (семей)
Задача 4. Из 40 учащихся нашего класса 32 любят молоко, 21 - лимонад, а 15 - и молоко, и лимонад. Сколько ребят в нашем классе не любят ни молоко, ни лимонад?
Решение.
40 - (32 + 21 - 15) = 2 ученика не любят ни молоко, ни лимонад.
Задача 5. 12 моих одноклассников любят читать детективы, 18 - фантастику, трое с удовольствием читают и то и другое, а один вообще ничего не читает. Сколько учеников в нашем классе?
Решение.
12 + 18 - 3 + 1 = 28 (уч.)
Задача 6. В группе 29 студентов. Среди них 14 любят классическую музыку, 15 - джаз, 14 - народную музыку. Классику и джаз слушают 6 студентов, народную музыку и джаз - 7, классику и народную - 9. Пятеро слушают всякую музыку, а остальные - никакую не любят. Сколько их?
Решение.
1) 6-5 = 1 (ст.) - классику и джаз;
2) 7 - 5 = 2 (ст.) - нар. музыку и джаз;
3) 9 - 5 = 4 (ст.) - классику и нар. музыку;
4) 14 - (9 + 6 - 5) = 4 (ст.) - классику;
5) 15 - (6 + 7 - 5) = 7 (ст.) - джаз;
6) 14 - (9 + 7 - 5) = 3 (ст.) - народную музыку;
7) 1+2 + 4 + 4 + 7 + 3 + 5 = 26 (ст.) - любят всякую музыку;
8) 29 - 26 = 3 (ст.) - не любят музыку.
Задача 7. В воскресенье 19 учеников нашего класса побывали в планетарии, 10 - в цирке и 6 - на стадионе. Планетарий и цирк посетили 5 учеников; планетарий и стадион - 3; цирк и стадион - 1. Сколько учеников в нашем классе, если никто не успел посетить три места, а 3 ученика не посетили ни одного места?
Решение.
19 + 10 + 6- (5 + 3 + 1) + 3=29 учеников в классе.
Задача 8. В ясельной группе 11 деток любят манную кашу, 13 - гречневую и 7 - перловую. Четверо любят и манную кашу и гречневую, 3 - манную и перловую, 6 - гречневую и перловую, а двое с удовольствием «уплетают» все три каши. Сколько детей в этой группе, если в ней нет ни одного ребенка, вовсе не любящего кашу?
Ответ: 20 детей в группе.
Похожие статьи:
Факультатив по математике, 4 класс. Математическая смесь
Внеурочное занятие по математике, 4 класс. Задачи с числами
Факультатив по математике, 4 класс. Числовые ребусы и головоломки
Факультатив по математике, 4 класс. Задачи на взвешивание
Решение логических задач, 4 класс. Факультатив