Внеурочное занятие по математике, 4 класс. Тема: Cоставление выражений, числовые ребусы и головоломки
Цель: приучать учащихся внимательно относиться к скобкам в выражениях; обучать решению разнообразных задач на составление выражений; развивать интерес к математике, сообразительность при решении и составлении нестандартных задач, ребусов и головоломок.
Ход занятия
I. Решение задач.
Задача 1. а) Ученик переписал числовое выражение, значение которого равно 58, но забыл поставить скобки. У него получилось: 6 • 8 + 20 : 4-2. Где в этом выражении должны стоять скобки?
Решение.
6 • 8 + 20 : (4 - 2) = 58.
б) Расставляя в этом выражении скобки разными способами, можно получить другие ответы. Какие?
Задача 2. В записи 5555 поставьте между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы получилось выражение, значение которого равно: а) 20; б) 110; в) 560.
Решение.
а) 5 + 5 + 5 + 5 = 20
б) 55 + 55 = 110
в) 555 + 5 = 560
Задача 3. В записи 66666666 поставьте между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы получилось выражение, значение которого равно: а) 264; б) 13332; в) 67332.
Решение.
а) 66 + 66 + 66 + 66 = 264
б) 6666 + 6666= 13332
в) 66666 + 666 = 67332
Задача 4. Применяя знаки действий и скобки, можно ли восемью восьмерками записать число 1000?
Решение.
1-й способ: 888 + 88 + 8 + 8 + 8 = 1000
2-й способ: (8888 - 888): 8 = 1000
3- й способ: (8 + 80) • 8 • 8 – 8 – 8 - 8= 1000
4- й способ: (8 • 8 + 8 • 8) • 8 – 8 – 8 - 8 = 1000
Задача 5. Применяя знаки арифметических действий и скобки, запишите:
а) семью семерками 700;
б) восемью семерками 700;
в) восемью двойками 200;
г) десятью четверками 500;
д) девятью шестерками 600;
е) десятью девятками 1000.
Решение.
а) (7 • 7 • 7 + 7) • (7 + 7): 7 = 700
б) (7 • 7 • 7 + 7)+ (7 • 7 • 7 + 7) = 700
в) (22 • 2 +2 +2 +2) х 2 • 2 = 200
г) 4 • 4 • 4 • 4 • (4 + 4) : 4 – 4 – 4 - 4 = 500
д) (6666 : 66 - 6 : 6) • 6 = 600
е) 9 • 9 • 9 + (9 + 9 + 9) • 9 + 9 + 9 + 9= 1000
Задача 6. Как нужно расставить скобки, чтобы получить верное равенство:
а) 3248 : 16 - 3 • 315 - 156 • 2 = 600;
б) 350 - 15 • 104 - 1428 : 14 = 320 ?
II. Знакомство с числовыми ребусами.
Числовые ребусы - это примеры, в которых все или некоторые цифры заменены звездочками или буквами. При этом одинаковые буквы заменяют одинаковые цифры, разные буквы - разные цифры.
Замените звездочки цифрами:
Домашнее задание: вырежите 16 одинаковых квадратов четырех цветов - по 4 квадрата каждого цвета.
Сложите из них квадрат 4x4 так, чтобы одинаковые цвета не повторялись:
а) ни в строчках, ни в столбцах;
б) ни в строчках, ни в столбцах, ни на диагоналях.
Зарисуйте решение на листке, используя цветные карандаши или фломастеры.
Решение.
Сначала можно уложить 4 квадрата разных цветов в центре; затем выложить диагонали большого квадрата, соблюдая условие задачи; потом положить на свои места оставшиеся квадраты.
Похожие статьи:
Решение логических задач, 4 класс. Факультатив
Факультатив по математике, 4 класс. Математическая смесь
Факультатив по математике, 4 класс. Задачи на взвешивание
Факультатив по математике, 4 класс. Задачи на пересечение и объединение множеств
Внеурочное занятие по математике, 4 класс. Задачи с числами