Уроки литературного чтения в 3 классе. Русская сказка «По щучьему веленью»
Конспекты уроков литературного чтения «Русская сказка «По щучьему веленью». Наш театр. Инсценирование», 3 класс. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с русской народной сказкой «По щучьему велению»; учить делить текст на части, распределять роли, коллективно обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом, читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя, использовать при чтении по ролям мимику, жесты, интонацию.
Планируемые результаты: предметные: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки; метапредметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), находить необходимую информацию в книге; личностные: работать с текстом повествовательного характера (определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с изучаемыми).
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки, видеозапись мультфильма по сказке «По щучьему веленью», выставка книг по теме урока, декорации, костюмы и маски для инсценирования произведения.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте и отгадайте загадки.
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля.)
Летом спит, зимой горит,
Пасть открывает,
Что дают — глотает. (Печь.)
— Прочитайте жужжащим способом (скороговоркой; выразительно).
III. Проверка домашнего задания
— Какую сказку вы сочинили дома? Расскажите.
— Перечислите героев сказки, черты их характера.
— Какие испытания могли бы проходить герои сказки? Назовите.
IV. Работа по теме урока
— Как могут быть связаны между собой слова печь и Емеля?
Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой — «По щучьему веленью».
(Сказку на с. 86—93 учебника читают сам учитель и хорошо читающие ребята без отвлечения на непонятные слова.)
— Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (Радость, тревогу, огорчение и т. д.)
— Какие слова и выражения были непонятны?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Просмотр мультфильма по сказке.)
— Сравните эти сказки. Чем они похожи, а чем отличаются?
— Смысл каких слов и выражений был неясен?
(Работа по вопросам и заданиям 1—3 на с. 93 учебника.)
— За какие дела и поступки помогала щука Емеле?
— Каким волшебным словам она его научила в благодарность за освобождение? Зачитайте эти строки.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— К какому виду сказок она относится?
— Как вы считаете, в чем смысл этой сказки?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение. Подумать и подготовить реквизит для инсценирования сказки.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение самостоятельно жужжащим способом.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
— Прочитайте стихотворение с интонацией удивления (с интонацией раздражения; вопросительно; утвердительно; весело, задорно; выразительно).
- О чем это стихотворение? Как вы поняли его содержание?
— Какие чувства испытывает автор?
III. Проверка домашнего задания
— Дома вы подготовили выразительное чтение сказки. Приготовьтесь читать понравившийся вам отрывок.
IV. Сообщение темы и постановка целей урока
— Вы принесли на урок реквизит. Определите тему урока. («Наш театр».)
— Какое произведение мы будем инсценировать?
— Определите цели урока. Чему мы будем учиться, чем заниматься?
V. Работа по теме урока
— Кто герои рассказа? Что с ними произошло?
— Какие они?
— Какой реквизит вы подготовили к уроку?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Какую роль вам хотелось бы сыграть? Почему вы выбрали эту роль?
— Какое место в сказке занимает этот персонаж?
- Какими вы представляете себе его внешность, манеру держаться, говорить?
— В каких важных сценах он участвует, как себя в них ведет?
— Как следует передать особенности этого героя в выразительном чтении, жестах, мимике, походке?
— Поработайте в группе: распределите роли.
(Затем учащиеся инсценируют произведение.)
VIII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
IX. Подведение итогов урока
— Ребята, к следующему обобщающему уроку по изученному разделу учебника подготовьте программку. Что в ней нужно указать?
Домашнее задание
Повторить произведения изученного раздела. Подготовить билеты на спектакль.
Похожие статьи:
Литературное чтение, 3 класс. Первопечатник Иван Федоров
Проект по литературному чтению, 3 класс
Урок литературного чтения в 3 классе. Зощенко «Не надо врать»
Урок литературного чтения в 3 классе. Н. Носов «Огурцы». Характеристика героя
Урок литературного чтения в 3 классе. Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро»
Нет комментариев. Ваш будет первым!