Урок окружающего мира, 1 класс. Почему мы часто слышим слово «экология»?
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Почему мы часто слышим слово «экология»?». УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Цели: формировать первоначальные представления об экологии; показать взаимосвязь между человеком и природой; познакомить с праздником — Днем Земли.
Планируемые результаты: учащиеся осознают ценность природы, ее взаимосвязь с человеком; научатся оценивать свои поступки по отношению к природе.
Оборудование: кроссворд, телеграммы от Муравьишки и Мудрой Черепахи; у учащихся — цветные карандаши, альбомный листок.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Зачем космонавты летают в космос?
— Кто был первым человеком, полетевшим в космос?
— Что делают космонавты на космической станции?
— Для чего запускают искусственные спутники? (Можно использовать КИМы (тест 52, с. 78).)
III. Самоопределение к деятельности
— Разгадайте кроссворд.
1. Железная дорога не высоте. (Эстакада.)
2. Он вокруг Земли летает
И сигналы подает,
Корабли в морях спасает
И погоду узнает. (Спутник.)
3. Что за птица смелая
По небу промчалась?
Лишь дорожка белая
От нее осталась. (Самолет.)
4. Летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой. (Вертолет.)
5. В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд.)
6. Подъемное устройство для открытия и закрытия пути на железнодорожных переездах. (Шлагбаум.)
7. Бежит, гудит,
В два глаза глядит,
А встанет —
Ярко-красный глазок глянет. (Автомобиль.)
8. Большая и легкая спортивная парусная лодка. (Яхта.)
— Какое слово получилось в выделенном столбце? (Экология.)
— Приходилось ли вам слышать это слово? Как вы его понимаете? (Ответы детей.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (Об экологии.)
— Прочитайте тему урока на с. 74 учебника. (Почему мы часто слышим слово «экология»?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте вопросы на с. 74—75 учебника. Можете ли вы ответить на них?
— Прочитайте рассказ «Чему учит экология?» и постарайтесь найти в нем ответы на эти вопросы.
(Учащиеся читают рассказ, затем учитель задает вопросы.)
— Как связаны между собой человек и природа? (Мы зависим от воздуха, воды, растений, животных. Природа также зависит от нас.)
— А теперь давайте вспомним, что надо делать, чтобы не погибла рыба в реке.
— Почему могут исчезнуть бабочки? Как их защитить?
— А что надо предпринять, чтобы был чистым воздух, а людям было легко дышать?
Ребята, посмотрите, нам пришла телеграмма от Муравьишки: «Кругом мусор! Помогите!»
— Вспомните, откуда берется мусор? Как с ним бороться? Нам принесли вторую телеграмму, она от Мудрой Черепахи: «В лесу пропадают птицы и звери! Как их сберечь?»
— Ребята, вспомните, почему в лесу могут пропасть птицы и звери.
— Ребята, а кто виноват во всех этих проблемах? (Человек.)
— Чему учит экология? (Бережно относиться к природе.)
— Для чего отмечают День Земли? (В этот день люди задумываются над тем, правильно ли они живут на Земле.)
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнезда птиц
Ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли!
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живем и ты, и я!
С. Крупина
V. Физкультминутка
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
(Ходьба с подниманием рук.)
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем,
(Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
(Бег на носочках.)
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
(Наклоны вперед.)
Как много мы увидели —
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и ты, и мы.
Действительно, как прекрасен наш мир! Давайте беречь его.
VI. Продолжение работы по теме урока
Выполнение задания в рабочей тетради № 1 (с. 52).
— Рассмотрите рисунок Даши на с. 75 учебника.
— А каким вы себе представляете чудесный мир природы? Нарисуйте.
(Учащиеся под музыку рисуют. Учитель оформляет выставку рисунков «Чудесный мир природы».)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 75, в рамке).) Можно использовать КИМы (тест 53, с. 79).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
Люби родную природу —
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
VIII. Подведение итогов урока
— Ребята, теперь вы поняли, почему мы часто слышим слово «экология»? Как вы это объясните? (Эта наука учит нас бережно относиться к природе, к своей родной планете, а это наш дом.)
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Давайте будем
Беречь планету.
Во всей Вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Совсем одна.
Что будет делать
Без нас она?
Рекомендации для занятий дома
Рабочая тетрадь: № 2 (с. 53).
Дополнительный материал
Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное — никто не знал, почему это случилось.
Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились. А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. Рвали и распустившиеся цветы, и те, на которых были еще только бутоны. Словом, все подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи — тахины. Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и именно эти личинки уничтожали гусениц, вредящих лесу.
Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. Не осталось тахин — и, естественно, не вылупились личинки. Не вылупились личинки — и некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И все потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.
Экология — это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей природе. Все мы — люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы — живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились, притерлись друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы.
Похожие статьи:
Урок окружающего мира, 1 класс. Когда учиться интересно? Школа России
Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», 1 класс
Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда берутся снег и лёд
Урок окружающего мира, 1 класс. Где живут белые медведи. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как зимой помочь птицам. Плешаков
Нет комментариев. Ваш будет первым!