Урок литературного чтения в 3 классе. Введение в содержание раздела «Люби все живое»
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с новым разделом; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; учить читать текст выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.
Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух художественное и научнопознавательное произведение; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный и научно-познавательный текст, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги, отвечать на вопросы учителя на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, Умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмыслять понятия художественный и познавательный рассказ, автор -рассказчик, периодическая литература, принимать нравственные ценности: любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим.
Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг, прочитанных учащимися к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Дома вы должны были сочинить загадки о животных. Загадайте их одноклассникам.
III. Актуализация знаний
- Разгадай кроссворд.
(Ученики работают самостоятельно, затем в паре. Проводится проверка.)
1. Глаза — на рогах,
а домик — на спине. (Улитка.)
2. Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами — стук!
Как зовут его? (Индюк.)
3. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком. (Собака.)
4. Пришла из лесу
Птичница в рыжей шубке —
кур посчитать. (Лиса.)
5. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)
6. Серая хохлатка —
Деток два десятка. (Курица.)
7. Кричит: «Кар!»
По червякам удар. (Ворона.)
8. Не солнце,
Не огонь,
А светит. (Светлячок.)
9. Ходит по двору будильник,
Разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья
И садится на забор. (Петух.)
- Прочитайте, что получилось в выделенных клетках. (Люби живое.)
— Как вы думаете, что означает словосочетание «Люби живое»? («Береги все живое — растения, животных...». Это название следующего раздела в учебнике «Литературное чтение».)
— Посмотрите на иллюстрации к этому разделу на с. 97. Вспомните загадки, которые вы сейчас разгадывали. Как вы думаете, о чем мы будем читать? Что авторы хотели сказать нам этим названием? (Мы будем читать произведения о животных. Авторы обращаются к нам: «Люби все живое». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли ее.)
— Вспомните, какие произведения о животных вы читали. Какие из них вам особенно запомнились? Расскажите.
- Вспомните писателей и поэтов, которые писали о природе.
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
— Узнав название раздела и поняв это название, можете ли вы предположить, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?
— Как вы думаете, какие понятия мы будем изучать в этом разделе?
— Прочитайте с доски, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе. (Сочувствие, сопереживание.)
— Как вы понимаете эти слова?
Сочувствие — 1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. 2. Одобрительное, благожелательное отношение.
Сопереживание — сочувствие другому, умение переживать вместе с ним его душевное состояние.
— Как вы считаете, чему мы будем учиться?
— Прочитайте на с. 96 учебника, с какими еще понятиями мы познакомимся в этом разделе. (Художественный и познавательный рассказ, автор-рассказчик, периодическая литература.)
— С какими произведениями? (Познакомимся с удивительными рассказами писателей К. Паустовского, В. Бианки, В. Берестова, Б. Заходера, Д. Мамина-Сибиряка, М. Горького.)
— Как вы узнали, чьи произведения мы будем изучать? (Из содержания.)
— Чему мы научимся? (Понимать смысл рассказа, формулировать его основную мысль своими словами, рассказывать о герое, подбирая слова-определения, характеризующие его поступки и характер.)
— Чему мы будем учиться? {Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с тем, что рассказывает автор; придумывать свои рассказы о животных.)
- Сейчас я прочитаю вам статью Николая Сладкова «Они и мы».
(Учитель читает статью.)
Странные существа — в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам — и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее — жизнь, самое удивительное явление на Земле и самое уязвимое...
У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях, кто встречается с их обитателями. Не навреди!
— Что, по мнению Н. Сладкова, связывает нас с братьями нашими меньшими? (Жизнь.)
— Как автор их называет? {Наши соседи и земляки.)
— Какое главное правило при общении с природой предложил нам Н. Сладков? (Не навреди!)
— Есть ли у вас домашние животные? Расскажите о них.
(Дети рассказывают о своих питомцах.)
Спасибо за ваши рассказы. Только никогда не забывайте о том, что мы в ответе за тех, кого приручили.
VI. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VII. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы начали изучать на уроке?
— Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел?
Домашнее задание
Сочинить небольшой художественный текст о каком-нибудь животном. Принести любимую книгу и справочную литературу по данному разделу.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 3 классе. Н. Носов «Огурцы». Характеристика героя
Литературное чтение, 3 класс. Первопечатник Иван Федоров
Урок литературного чтения в 3 классе. Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро»
Урок литературного чтения в 3 классе. Зощенко «Не надо врать»
Нет комментариев. Ваш будет первым!