Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Литературная сказка»
Конспект урока литературного чтения в 3 классе. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с новым разделом; учить прогнозировать содержание раздела; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке с литературными сказками русских и зарубежных писателей; оперировать понятиями литературная сказка, авторская сказка (предисловие, зачин, особая структура сказки, характеристика героев сказки), текст повествовательного характера; метапредметные: определять главную мысль, делить текст на части, составлять план подробного и выборочного пересказа; личностные: размышлять над нравственными ценностями: терпение, трудолюбие, забота о ближнем, оперировать понятиями системы нравственных ценностей: добро побеждает зло, в чем смысл добра, почему сказка всегда заканчивается хорошо.
Оборудование: выставка книг по теме урока, иллюстрации к сказкам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение В. Орлова «Ворона» жужжащим способом.
- Кра! -
Кричит ворона. —
Кража!
Караул!
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано!
Грош украл он
Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую
Коробку!
— Стой, ворона.
Не кричи.
Не кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь
Без обмана:
У тебя ведь
Нет кармана!
- Как! -
Подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
— Что ж вы раньше
Не сказали?
Кар-р-р-раул!
Кар-р-ман
Укр-р-али!
— Что такое грош?
ГРОШ — старинная медная монета в 2 копейки. Позднее - полкопейки. «Гроша ломаного не стоит» — ничего не стоит, никуда не годится.
— Какие части этого стихотворения вы, подражая вороне, будете читать громко, да еще при этом выделяя звук [р]? Прочитайте это стихотворение так, чтобы мы услышали ворону.
(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)
III. Сообщение темы и постановка целей урока
- В каких произведениях мы встречались с вороной? (Мы читали про нее рассказы, басни, стихи.)
— Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте на с. 68 его название. («Литературная сказка».)
— Что значит — сказка литературная! (Авторская. Написанная писателем.)
— На какие две группы делятся сказки? (На народные и литературные, или авторские.)
— Как их различить? (Примерный ответ. Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки передавали из уст в уста. Записывать и печатать их начали гораздо позже. У народных сказок нет автора. Литературная, авторская сказка — это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У нее есть автор.)
- Рассмотрите выставку книг. Что вам представляется, что вспоминается? Вспомните сказки, которые вы читали раньше. Назовите свои любимые.
IV. Работа по теме урока
— Вы узнали название нового раздела, который мы начнем изучать. Как вы думаете, с какими произведениями мы в нем познакомимся?
- Чему научимся?
- Прочитайте в учебнике на с. 68 диалог Ани и Вани.
- Какой вопрос поставили дети?
— Что вы ответите Ване?
— Прочитайте высказывание профессора Самоварова.
— Что вы из него узнали?
— Прочитайте на с. 69 слова Вани.
— Какой вопрос его интересует? (Как писатели пересказывают сказки? Своими словами?)
— Прочитайте ответ профессора Самоварова.
— Что вы из него узнали?
— Сделайте вывод. Что мы будем изучать в этом разделе? На какие вопросы ответим? Какие понятия будем изучать в нем?
(Учащиеся делают вывод. Определяют тему и задачи.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Ребята, как по-вашему, что такое сказка?
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 69. Что авторы хотят нам показать этой иллюстрацией?
— Приведите примеры сказок о животных, бытовых, волшебных.
— Какие признаки сказки вы знаете?
— Вспомните, какие сказочные слова и выражения вы знаете.
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы начали изучать?
— Как вы понимаете его название?
Домашнее задание
Принести книгу со своей любимой сказкой. Читать сказки.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения, 3 класс. Горький «Воробьишко»
Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Фет «Осень»
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»
Нет комментариев. Ваш будет первым!