Урок литературного чтения, 3 класс. Крылов «Слон и Моська»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «И.А. Крылов «Слон и Моська». Особенности структуры басни»
Цели: познакомить с басней И.А. Крылова «Слон и Моська»; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности, навыки беглого чтения.
Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня; личностные: проявлять интерес к произведениям И.А. Крылова.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудиозапись басни «Слон и Моська», карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте текст, определите его жанр. (Это небылица.)
Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.
— Прочитайте небылицу с ворчащей интонацией (с удивлением; весело; быстро).
III. Проверка домашнего задания
— Послушаем ваши сообщения об И.А. Крылове.
IV. Сообщение темы и постановка целей урока
— Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного баснописца Ивана Андреевича Крылова. Пушкин очень любил басни Крылова и называл его «истинно народным поэтом».
— Откройте учебники на с. 48. Прочитайте название басни. Рассмотрите иллюстрацию к ней.
— Как вы думаете, о чем басня?
— В ней, как обычно в баснях, действуют животные. Кто из вас видел слона? Что вы о нем знаете?
Слон — огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 м. Весит больше 4000 кг. Слона боятся даже тигры и львы.
V. Физкультминутка
VI. Работа по теме урока
— Прежде чем мы познакомимся с новой басней, вспомним, что же такое басня. (Примерный ответ. Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением, где объясняется смысл басни.)
— Прочитайте определение басни на с. 45.
— Почему слова Слон и Моська написаны с заглавной буквы? (Это герои басни.)
(Чтение басни учителем или прослушивание аудиозаписи.)
— Понравилась вам басня?
— Каким вы видите Слона? Опишите его.
— Какой вы представляете Моську?
— Можно ли сказать, что в басне эти герои противопоставляются друг другу?
— Какими качествами обладает каждый из них?
- Что Моське посоветовала Шавка? Прочитайте.
- За что Шавка осуждает Моську?
— Для чего Моська напала на Слона? Прочитайте.
— Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?
— Чем смешна Моська?
— Прочитайте басню самостоятельно.
— Найдите в тексте строчки, соответствующие данным словосочетаниям.
• Показывали на улице людям. (Водили напоказ.)
• Невидаль, редкость. (В диковинку у нас.)
• Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. (Толпы зевак ходили.)
• Откуда-то внезапно появится. (Отколь ни возьмись.)
• Перестань себя позорить. (Перестань срамиться.)
• Придает смелости. (Вот то-то мне и духу придает.)
— В каких словах, ставших крылатыми, заключен смысл басни? (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!)
— Как вы понимаете эти строки? (Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже слона. Она понимает, что не представляет для него никакой опасности и он не будет с ней сражаться.)
— Да, Моська - хвастунишка. Но она и хитрая. Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, чтобы передать их характер.
— Поработайте в паре. Прочитайте басню выразительно.
— Поиграем в театр. Попробуйте изобразить главных героев, читая басню.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Чем вы занимались на уроке?
— Кто такой И.А. Крылов?
— С какой басней вы познакомились?
— Кто в этой басне вам нравится?
— Чье поведение вызывает осуждение?
— Кого из героев следует одобрить?
— Что высмеивает автор в басне?
— Какой вывод из прочитанной басни следует сделать?
— Когда в жизни можно употребить слова: «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»
Домашнее задание
Выучить басню наизусть.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения, 3 класс. Горький «Воробьишко»
Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»
Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Фет «Осень»
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!