Конспекты уроков по литературному чтению, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»
Уроки литературного чтения в 3 классе. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». Герои произведения. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: формировать понятие литературная сказка; учить работать с повествовательным текстом: определять тему, основную мысль, содержание произведения; находить жанровые особенности сказки; учить работать в паре, группе; продолжить знакомство с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить отвечать на вопросы; называть героев произведения, объяснять их поступки; выделять основную мысль; обогащать словарный запас; воспитывать доброту, милосердие.
Планируемые результаты: предметные: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, оценивать свою работу на уроке, давать характеристику героев произведения; личностные: осмысление понятий добро и зло.
Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг по теме урока, портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте медленно. Определите жанр. (Это чистоговорка.)
Ежу на ужин жук нужен —
Жутко жуку жить на суку.
— Прочитайте медленно (с ускорением; грустно; весело; выразительно; скороговоркой).
III. Актуализация знаний
— Какие книги вы принесли на урок? Расскажите о своей любимой сказке.
- Какой раздел мы изучаем?
— Назовите признаки сказки.
— Прочитайте с доски тему урока.
— Определите тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте на с. 86 учебника название произведения. Что вы из него узнали? (Жанр произведения — сказка. Перечислены герои сказки: Воробей Воробеич, Ерш Ершович и веселый трубочист Яша.)
— Рассмотрите иллюстрацию к сказке на с. 87. Предположите, о чем она.
(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.)
- Ваши впечатления от прочитанного?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте записанное на доске имя писателя, с творчеством которого мы сегодня знакомимся, рассмотрите его портрет. Что вы о нем помните? (Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852—1912).)
— Вспомните сказки Д. Мамина-Сибиряка, которые вы уже читали. Нравятся ли они вам? Почему? Обоснуйте свою точку зрения.
— Что вы знаете об «Аленушкиных сказках»?
— Из скольких частей состоит сказка? (Из двух частей.)
— Сейчас мы перечитаем сказку. А потом обоснуем справедливость такого деления.
(Учащиеся читают текст и озаглавливают части. Учитель записывает их названия на доске. Например: 1. Дружба героев. 2. Кто прав?)
— Подготовьте пересказ любой части.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— С творчеством какого писателя вы познакомились на уроке- Назовите его имя.
— Как еще можно разделить прочитанный текст?
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки от имени Аленушки.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».
Вниз с рябиновых ветвей
Слетел к луже воробей.
Огляделся — плюх! — и в воду,
Стал плескаться в непогоду.
Любит воробей купаться,
Заодно и закаляться.
А. Вайнер
— Прочитайте шепотом (громко; начиная медленно, затем с ускорением; начиная быстро, затем замедляя темп чтения; скороговоркой; выразительно).
III. Актуализация знаний
— Прочитайте с доски тему урока. Определите по ней задачи.
— Перескажите сказку от имени Аленушки.
(Рассказы учеников.)
IV. Работа по теме урока
— Назовите героев сказки. Как вы к ним относитесь?
— Как автор изображает Воробья Воробеича и Ерша Ершовича? Какими чертами характера наделены эти герои?
— Расскажите о дружбе Воробья Воробеича и Ерша Ершовича. Как вы понимаете выражение жили душа в душу?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Как жилось героям зимой и летом? Какие неприятности и трудности были у друзей? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
— Из-за чего возник шум и спор у старых приятелей? Перечитайте этот эпизод, подготовьте его для выразительного чтения.
(Работа по вопросам и заданиям № 6, 7 на с. 93—94 учебника.) — Почему между рыбами и птицами произошла драка? Найдите глаголы, которые помогают изобразить «настоящую свалку». (Вьются, шумят, орут, хохочут.)
- Вспомните сказку «Лиса и Журавль». Есть ли что-то общее в поступках героев сказок?
— Обсудите с друзьями, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других?
— Имеет ли сказка Д. Мамина-Сибиряка концовку? Перечитайте ее. Какая она: необычная, смешная, поучительная?
— Почему автор придумал именно такое окончание? Обратите внимание на поступок Аленушки.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Зачем писатель придумал эту сказку и рассказал ее Аленушке?
— Сравните основную мысль с пословицей.
Не делай другому того, что себе не пожелаешь.
Домашнее задание
Читать сказки в переводе А.Н. Толстого.
Похожие статьи:
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Урок литературного чтения, 3 класс. Горький «Воробьишко»
Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Фет «Осень»
Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»
Нет комментариев. Ваш будет первым!