Конспекты уроков литературного чтения, 3 класс. Дж. Родари «Волшебный барабан»
Уроки литературного чтения для 3 класса. Дж. Родари «Волшебный барабан». Особенности переводной литературы. Сочинение возможного конца сказки
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с авторской сказкой Дж. Родари «Волшебный барабан»; учить работать с повествовательным текстом (определять тему, основную мысль, основное содержание произведения, давать характеристику героев сказки).
Планируемые результаты: предметные: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественные произведения; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять литературоведческие понятия: литературная сказка, герой, структура сказки, давать характеристику героев произведения, находить книгу в библиотеке с помощью тематического или авторского каталога, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмыслять понятия: добро побеждает зло, в чем смысл добра, почему сказка всегда имеет хороший конец, идеалы, которые воспевает литературная сказка.
Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг по теме урока, портрет Дж. Родари.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте загадку, отгадайте ее.
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит. (Барабан.)
— Прочитайте шепотом (громко; выделяя последние слова каждой строчки вопросительной интонацией; утвердительно; быстро; медленно; выразительно).
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Как вы думаете, почему в разминку я включила загадку именно о барабане?
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи. На какие вопросы мы должны ответить на уроке?
— Как вы считаете, что мы будем читать? (Сказку.)
— Почему вы так думаете? (Можно предположить по названию — «Волшебный барабан».)
— О чем может говориться в этой сказке?
IV. Работа по теме урока
(Чтение начала сказки учащимися на с. 111 — 113 учебника. Учитель обращает внимание на грамотное выразительное чтение.)
— Как вы думаете, что будет дальше?
(Словарная работа может вестись во время чтения.)
ДЮЖИНА - 12.
СОЛЬДО — итальянская монета.
ПОЛЬКА — чешский народный танец.
МАЗУРКА — польский народный танец.
ЖАНДАРМ - полицейский.
МИЛЛИОНЕР—человек, капитал которого превышает миллион.
ЧИНОВНИК — государственный служащий.
ВИЛЛА — загородный деревенский дом.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Чтение первого конца на с. 113-114 учебника учителем или учащимися.)
— Нравится вам такой конец сказки? (Такой конец сказки не устраивает: неужели солдат стал разбойником?)
— Как вы думаете, каким еще может быть конец?
(Чтение второго конца на с. 114—115 учебника учителем или учащимися.)
— Нравится ли вам такой конец? (Хороший конец: герой сказки всем помогает.)
(Чтение третьего конца нас. 115—116 учебника учителем или учащимися.)
— Понравился вам такой конец?
— Прочитайте, какой конец сказки выбрал автор. (Учащиеся читают текст задания № 3 на с. 116.)
— Как вы относитесь к такому объяснению?
— Что вы знаете об авторе этого произведения?
Джанни Родари (1920—1980) — итальянский писатель. С детства он мечтал стать музыкантом или художником. Родари получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах местных сельских школ. Он очень дружил с ребятами и придумывал для них веселые игры, развивающие мышление и фантазию. Позже он работал журналистом в итальянской коммунистической газете «Унита». С 1948 г. «Унита» периодически печатала стихи, сказки, веселые истории Родари, вошедшие затем в первый сборник «Книжка веселых стихов» (1951). Слава нашла писателя благодаря переводам С.Я. Маршака. Ныне произведения Родари переведены на многие языки.
Очень интересны и содержательны сказки Родари. Самая известная из них — сказка-повесть «Приключения Чиполлино». В ней сочетаются реальность и вымысел. Автор взял за правило: развлекая, говорить и о серьезном. Бодрый, никогда не унывающий Чиполлино защищает бедных, борется за справедливость, выступает против жестокости и зла.
Все его книги читаются на одном дыхании. Они волнуют, учат добру и справедливости.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Составим синквейн о барабане. (Барабан. Солдатский, волшебный. Играет, заставляет, наказывает. Заставляет всех вокруг танцевать. Инструмент.)
Домашнее задание
Прочитать сказку. Нарисовать иллюстрации к ней.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение Агнии Барто.
Барабан
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идет отряд.
На парад
Идет отряд.
Барабанщик
Очень рад.
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд!
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан
Уже дырявый!
— Прочитайте шепотом (громко; вопросительно; утвердительно; быстро; медленно; выразительно).
III. Проверка домашнего задания
- Что вы скажете о стихотворении Агнии Барто?
— Покажите нам свои иллюстрации. Что вы изобразили? Прочитайте выразительно отрывки к своим иллюстрациям.
- Докажите, что мы читали сказку.
(Учащиеся вспоминают признаки сказки.)
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи. На какие вопросы мы должны ответить на уроке?
IV. Работа по теме урока
— Понравилась ли вам сказка с тремя концами?
— Какое маленькое волшебство подарила барабанщику старушка? За что? Как он им воспользовался?
— А какой конец сказки понравился вам? Почему?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Придумайте свое окончание сказки. Запишите его в «Творческую тетрадь» на с. 52.
(Работа в группе. Затем все работают самостоятельно.)
— Прочитайте нам свои сочинения.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Составим синквейн о барабанщике. (Барабанщик. Добрый, справедливый. Играет, ходит, помогает. Старается восстановить справедливость окружающим. Солдат.)
Домашнее задание
Подготовить пересказ одной из сказок Дж. Родари. Принести на урок сборник литературных сказок.
Похожие статьи:
Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Фет «Осень»
Нет комментариев. Ваш будет первым!