Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Зачем нам телефон и телевизор? Школа России
Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Зачем нам телефон и телевизор?». УМК А. А. Плешаков
Цели: дать представление о средствах связи и средствах массовой информации; познакомить с назначением радиоприемника, телевизора, газет и журналов, Интернета.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать средства связи и средства массовой информации; объяснять назначение радиоприемника, телефона, телевизора, газет и журналов.
Оборудование: картинки с изображением старинных и современных средств связи и средств массовой информации.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Почему нужно чистить зубы?
— Почему нужно мыть руки?
— Как правильно чистить зубы?
— Кто сегодня правильно чистил зубы?
— В каких случаях нужно мыть руки?
(Можно использовать КИМы (тест 47, с. 73).)
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадки Муравьишки.
Вот так дом — одно окно,
Каждый день в окне — кино! (Телевизор.)
Здесь говорят, а в Москве слышно. (Телефон.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О телевизоре и телефоне.)
— Прочитайте тему урока на с. 58 учебника. (Зачем нам телефон и телевизор?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
— Вспомните, как письмо попадает от отправителя к адресату. (Ответы детей.)
— Что можно делать с помощью компьютера? (Ответы детей.)
— Подумайте, как люди поддерживают связь друг с другом. (Пишут друг другу письма, открытки, телеграммы, разговаривают по телефону.)
Почта, телеграф, телефон — это средства связи.
— Как люди узнают о событиях, произошедших в стране и мире? (Из газет, по телевидению, по радио, из Интернета.) Радио, телевидение, пресса — это средства массовой информации.
— Рассмотрите фотографии телефонов на с. 58 учебника.
— Какие бывают телефоны? Чем они похожи, чем отличаются? (Ответы детей.)
— А какой телефон у вас дома?
— Почему телефон — это средство связи? (С помощью телефона можно поддерживать связь.)
— Рассмотрите нижний ряд фотографий. Для чего служат эти предметы? (Для передачи информации.)
— А помните ли вы номера специальных служб безопасности? Какой номер телефона следует набрать, если случится пожар? (01.)
— А если кому-то нужна помощь? (03.)
— А если нужно срочно вызвать милицию? (02.)
(Можно разыграть ситуацию вызова экстренной помощи по телефону.)
V. Физкультминутка
Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки.
Если сумели — все в полном порядке!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Рассмотрите фотографии на с. 59. Найдите старинные и современные предметы. Сравните их по внешнему виду. Как вы думаете, изменилось ли качество звука, изображения?
(Обсуждение в парах.)
— Муравьишка хочет взять у вас интервью. Что такое интервью? (Ответы детей.)
(Муравьишка задает вопросы про Интернет, данные в учебнике (с. 59). Учащиеся высказывают свои предположения, затем читают вывод.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№ 1 (с. 39).
— Прочитайте задание.
— Прочитайте список. Выполните задание.
(Проверка.)
— Какие слова вы подчеркнули синим карандашом? (Почта, телеграф, телефон, Интернет.)
— Какое общее название есть у этих слов? (Средства связи.)
— Какие слова вы подчеркнули красным карандашом? (Радио, телевидение, газета, журнал, Интернет.)
— Какое общее название есть у этих слов? (Средства массовой информации.)
— Какое слово вы подчеркнули двумя чертами? Почему? (Интернет — это и средство связи, и средство массовой информации.)
VII. Рефлексия
— Отгадайте загадки и определите, к чему относятся отгадки: к средствам массовой информации или к средствам связи.
Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (Телевизор — средство массовой информации.)
Голубочка бела
В избу влетела,
Что на свете видала,
Про все рассказала. (Газета — средство массовой информации.)
Все на ней ездит:
И радость и горе. (Почта — средство связи.)
Если нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом —
Эта вещь к твоим услугам. (Телефон — средство связи.)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Перечислите средства связи. (Почта, телеграф, телефон.)
— Перечислите средства массовой информации. (Радио, телевидение, пресса.)
— Как вы ответите на вопрос урока: зачем нам телефон и телевизор?
Рекомендации для занятий дома
1. Рабочая тетрадь: № 2 (с. 39—40).
2. Придумать загадку про Интернет.
Дополнительный материал
Телевизор
Следует запомнить, что «режим ожидания» (светящийся фотодиод) у телевизора, а также музыкального центра, компьютера и другой техники — это пожароопасный режим. Особенно это касается телевизора.
Оставив дома телевизор в «режиме ожидания», вы должны представлять себе, что все его узлы находятся под напряжением, не включена только развертка экрана. Загорание может произойти в ваше отсутствие из-за скачков напряжения электросети (до 250 В) или во время грозы, если молниезащита дома недостаточна. Поэтому последний, кто выходит из дома, должен не только полностью отключить телевизор, но и вынуть вилку из розетки.
Телевизор нужно располагать так, чтобы во время работы он нормально охлаждался (не ставить у батареи, не задвигать его в нишу стенки и не закрывать отверстия на задней панели декоративной салфеткой); подход к розетке должен быть максимально доступным и безопасным для быстрого отключения горящего прибора. Вокруг телевизора не должно быть легковоспламеняющихся материалов (шторы, книги, газеты, пластиковые салфеточки и т. д.), а также не следует ставить на него цветочную вазу с водой.
Телеграф
Слово «телеграф» образовано из греческих слов «теле» — далеко и «графо» — пишу. Значит, телеграф — это устройство, с помощью которого передают письменные сообщения на далекие расстояния.
Первое практически пригодное устройство для электрической телеграфной связи разработал в России П.Л. Шиллинг в 1832 г. Один из первых электрических телеграфных аппаратов изобрел американец Сэмюэл Морзе в 1837 г. Для своего телеграфа Морзе придумал специальную азбуку. Буквы в этой азбуке заменяются точками и тире. Например: буква А — это точка и тире, буква Б — тире и три точки, буква В — точка, два тире и т. д. По имени изобретателя она была названа азбукой Морзе. Аппарат Морзе давно уже заменили современные буквопечатающие аппараты — телетайпы, а азбука Морзе все еще нужна людям. Сигнал бедствия на море до сих пор передают азбукой Морзе. Три точки, три тире, три точки — SOS — этот сигнал знают все люди на Земле.
Телефон
Чтобы передавать речь и другие звуки на любые расстояния, американский профессор, преподаватель Бостонского университета Александр Белл в 1876 г. изобрел специальное устройство — телефон. На одном конце линии связи — в микрофоне — звуковые волны превращаются в колебания электрического тока. По паре медных проводов эти колебания, почти не ослабевая, проходят на далекое расстояние. На другом конце линии — в телефоне — колебания электрического тока вновь превращаются в звуковые.
Автор: Максимова Т. Н.
Похожие статьи:
Урок окружающего мира, 1 класс. Когда учиться интересно? Школа России
Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда берутся снег и лёд
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как зимой помочь птицам. Плешаков
Урок окружающего мира, 1 класс. Где живут белые медведи. Школа России
Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», 1 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!