Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Зачем мы спим ночью. Школа России
Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Зачем мы спим ночью?». УМК А. А. Плешаков
Цели: выявить значение сна в жизни человека; вспомнить правила подготовки ко сну; познакомить с особенностями сна животных, с трудом людей, занятых ночью.
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость соблюдения определенных правил подготовки ко сну.
Оборудование: картинки с изображением животных, которые не спят ночью; у учащихся — разноцветные фишки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Каждый ученик получает лист бумаги, на котором нарисованы восемь кругов. Учитель читает предложения о поведении в лесу. Если учащиеся согласны с тем, что вести себя нужно именно так, они закрашивают круг зеленым цветом, если не согласны — красным.)
• Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
• В лесу можно играть: листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, много зелени — еще вырастет.
• Наконец-то мы в лесу. Здесь можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.
• Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
• Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы совсем их не было.
• Звери всякие нужны, звери всякие важны. Каждый из них в природе делает свое дело. Не пугайте животных!
• Пришел на луг — нарви большой букет цветов.
• Не ловите бабочек, они так нужны цветам!
(Проверка. У учеников должен получиться такой узор.)
— У кого кружочки расположены в таком же порядке?
Вы — настоящие друзья природы.
— А теперь давайте вспомним, почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек и почему в лесу нужно соблюдать тишину. (Ответы детей.)
— А где еще нужно соблюдать тишину? (На уроке.)
— Почему? (Ответы детей.)
— У кого получилось придумать знак-правило?
(Дети показывают свои знаки и рассказывают, что они означают.)
— Кто прочитал странички для любознательных и хочет поделиться с нами полученными знаниями? (Ответы детей.) (Можно использовать КИМы (тест 43, с. 68—69).)
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадки Муравьишки.
Не стукнет, не брякнет,
А ко всякому подойдет. (Сон.)
Что слаще меда,
Сильнее льва? (Сон.)
— Зачем мы спим ночью? Кто попытается ответить на этот вопрос? (Ответы детей.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О сне.)
- Прочитайте тему урока на с. 52 учебника. (Зачем мы спим ночью?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
— Вспомните, хорошо ли вы спали сегодняшней ночью. Кто выспался? А кто не выспался? Почему? (Ответы детей.)
— Даже по внешнему виду человека можно определить, выспался он или нет. Рассмотрите два верхних рисунка на с. 52 учебника. Какой из этих учеников хорошо выспался? Объясните свой ответ. (На рисунке слева мальчик тянет руку, он был внимателен, понял, о чем спрашивают, значит, он выспался. Мальчик на правом рисунке не выспался дома, поэтому спит на уроке.)
— Давайте разберемся, что происходит с человеком за день. (Он работает, двигается, устает.)
— Зачем он ложится спать? (Чтобы отдохнуть и набраться сил.)
— А теперь послушайте отрывок из стихотворения Владимира Лифшица «Про Васю и Настю».
Чтоб сонного Василия
Заставить утром встать,
Громадные усилия
Затрачивает мать.
Он из боязни сквозняков,
Закрыв окошко плотно,
Меж двух больших пуховиков
Весь день проспит охотно.
У Настеньки, у Настеньки
Всю ночь окошки настежь.
Ее румянец ярок,
Глубок и сладок сон.
Ночное небо в звездах,
Ночной прохладен воздух,
И в Настенькину комнату
Заглядывает клен.
Здесь нет перины ни одной,
Нет одеял на вате,
Лежит матрац волосяной
У Насти на кровати.
Ей снятся сны хорошие
До самого рассвета
(Принцессе на горошине
И не мечтать про это).
Разбудит солнце Настеньку,
Она с постели вскочит,
И делает гимнастику,
И весело хохочет!
Водою обливается
И зубы чистит пастой.
Ей солнце улыбается,
И клен ей шепчет: «Здравствуй!»
- Как начинается новый день для Василия? (Он не может быстро встать, мама его долго не может разбудить.)
- А как утром встает Настенька? (Она быстро вскакивает.)
- Как вы думаете, почему дети так по-разному утром встают? (Ответы детей.)
(Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель подводит беседу к тому, что есть правила подготовки ко сну, и если их соблюдать, то сон будет крепким, а утром легко встанешь.)
- Давайте разберемся, что это за правила. Рассмотрите нижние рисунки на с. 52 и подумайте, что нужно, что можно и чего нельзя делать перед сном. Отметьте рисунки нужными фишками. Обсудите это задание в парах. (Перед сном нужно почистить зубы, проветрить комнату. Можно почитать книгу, но нельзя играть в шумные игры, драться, смотреть страшные фильмы, наедаться.)
— А как вы вечером готовитесь ко сну? Подумайте, все ли правила вы соблюдаете. (Ответы детей.)
V. Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — улетела.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Ребята, а спят ли животные? (Да.)
— Послушайте стихотворение.
Где спит рыбка
Ночью темень.
Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий — к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
И. Токмакова
— Животные тоже спят в своих жилищах. Где спит лисица? (В норе.)
— А где спит белка? (В дупле.)
— А мышка? (В норке.)
— А кто видел, как спят ваши домашние питомцы?
(Дети рассказывают о том, как спят кошки, собаки, хомячки, попугаи или другие животные, которые есть у них дома.)
- А теперь отгадайте загадки, и вы узнаете, какие животные ночью не спят.
Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова.)
Целый день он спать не прочь,
Но едва настанет ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать... (сверчок).
Днем спит,
Вниз головой висит,
Ночью летает,
Пищу добывает. (Летучая мышь.)
То погаснет,
То зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Ну, конечно... (светлячок).
— Расскажите, что вы знаете об этих животных.
(Учащиеся рассказывают, учитель дополняет эти сведения (см. дополнительный материал к уроку) и показывает картинки с изображением животных.)
— А как вы думаете, люди все спят ночью? (Ответы детей.)
— Рассмотрите рисунки на с. 53. Людям каких профессий не приходится ночью спать? Почему?
(Учащиеся рассказывают о работе врачей, полицейских, пожарных. Дети могут также назвать другие профессии и рассказать о них. Важно подчеркнуть, что работа этих людей трудна, но в то же время необходима для всех нас.)
Ребята, есть такая страна, в которой происходят разные чудеса. В этой стране полицейские, врачи, пожарные не ходят ночью на работу, потому что все происходит само собой.
— Узнайте, когда мы можем побывать в этой стране. Послушайте стихотворение.
В чудной стране
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
Чудной стране...
Ты почему не веришь мне?
И. Токмакова
— Ребята, где мы можем увидеть все это? (Во сне.)
— Да, только во сне. Кто из вас видит сны? А что вы видели во сне?
(Наверняка, многие из ребят захотят рассказать о своих снах. С помощью считалки можно выбрать ученика, затем следующего, так послушать несколько рассказов.)
Ночная считалка
Раз, два, три, четыре, пять!
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
Надо, надо, надо спать
И не надо куролесить.
Кто не спит, тот выйдет вон,
Кто уснул, увидит сон.
В. Берестов
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 35)
(Работа в парах.)
— Рассмотрите рисунок. Назовите животных, которых вы знаете. Что вы можете о них рассказать?
— Выполните задание.
(Проверка.)
— Названия каких животных вы узнали с помощью атласа- определителя. Что вы о них узнали?
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 53, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
Ребята, я надеюсь, что теперь, когда вы знаете, какие правила нужно соблюдать при подготовке ко сну, в школу вы будете приходить всегда хорошо выспавшимися, бодрыми и свежими.
Рекомендации для занятий дома
1. Рабочая тетрадь: № 1 (с. 35).
2. Понаблюдать за тем, как вы готовитесь ко сну. Помнить и соблюдать правила подготовки ко сну.
Дополнительный материал
Летучая мышь
Летучая мышь — это зверек, который умеет летать и бегать по земле. Летать он даже больше любит. И пищу себе добывает на лету.
Как только стемнеет, летучие мыши просыпаются и вылетают на охоту за ночными насекомыми — мотыльками, майскими жуками, комарами. Некоторые летучие мыши едят пыльцу и нектар с цветков. А есть такие — они живут в Америке — которые сосут кровь животных.
Зрение у летучих мышей плохое, зато у них очень тонкий слух. Они улавливают звуки, которые люди могут услышать только с помощью специальных приборов. Днем летучие мыши спят на чердаках и деревьях, повиснув головой вниз и прикрывшись крыльями, как плащом.
Летучие мыши рождаются слепыми и беспомощными. Первые два месяца малютки живут, крепко вцепившись в мать, и ни на секунду не отрываются от нее: ночью летят вместе с ней на охоту, а днем спят, укрытые материнским крылом-плащом.
Врагов у летучих мышей немного: ночью их могут схватить совы или хищные птицы. Зимовать эти зверьки улетают в теплые края, как птицы- Плотно прижавшись друг к другу, они спят в пещере, зацепившись лапками за стены и выступы и повиснув вниз головой.
* * *
Летучие мыши
Летают над крышей,
А если хотят,
То летают и выше.
И думает кошка,
Смотря из окошка:
«Как жалко, что я
Не летучая кошка!»
Ю. Воронский
Сова
У совы большая круглая голова и небольшой, как бы приплюснутый, клюв. Она может крутить своей головой в разные стороны. Большие глаза расположены на голове рядом, а не по бокам, как у других птиц. Глядит сова пристально, не мигая. Наверное, за большую голову и внимательный взгляд люди назвали сову мудрой.
У совы отличное зрение. В самую темную ночь с высоты она видит на земле притаившуюся мышку. Днем сова тоже видит, но охотится только ночью. Сова летает бесшумно. У нее замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползет жук или как под снегом бегают мыши.
Совы очень любят купаться. Под мелким теплым дождиком они принимают душ. Позабыв обо всем, долго кружатся в воздухе, распушась и развернув веером хвосты.
Гнездо сова не строит. Если найдет чье-то готовое, подправит немного и займет его. В дупле, в ямке на земле, на камнях — везде может устроить гнездо сова. В ее гнезде нет ни мягкой подстилки, ни пуха.
Совята появляются не все сразу, а друг за другом. Когда появятся первые птенцы, сова улетает на охоту, а пока ее нет, остальные яйца согревают старшие братья. В гнезде совята сидят, тесно прижавшись друг к другу. Едва оперившись, птенцы вылезают из гнезда. Летать и охотиться они еще не умеют, но в гнездо больше не возвращаются. Бегают неподалеку, писком сообщают родителям о себе и ждут корма.
Мудрейшая птица на свете — сова.
Все слышит, но очень скупа на слова.
Чем больше услышит,
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает!
Похожие статьи:
Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда берутся снег и лёд
Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», 1 класс
Урок окружающего мира, 1 класс. Когда учиться интересно? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Где живут белые медведи. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как зимой помочь птицам. Плешаков
Нет комментариев. Ваш будет первым!