Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Почему мы любим кошек и собак. Школа России
Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Почему мы любим кошек и собак?». УМК А. А. Плешаков
Цели: познакомить с условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними; воспитывать бережное отношение к животным.
Планируемые результаты: учащиеся научатся описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать об уходе за кошкой и собакой.
Оборудование: фотографии или картинки с изображением кошек и собак разных пород, видеофрагмент о домашних животных, предметы, необходимые для ухода за собакой и кошкой, плакат с правилами безопасности при общении с собаками.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа
— Отгадайте загадку.
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три —
Целых семь, ты посмотри!
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать? (Радуга.)
— Какая фраза-подсказка помогает запомнить цвета радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Как однажды Жан-звонарь головой сломал фонарь.)
— Кто назовет цвета радуги по порядку? (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
2. Игра «Третий лишний»
(Учитель называет три цвета, а учащиеся должны назвать тот цвет, которого нет в радуге.
• Оранжевый, коричневый, желтый.
• Зеленый, голубой, белый.
• Фиолетовый, малиновый, желтый.
• Красный, черный, синий.
— Ребята, Муравьишка рад, что вы вспомнили, как образуется радуга. Он говорит вам: «Хорошо!» А что же ответит эхо? (Шо-шо-шо.)
(Можно использовать КИМы (тест 40, с. 60).)
III. Самоопределение к деятельности
— Сегодня сама Мудрая Черепаха принесла для нас загадки. Отгадайте их.
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится...
Угадали? Это — ... (кот).
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (Окошках и собаках.)
— Прочитайте тему урока на с. 42. (Почему мы любим кошек и собак?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
— Кто уже умеет ухаживать за кошкой и собакой? Вы сегодня будете моими помощниками на уроке.
IV. Работа по теме урока
— На какие две большие группы можно разделить животных? (Дикие и домашние.)
— Все ли животные самостоятельно могут добывать пищу и строить себе жилище? (Нет. Домашние животные не добывают пищу самостоятельно. Жилье строит для них человек.)
— У кого из вас есть домашние животные? (Ответы детей.)
— Расскажите о них по плану на с. 42 учебника.
— Подумайте, почему же мы любим кошек и собак. (Ответы детей.)
— Отгадайте загадку.
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (Кошка.)
(Учитель на доске вывешивает картинки с изображением кошек разных пород.)
Все домашние кошки в общем похожи друг на друга, хотя люди и вывели разные породы. Все кошки — замечательные охотники. Присмотритесь к домашней кошке. Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, она не растеряла своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает — и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки, но уж если запустят в добычу — не вырваться. Играя, кошка редко пускает в ход когти — отбивается мягкими, «бархатными» лапками, но если ее разозлить — не обижайтесь, сами виноваты!
Умывается кошка очень тщательно, и у сытой, здоровой кошки шкурка отливает шелковистым блеском. В доме уютнее, когда кошка мурлычет где-нибудь.
— Рассмотрите рисунки на с. 42 учебника. Расскажите, как нужно ухаживать за кошкой. (Ответы детей.)
— Отгадайте следующую загадку.
Белый хвост, черный нос,
Наши тапочки унес
В уголок под кровать —
И не хочет отдавать. (Щенок.)
(Учитель на доске вывешивает картинки с изображением собак разных пород.)
15 тыс. лет назад из волка получилось домашнее животное — собака. Постепенно были выведены различные собачьи породы. Большинство должны были выполнять разнообразные задачи. Одни использовались как пастушьи, другие — как охотничьи. Одни породы сопровождают слепых, другие — полицейских, есть собаки-спасатели. Собак используют и как упряжных, без ездовых собак вряд ли справились бы на Крайнем Севере. Их используют, если нужно переехать жить в другое место или привезти добычу: тюленей, белого медведя, оленя и рыбу. Собачьи упряжки были и остаются важным видом транспорта в Арктике.
Декоративные собаки предназначены для удовлетворения эстетических потребностей человека. Большинство из них сегодня содержат дома. Что касается содержания собак, то здесь часто совершаются ошибки. Собакам нужен сбалансированный корм. Сюда относятся мясо и кости, а также растительная пища — овсяные хлопья и овощи. Ни в коем случае нельзя давать собакам печенье и шоколад. Собак не следует перекармливать. Они ежедневно нуждаются в движении. На прогулке у собак должно быть время узнать последние «новости». У них очень чуткий нос, и они рыскают вокруг. При встрече с другими собаками они хотят познакомиться. Для этого следует дать им время. Собаки требуют много внимания и заботы, и если у вас нет времени на содержание четвероногого домашнего друга, лучше отказаться от этого.
- Рассмотрите рисунки на с. 43. Расскажите, как нужно ухаживать за собакой. (Ответы детей.)
— К сожалению, в последнее время в городах появилось очень много бродячих собак. Как узнать, бродячая собака или нет? (Ответы детей.)
— Как вы думаете, они опасны?
По данным статистики, укусы домашних собак — более частое явление, нежели укусы бродячих, но это не значит, что можно спокойно играть с ними. Лучше держаться от бродячих собак подальше.
Чтобы бродячая собака не напала на вас, надо запомнить, что она почти никогда не нападает первой и, значит, виноват в нападении бывает сам человек, потому что не знает, как правильно себя вести: нарушает правила вежливости или охраняемую собакой границу. Например, входит во двор, который собака считает своим.
Если собака считает, что ей некуда деться (например, когда человек идет ей навстречу в подъезде, в узком проходе), она может напасть, так сказать, «на всякий случай».
Обычно в ответ на лай бродячей собаки достаточно нагнуться к земле (якобы за камнем) или взять в руки палку, чтобы собака отскочила. Правда, собака, скорее всего, будет идти на расстоянии и лаять. Если вы побежите, то она расценит это как слабость и захочет за вами поохотиться. Но это — на улице. Если собака защищает двор, она, скорее всего, будет нападать. Так что лучше выйти со двора или позвать тех, кого собака считает хозяевами.
Если вам очень хочется погладить чужую собаку, нужно спросить разрешение у хозяина. А гладить надо осторожно и ласково, чтобы собака не подумала, что вы хотите ее ударить.
(Учитель вывешивает на доску плакат с правилами безопасности при общении с собаками и знакомит с ними детей.)
1. Неверно считать, что помахивание хвостом говорит о дружелюбном настрое собаки. Иногда это означает обратное.
2. Ни в коем случае нельзя показывать собаке свой страх. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно. И уж тем более нельзя убегать от собаки: этим вы напоминаете собаке убегающую дичь и предлагаете ей поохотиться.
3. Не надо пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. На собачьем языке это значит скалиться и показывать свое превосходство.
4. Нельзя трогать собаку во время еды или сна, пытаться отобрать предмет, с которым она играет. Не надо также трогать ее щенков.
5. Не нужно подходить к собаке, сидящей на привязи.
6. Не стоит приближаться к большим собакам служебных пород: некоторые из них выучены бросаться на людей, подошедших на определенное расстояние.
7. При общении с хозяином собаки нельзя делать резких движений: собака может подумать, что вы ему угрожаете.
8. Всегда лучше отойти в сторону и пропустить идущего навстречу человека с собакой, особенно если происходит это где-нибудь в узком месте.
Если вы будете соблюдать эти правила, то ничего с вами не случится. Но если вас все-таки укусила собака, срочно обратитесь к врачу, так как есть вероятность заразиться бешенством.
— Ребята, а откуда берутся бродячие собаки? (Ответы детей.) Не зря говорят, что собака — друг человека. Это самое первое домашнее животное. Много пользы приносят собаки людям: охраняют дома, служат в милиции, ищут наркотики и взрывчатку, выступают в роли поводырей для незрячих. А во время войны собаки даже выносили раненых с поля боя.
V. Физкультминутка
Вот пятеро котят.
(Рука вытянута вперед, все пальцы разведены.)
Один ушел — и нет его.
Ну, нет его — и нет.
(Пожать плечами.)
Котят осталось четверо.
Один ночной порою
(Показать на руке четыре пальца.)
На дерево залез — котят осталось трое.
(Имитация движений подъема вверх, показать на руке три пальца.)
Но где-то запищал мышонок тонко-тонко.
(Закрыть пальцами уши.)
Котенок услыхал - осталось два котенка.
(Показать на руке два пальца.)
Один из них с мячом исчез в дверях бесследно,
(Показать один палец.)
А самый умный — тот, оставшийся, последний —
Он к миске подошел и, как и должно киске,
Лакать за пятерых стал молоко из миски.
(Ладони складываются одна к другой (миска). Показать, как лакает котенок.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Практическая работа в парах
— Рассмотрите на с. 43 предметы, необходимые для ухода за кошкой и собакой. Объясните, для чего они предназначены.
(Один ученик рассказывает о предметах, необходимых для ухода за кошкой, другой — за собакой. Коллективная проверка. Если есть возможность, можно показать эти предметы.)
2. Беседа
Кошка и собака — живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Ухаживать за ними нужно так, чтобы обеспечить им хорошие условия жизни.
Все мяукал котенок
Во дворе под кустом,
Все хотелось котенку,
Чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист —
Показалось котенку,
Что позвали: «кис-кис».
Замирая от счастья,
Он помчался на зов,
Только дверь оказалась
Заперта на засов.
Г. Мельникова
Это грустное стихотворение. Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга. Пусть никогда не случится так, чтобы ваш друг потерял кров над головой.
3. Выполнение задания в рабочей тетради (с. 27)
- Рассмотрите рисунок. Кто из ребят правильно гуляет с собакой?
— Какое правило забыл один из мальчиков? Почему опасно гулять с собакой без намордника и поводка?
— Выполните задание.
4. Викторина
1. Эти шалунишки
Играют в кошки-мышки. (Том и Джерри.)
2. Он — кот, звезда экрана.
Практичен, мудр и деловит.
Сельскохозяйственными планами
На всю Россию знаменит. (Матроскин.)
3. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд.)
4. Герой, которого били коты. (Маленький Мук.)
5. Однажды он стал главным в лесу и взял в жены лису. (Котофеевич.)
6. Сколько у кошек зубов? (30.)
7. Сколько у кошек усов? (Примерно 24.)
8. Как называется специалист, занимающийся разведением и изучением кошек? (Фелинолог.)
9. Какое самое высокое звание может получить кошка на международных выставках? (Чемпион мира.)
10. Закончите фразу: кот, который «пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится, в доме, который построил... (Джек)».
11. Когда кот может выйти с четырьмя ногами, а вернуться с восемью? (Когда несет мышку в зубах.)
12. Сидит на окошке, и хвост как у кошки, и нос, и усы, а не кошка. (Кот.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 43, в рамке).) — Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— О чем мы говорили сегодня на уроке? {Мы обсуждали наше отношение к домашним питомцам. Познакомились с правилами ухода за кошкой и собакой.)
Я надеюсь, что вы запомните сегодняшний урок и будете добрыми и заботливыми хозяивами для своих домашних питомцев.
Рекомендации для занятий дома
Найти стихи, рассказы о кошках и собаках. По желанию можно выучить наизусть.
Дополнительный материал
* * *
Говорит мне тихо кошка:
— Пожалей меня немножко!
Не пойму я кошку эту:
Я ей тычу в рот конфету.
Я под самый кошкин нос
Лучший свой значок поднес.
Я обнял ее за шею:
— Вот как я тебя жалею!
Ну, чего ты хочешь, кошка?
Говорит она: — Немножко,
Хоть немножко пожалей —
Отпусти меня скорей!
А. Гришин
Кошка
Кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор она остается существом таинственным. В разные времена к ней относились по-разному.
В Древнем Египте кошку боготворили. Человека, убившего кошку, тоже убивали. А если кошка умирала сама, ее хоронили, осыпая сухими мышами. Верили, что она живет в потустороннем мире.
В Европе кошку преследовали, так как думали, что в нее вселяется дьявол, и кошка приносит в дом несчастье. Особенно не везло черным котам.
На Руси кошку защищала церковь. Кошка стоила столько же, сколько бык.
Кошка — обыкновенный зверек. У нее очень тонкий слух, она очень чистоплотна, часто умывается. Но слизывает кошка не грязь, а собственный запах. Все кошки — охотники, они охотятся из засады. У них очень острое зрение. Кошки видят в темноте, помогают им усы. Ходят бесшумно они, когти прячут в подушечки.
* * *
Кошка первой входит в дом
И живет подолгу в нем.
То мяучит, то играет,
То куда-то исчезает.
Исчезает далеко,
А когда придет обратно,
То из блюдца аккуратно
Пьет сырое молоко.
И погладить разрешает,
И работать не мешает.
Половицей не скрипит,
А ложится на подушку,
Что-то нежное на ушко
Скажет шепотом и спит...
Кошка бегает с азартом
За катушкою полдня.
А сама в родстве с гепардом,
Льву могучему родня!
Тем, кто с кошкой добр и мягок,
Может кошка другом стать.
Но обидчику, однако,
Может кошка сдачи дать!
В. Приходько
Это интересно!
• Кошки живут примерно 20 лет. Чемпионом среди долгожителей оказалась кошка Пусс (США), она прожила 36 лет.
• У кошек рождаются три-пять котят. Кошка по имени Колокольчик из Южной Африки родила 14 котят-близнецов.
• Кошка Мини с 1927 по 1933 г. убила 12 480 крыс.
Конкурс «Знаете ли вы кошачий язык?»
1. Вой, рычание и урчание означают:... («Не подходи ко мне, не отнимай пишу, иначе я брошусь на тебя»),
2. Своим мурлыканьем кошка дает понять, что у нее... (все в порядке, она безобидна и дружелюбна).
3. Различные «мяу» означают:... («Мне необходимо внимание по какому-либо поводу»).
4. Если кошка хлещет хвостом по бокам, она хочет сказать:... («Я сейчас нападу. Берегись!»)
5. Кончик хвоста подрагивает — ... (кошка возмущена).
6. Любящая кошка непременно... (потрется о ваши ноги).
7. Если хвост взъерошен и опущен,... (кошка испугана).
Похожие статьи:
Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда берутся снег и лёд
Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», 1 класс
Урок окружающего мира, 1 класс. Где живут белые медведи. Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Когда учиться интересно? Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как зимой помочь птицам. Плешаков
Нет комментариев. Ваш будет первым!