Конспект урока по математике «Свойства сложения», 2 класс. Школа России
Урок математики во 2 классе. Тема «Свойства сложения»
Цели: познакомить с переместительным свойством сложения; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать переместительное свойство сложения при упрощении выражений; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; слушать собеседника и вести диалог; анализировать и делать выводы; оценивать себя и товарищей.
Ход урока
I. Организационный момент
Мы будем сегодня задачи решать,
Вычитать и складывать,
Сравнивать и сопоставлять.
Будет интересно —
В этом нет сомнения!
Узнаем о переместительном
Свойстве сложения.
— Что нас ждет на уроке?
Начинаем с разминки.
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
(Учитель предлагает детям в течение 3—5 с запомнить расположение кругов в трех квадратах и затем воспроизвести их. Игра проводится не более двух раз)
— Решите задачи.
• В коробке было 3 желтых и 3 красных шарика. Мальчик взял 4 шарика. Сколько шариков каждого цвета могло быть у мальчика? Найдите три ответа. Сколько шариков осталось в коробке? (3 желтых и 1 красный, или 1 желтый и 3 красных, или 2 желтых и 2 красных. Осталось 2 шарика)
• Длина бревна 6 м. За минуту можно сделать один распил. За сколько минут можно распилить все бревно, если отпиливать от него по 1 м? (За 5мин)
• Из города Чайковского в город Пермь самолет летит 1 ч 20 мин, а обратно — 80 мин. Как объяснить такую перемену? (1ч 20мин = 80мин)
(На доске запись)
13 - 3 = □ ○ + 1 = ∆
□ + 5 = ○ ∆ - 6 = 10
— Одинаковые знаки обозначают одинаковые числа. Догадайтесь, какие числа должны быть записаны вместо квадрата, круга и треугольника, прочитайте записи с этими числами. □ - 10, ○ - 15, ∆ - 16)
2. Индивидуальная работа по карточкам
Карточка 1
Запиши в клетках такие единицы длины, чтобы записи стали верными.
8 м 3 дм = 83 □ 1 □ 8 □ = 18 см
6 □ 1 дм = 61 дм 5 □ 6 мм = 56 мм
3 дм 8 □ = 38 дм
Карточка 2
Используя знаки +, -, =, составь выражения с числами 3, 4, 5,9, 14.
Карточка 3
Вычисли.
20 + 60 90 - 50 70 + 30
50 + 30 40 - 30 100 - 20
Карточка 4
Вычисли.
(12 - 6) + 8 (7 + 9) - 8
(8 + 7) - 6 (14 - 7) + 4
17 - (3 + 6) 5 + (18 - 9)
11 - (4 + 5) 6 + (14 - 9)
Карточка 5
По краткой записи составь задачу и реши ее.
Было — 18 ябл.
Съели — ?
Осталось — 10 ябл.
Составь задачу, обратную данной.
3. Устный счет
— Вычислите.
6 + 3 - 2 + 1 - 3 + 2 8 - 3 + 1 + 0 + 1 - 0
3 + 2 - 4 + 1 +2 + 2 2 + 2 + 2 - 2 -1 + 3
— Найдите неверные неравенства.
30 + 40 > 20 + 50 4 + 7 >11
4 - 3 < 4 - 2 5 + 9 > 15
70 + 20 >80 - 10 15 - 8 < 9
35 + 0 >35 - 0 12 — 6 < 6
— Вставьте пропущенные числа.
4 + 5 = 5 + □ □ + 17= 17
15 - 6 = 12 - □ 9 - 3 = □ + 2
12 - □ = 0 □ -7 = 4 + 3
6 - 4 = 9 - □ 12 - □ = 12
8 + □ = 9 + 7
4. Геометрический материал
— Маша построила ломаную из трех звеньев, длина ломаной 22 см. Какой длины могут быть звенья ломаной, которую построила Маша?
(На доске начерчены линии. Можно заранее подготовить карточки и раздать учащимся)
— Сколько ломаных линий изображено? (2)
— Назовите их номера. (1 и 4)
— Почему фигура 2 не является ломаной? (Линии не прямые)
— Почему фигура 3 не является ломаной? (Отрезки выходят из одной точки)
— Сколько звеньев в ломаной 1? (3)
— Сколько звеньев в ломаной 4? (4)
— Как найти длину ломаной?
— Найдите длины ломаных при помощи линейки и при помощи циркуля и линейки.
(Два ученика выполняют задание на доске. Далее проводится работа по следующим рисункам)
— Под каким номером изображена ломаная линия? (2)
— По какому признаку не подходят остальные? (В фигуре 1 отрезки выходят из одной точки, в фигуре 3 отрезки лежат на одной прямой)
— Как называется ломаная линия? (Замкнутая линия, многоугольник, треугольник)
— Как называется длина замкнутой ломаной линии? (Периметр)
— Найдите периметр треугольника.
(Один ученик выполняет задание на доске)
III. Самоопределение к деятельности
1. Игра «Математический хоккей»
(На доске ворота, в которых записаны примеры. Класс делится на две команды. Игрок первой команды называет пример, игрок второй команды решает его. Если ответ правильный, шайба отбита, если нет, команда пропустила шайбу, ей засчитывается гол. Затем игрок второй команды называет один из записанных примеров, а игрок первой команды решает его и т. д.)
— Посмотрите на выражения. На какие две группы их можно разделить? (Суммы и разности)
— Найдите два похожих выражения. (5 + 6 и 6 + 5)
— Чем они похожи, чем отличаются? (Одинаковые слагаемые меняются местами)
— Какое правило мы сегодня вспомним? (От перестановки слагаемых сумма не меняется)
2. Практическая работа
— Выложите 4 круга, затем 3 треугольника, 7 квадратов.
— Сколько всего фигур вы выложили? Как их можно посчитать?
(Учитель записывает варианты, предложенные учащимися, на доске)
(4 + 3) + 7
4 + (3 + 7)
— Оказывается, эту сумму можно посчитать разными способами. Прочитайте на с. 44 учебника об этом свойстве сложения.
— Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 44).
(Коллективное выполнение с комментированием)
— Какой сделаем вывод? Сформулируйте свойство сложения. (Результат сложения не изменится, если поменять слагаемые местами)
Это свойство сложения называется переместительным.
(Учитель закрепляет на доске карточку)
№2 (с. 44).
(Работа с использованием наборного полотна и геометрических фигур)
— Что скажете о результатах сложения? (Они одинаковые)
— Как мы складывали? (Соседние слагаемые заменяли суммой)
— Проверьте это свойство на оставшихся двух выражениях. Это свойство сложения в математике называют сочетательным. (Учитель закрепляет на доске карточку)
2. Применение переместительного и сочетательного свойств сложения
(На доске записано выражение)
6 + 7 + 8 + 9 + 3 + 4 + 1 + 2
— Найдите значение выражения. (40)
— Как вы считали?
— Кто нашел более рациональный, удобный способ? ((6 + 4) + (7 + 3) + (8 + 2) + (9 + 1) = 40)
— Что можете сказать о значениях выражений? (Они одинаковые)
— Что помогло нам быстро найти значение выражения? (Перестановка слагаемых и замена слагаемых суммой — переместительное и сочетательное свойства сложения)
V. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
(Махи руками на себя)
Закачалось деревцо.
(Наклоны)
Ветер тише, тише, тише,
(Присесть)
Деревцо все выше, выше.
(Встать на носочки, потянуться вверх)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 3 (с. 45).
— Рассмотрите выражения. Объясните, как получили каждое следующее выражение из предыдущего. (Сначала переставили слагаемые местами, чтобы было удобно складывать. Затем объединили их скобками, нашли значения выражений в скобках и вычислили окончательный ответ)
№ 4 (с. 45).
— Прочитайте задачу.
— Сделайте схематический чертеж.
— Каким действием вы будете находить неизвестное? (Сложением)
— Запишите решение задачи и ответ.
— Составьте обратную задачу.
(Проверка. Самооценка)
VII. Рефлексия
(Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа 8, с. 21—23))
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким свойством сложения мы сегодня познакомились?
— Как может помочь знание этого свойства?
Домашнее задание
Тетрадь с печатной основой: № 39—41 (с. 41).
Похожие статьи:
Конспект урока по математике, 2 класс. Однозначные и двузначные числа. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Миллиметр. Закрепление. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Единицы стоимости. Рубль. Копейка. Школа России
Виды углов. Конспект урока, 2 класс. Школа России закрепление изученного
Конспект урока по математике, 2 класс. Миллиметр. Конструирование коробочки для мелких предметов
Нет комментариев. Ваш будет первым!