Конспект урока по математике «Единицы времени. Час. Минута», 2 класс. Школа России
Урок математики во 2 классе на тему «Единицы времени. Час. Минута»
Цели: познакомить с новой величиной; формировать представление о единицах времени — часе и минуте; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умения наблюдать, сравнивать и делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся переводить одни единицы времени в другие; определять время по часам; использовать графические модели при решении задач; использовать математическую терминологию; рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок —
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки — все для вас.
Пожелаем вам удачи —
За работу, в добрый час!
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
Случай странный,
Случай редкий:
Цифры в ссоре! Вот те на!
Со своей стоять соседкой
Не желает ни одна!
Труд нелегкий, труд немалый:
Сделай так, чтоб на листке
Цифра каждая стояла
От соседок вдалеке.
(В игре участвуют цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Необходимо разместить их, в кругах так, чтобы ни одну из цифр нельзя было соединить прямой линией от круга до круга с ее соседками в порядковом ряду. Две цифры уже поставлены на места)
— Найдите сумму всех чисел по кругу. (7+4 + 6 + 2 + 5+3 = 27)
— Как считать рациональнее?
— Найдите суммы чисел по вертикали и по горизонтали.
— Какие из полученных сумм можно заменить суммой разрядных слагаемых?
— Какие получатся фигуры, если мысленно соединить цифры:
а) 3, 7, 4, 8, 3 (четырехугольник, ромб);
б) 3, 7, 4, 6, 2, 5, 3 (шестиугольник);
в) 5, 1,6,5 (треугольник)?
2. Индивидуальная работа по карточкам
(Карточки получают учащиеся, которые допускают ошибки в аналогичных заданиях)
Карточка 1 (вычисления с числами в пределах 20)
Вставь пропущенные числа.
5 + 8 = 7 + □ 17 — 9 < □ - □
12 - 7 = □ - □ 3 + 8 > □ + □
17 – 8 = 13 - 0 7 + 7 = □ + □
Карточка 2 (решение задач)
Заполни схему, реши задачу.
В вазе лежали яблоки. После того как 4 яблока взяли, там осталось еще 2 яблока. Сколько яблок было в вазе?
3. Работа над задачами
— Решите задачу.
У Оли в пенале 5 ручек и карандаши. Сколько ручек и карандашей в пенале у Оли? (Задачу решить нельзя, не хватает данных)
— Дополните условие и решите задачу.
— Составьте обратные задачи.
— Составьте задачу по схеме.
4. Устный счет
— Сосчитайте. Покажите ответы с помощью карточек.
• Сумму чисел 5 и 6 уменьшите на 8. (3)
• К разности чисел 13 и 5 прибавьте 4. (12)
• Из 12 вычтите разность чисел 14 и 7. (5)
• К 20 прибавьте разность чисел 11 и 6. (25)
• Найдите сумму чисел 13, 6, 4 и 7 (30)
• Из 48 вычтите сумму чисел 20 и 20. (8)
• Сколько нужно вычесть из суммы чисел 13 и 7, чтобы осталось 8? (12)
• Какое число прибавили к разности чисел 17 и 8 и получили 29? (20)
• Из 20 вычли сумму чисел 6 и неизвестного числа, и осталось 8. Назовите второе слагаемое. (6)
• Прибавьте к сумме чисел 6 и 5 разность этих чисел. (12)
III. Самоопределение к деятельности
— Назовите величины, которые вы знаете. (Длина, масса, объем)
— Соедините каждую величину с единицами, в которых ее измеряют.
— Какие единицы измерения остались? (Час, минута)
— Что измеряют они? (Время)
— Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с единицами времени
— Посмотрите, Математик снова у нас в гостях. Что это он нам принес? (Будильник)
— И еще какой-то листок с записью. Давайте прочтем, что здесь написано.
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка только раз,
Та, что выше, каждый час.
— О чем здесь идет речь? (О стрелках часов)
— Что за коротышка бегает по кругу? (Часовая стрелка)
— Почему ее сестрица, что повыше, бегает быстрее? (Это минутная стрелка)
— Как двигается часовая стрелка? (От одной цифры до другой. От одной большой черточки до другой большой черточки)
— А что происходит с минутной стрелкой? Как движется она? (От одной маленькой черточки до другой маленькой черточки)
— Сколько таких черточек на циферблате? Сосчитайте. (60)
— Как называют расстояние от одной маленькой черточки до другой маленькой черточки? (Минута)
— А весь круг, который она проходит? (Час)
— Так сколько в часе минут? (60мин)
(Учитель делает запись на доске, а учащиеся — в тетрадях)
1 ч = 60 мин
2. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 31. Проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы Математика.
— Сколько в 1 ч минут?
— Как движется часовая стрелка?
— Как движется минутная стрелка?
3. Практическая работа, знакомство с разновидностями часов
(Учитель предлагает учащимся определить, какое время он показывает)
Часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть сейчас.
— Кто знает, какие часы существовали раньше? (Водяные, песочные, солнечные)
(Учитель показывает песочные часы)
Из одного отделения в другое песок пересыпается ровно за 1 мин. Давайте проверим, что можно успеть сделать за это время.
(Учитель предлагает детям разные задания: проверить, до какого числа они смогут досчитать за 1 мин, сколько раз красиво напишут цифры от 1 до 9 и т. д.)
Измерять время с помощью песочных часов было очень неудобно, ведь их приходилось часто переворачивать. Но песочные часы используют и сейчас.
— Как используют песочные часы? (С их помощью отмеряют определенные промежутки времени)
— Где вы встречались с песочными часами? (Ответы детей) Еще существуют электронные часы. Они сами показывают
— Кто знает, где находятся самые знаменитые механические часы? (На одной из башен Кремля — на Спасской башне)
— Покажите на модели часов часовую стрелку. (Маленькая)
— Покажите минутную стрелку. (Большая)
— Поставьте минутную стрелку на цифру 12, а часовую — на цифру 1. Какое время показывают часы? (1 ч)
— Обойдите минутной стрелкой один круг. Сколько времени прошло? (1ч)
— На какую цифру встанет часовая стрелка? (2)
— Поставьте минутную стрелку на цифру 1. Сколько времени прошло? (5мин)
— Назовите время. (2 ч 5мин)
— Минутная стрелка стоит на цифре 2. Сколько это минут? (10 мин)
— Передвиньте минутную стрелку еще на 5 мин. На какую цифру поставили стрелку? (3)
4. Работа по учебнику
№2 (с. 31).
(Устное выполнение)
V. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже —
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 3 (с. 31).
(Один ученик выполняет на доске краткую запись с поэтапным проговариванием)
— Назовите решение задачи.
— Измените вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. (Сколько времени затратили мальчики на обе партии ?)
— Как изменится краткая запись? (Добавится фигурная скобка со знаком вопроса)
— Решите эту задачу самостоятельно.
(Со слабоуспевающими учащимися можно выполнить схематический чертеж и составить программу решения)
— Какие еще будут варианты? (На сколько минут вторая партия была короче, чем первая? На сколько минут первая партия была длиннее, чем вторая?)
№4 (с. 31).
— Прочитайте задачу.
(Те, кто знает, как решать задачу, решают самостоятельно, остальным учитель оказывает индивидуальную помощь)
— Составьте две обратные задачи. Запишите их условия кратко и выполните к ним схематические чертежи.
№5 (с. 31).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске. Самооценка)
VII. Рефлексия
Работа в тетради с печатной основой
№ 14, 17 (с. 33).
(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему мы сегодня научились?
— Где могут пригодиться эти знания?
Домашнее задание
Тетрадь с печатной основой: № 12, 15, 16 (с. 32—33).
Похожие статьи:
Виды углов. Конспект урока, 2 класс. Школа России закрепление изученного
Конспект урока по математике, 2 класс. Миллиметр. Конструирование коробочки для мелких предметов
Конспект урока по математике, 2 класс. Миллиметр. Закрепление. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Единицы стоимости. Рубль. Копейка. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Однозначные и двузначные числа. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!