Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Толстой «Волга и Вазуза»
Урок литературного чтения в 3 классе. Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой «Волга и Вазуза». Особенности жанра. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с рассказом Л.Н. Толстого «Волга и Вазуза»; обучать выразительному чтению, составлению плана рассказа; расширить знания о реках.
Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения Л.Н. Толстого, ориентироваться в учебной и художественной книге; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника; личностные: осмыслять нравственные ценности: благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л.Н. Толстого.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, иллюстрации или слайды с изображением рек.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».
Речка, реченька, река
Широка и глубока.
Ты течешь между полей,
Городов и деревень.
Подо льдом бежишь зимой,
Разливаешься весной,
В осень листья-корабли
Тихо плавают все дни.
Ты для рыбы — дом родной.
Для животных — водопой.
Звездам — зеркало большое.
По ночам они не спят,
До утра в тебя глядят.
Т. Ашапина
— Прочитайте шепотом (начиная медленно, затем с ускорением; начиная быстро, затем замедляя темп чтения; скороговоркой; выразительно.)
III. Проверка домашнего задания
— Творчество какого писателя мы изучаем?
— Какие произведения Льва Николаевича вы прочитали? Какие из них вам больше всего понравились? Расскажите.
IV. Актуализация знаний
— В ходе речевой разминки мы прочитали стихотворение о реке. Что вы из него узнали?
— Какую роль в нашей жизни играет река?
— Ребята, откройте учебники на с. 60. Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он?
— Почему вы думаете, что этот рассказ о реках? (По названию реки Волги.)
— Определите тему и задачи урока.
V. Работа по теме урока
(Учитель читает текст до слов «Река Волга начинается в Осташковском уезде...». Здесь чтение прерывается, делается пауза.)
— Как вы поняли, о каких сестрах идет речь? Как вы думаете, что будет дальше?
(Текст продолжают читать хорошо читающие ученики.)
— Оправдались ли наши предположения?
— Что вы испытали при чтении этого рассказа?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте текст самостоятельно. Подумайте, к какому жанру мы его можем отнести. (Это сказка.)
— Докажите, что это сказка.
- Как вы думаете, для чего Л.Н. Толстой написал такое произведение? (Чтобы облегчить запоминание научного материала.)
Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В толстовских коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту. Он учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения.
— Что вы узнали из этой сказки?
— Чему учит нас произведение Л.Н. Толстого? (Эта сказка учит рассуждать и делать правильные выводы.)
— Перечитайте произведение еще раз, задайте вопросы по тексту одноклассникам.
VIII. Проверка домашнего задания
— Расскажите, какие заметки для стенгазеты вы написали.
IX. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
X. Подведение итогов урока
— С каким произведением познакомились?
— Как его можно было назвать по-другому?
Домашнее задание
Подготовить пересказ текста. Нарисовать к нему иллюстрации.
Похожие статьи:
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»
Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»
Урок литературного чтения, 3 класс. Горький «Воробьишко»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Фет «Осень»
Нет комментариев. Ваш будет первым!