Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Суриков «Взятие снежного городка»
Урок литературного чтения в 3 классе. В. Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством художников (В. Суриков); развивать умение понимать смысл художественного произведения, настроение автора.
Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, сравнивать произведения искусства; мета- предметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст, находить необходимую информацию в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника; личностные: проявлять интерес к произведениям искусства.
Оборудование: портрет В. Сурикова, репродукции картин художника, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение жужжащим способом.
Как на горке, на горе,
На широком на дворе:
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто на льду,
А кто по снегу.
С горки — ух,
На горку — ух!
Бух!
Захватывает дух!
А. Прокофьев
— Прочитайте медленно (с ускорением; грустно; весело; выразительно).
III. Проверка домашнего задания
(Чтение стихотворений А.С. Пушкина наизусть.)
IV. Актуализация знаний
— Ребята, вернемся к стихотворению речевой разминки. О чем оно?
— Рассмотрите репродукции картин П. Брейгеля Младшего «Зимний пейзаж» и В. Сурикова «Взятие снежного городка». Созвучны ли они по настроению стихам А.С. Пушкина?
— Рассмотрите с. 10 — 11 учебника. Попробуйте определить тему урока, его задачи.
- На какие вопросы вам хотелось бы ответить на данном уроке? Сегодня на уроке мы будем учиться составлять рассказ по картине.
V. Работа по теме урока
Работа по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка»
— Ребята, как называется картина? Кто ее автор?
— Знаете ли вы, что это за игра? В чем ее суть?
Взятие снежного городка — старинная игра, которая проводилась в последний день Масленицы. Строили городок изо льда и снега. Поутру защитники с хворостинами, метлами, трещотками окружали крепость, а поодаль на лошадях располагались нападающие. Раздавался сигнал — и нападающие переходили в наступление. Они должны были прорваться сквозь стену защитников, которые стегали лошадей метлами и хворостинами, пугали трещотками. Лошади поворачивали назад, но всадники снова бросали их в атаку. Наконец самый смелый и удачливый всадник пробивался сквозь ряды защитников и, ломая стену, врывался на коне в городок.
На картине Василия Сурикова изображен штурм построенной из снега крепости. Живописец писал легко, как никогда раньше, поэтому полотно «Взятие снежного городка» получилось радостным и задорным.
«Я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи», — говорил Василий Иванович. В этой работе много его красноярских знакомых и даже родной брат Александр, изображенный в шапке-ушанке в санях, крытых тюменским ковром. Вокруг царит неудержимое веселье. На состязание храбрецов пришло посмотреть полгорода. На фоне белого искрящегося снега толпа выглядит особенно нарядно и празднично. Весь колорит картины насыщенный, звучный, с контрастными цветовыми сочетаниями белого, красного, зеленого, синего. Мажорная яркость красок и богатство оттенков вносят в картину Жизнерадостность и оптимизм.
Суриков писал портреты с натуры, стремился запечатлеть выражения лиц, характерные для соответствующей обстановки. Большое внимание уделил художник написанию деталей, характеризующих эпоху, — тщательно выписаны праздничная одежда, утварь, различные атрибуты народной жизни.
Картина «Взятие снежного городка» — веселое, легкое произведение, рождающее ощущение необычайного внутреннего подъема и настоящего праздника.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Какой момент игры изобразил Суриков? (Всадник в полете через стену городка. Очевидно, он и есть победитель. Всадник подался вперед, конь передними копытами сбил в прыжке преграду, грива взметнулась, зубы оскалены, глаза сверкают.)
— Как ведут себя другие участники игры? (По-разному: кто-то размахивает хворостинами, кто-то бросает снежки, кто-то хохочет, свистит, кричит, и все это для того, чтобы испугать коней и всадников.)
— Интересна ли игра всем присутствующим? (Конечно, все сгрудились вокруг, становятся игроками, сопереживают, но осторожничают.)
— Для кого эта игра? (Эта игра всеобщая. Она азартная, в ней с удовольствием принимают участие и стар и млад.)
— Что вы можете сказать о всаднике, который одолел стену? Подберите к нему подходящие слова. (Летит, несется, сшибает, перескакивает, успевает, побеждает, перемахивает.)
— Рассмотрите участников игры, которые ему препятствовали. Что вы скажете о них? (Машут, грозят, стращают, не пускают, бросают снежки, отгоняют, набрасываются, толкают, свистят, кричат.)
— Расскажите о зрителях, которые наблюдают за происходящим. (Увлекаются, глазеют, подбадривают, сопереживают, восторгаются, приветствуют, ликуют.)
— Удалось ли художнику передать накал игры, весь сгусток эмоций, движений, порывов? (Примерный ответ. Все говорит о том, что игра живая, горячая, азартная: фигура всадника в стремительном порыве, тело подалось вперед, правая рука сшибает снежное изваяние, левая рука едва удерживает повод; конь передними копытами сбил в прыжке преграду (во все стороны разлетаются комья снега), грива взметнулась, зубы оскалены, глаза огромные, взволнованные. Всадник и конь в единстве рвутся к цели.)
— Сочините рассказ по картине. (Примерный ответ. Дело было так. Решила деревенская молодежь Масленицу проводить. Вот и придумала снежный городок построить и взять его штурмом. Сказано — сделано. Возвели задень стены из снега, залили водой к ночи, чтобы все схватилось на морозе и стало крепким-прекрепким. Украсили башенками, фигурками резными. Здорово вышло! А утром при всем честном народе началось. Шумной ватагой кинулись на штурм. На коне — деревенский кузнец. Он лихой парень, бесшабашный, любит себя показать. Конь под ним горячий, молодой, удила закусил. Ноздри раздувает, вскинул копыта, ржет громко и весело — седока подбадривает, помогает ему изо всех сил.
Народ обступил: осторожные — подальше, боятся под копыта угодить, храбрые — поближе, хворостинами размахивают, коней и всадников хлещут, снежками забрасывают, чтобы помешать крепость одолеть. Девушки с саней наблюдают, подзадоривают игроков, повизгивают от восторга. Ребятня завидует: их мамки не пускают, боятся, кабы не зашибли кони сгоряча.
Погуляли, поразвлеклись на славу. Всем было весело!)
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
IX. Подведение итогов урока
— В чем суть игры «Взятие снежного городка»? (Нужно построить крепость изо льда и снега, а потом взять ее штурмом верхом на лошадях. Кто быстрее перескочит, тот и победил. Остальные участники игры должны всячески препятствовать, мешая всадникам проскочить в городок. Для этого идут в ход хворостины, снежки, крики, шум, чтобы кони пугались и останавливались.)
— На какой праздник приходится эта игра? (На Масленицу — проводы зимы. Народ печет блины, угощается, водит хороводы, провожает зиму, сжигая чучело, которое ее олицетворяет. Карусели, катание на санях, кулачные бои, взятие снежных городков — все это Масленица, веселая, бойкая, забавная.)
Домашнее задание
Придумать рассказ на тему «Как я ходил на каток».
Похожие статьи:
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Фет «Осень»
Урок литературного чтения, 3 класс. Горький «Воробьишко»
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»
Нет комментариев. Ваш будет первым!