Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «И. Я. Билибин - иллюстратор сказок А.С. Пушкина»

Занятие по литературному чтению в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с творчеством художника-иллюстратора И.Я. Билибина; учить сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, знать сказки А.С. Пушкина; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе; личностные: проявлять интерес к произведениям искусства.

Оборудование: книги и картины И.Я. Билибина по теме урока, аудиозапись песни композитора Г.В. Свиридова на стихи А.С. Пушкина «Зимняя дорога», карточки с текстом речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Еще дуют холодные ветры

И наносят утренни морозы.

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки,

Как из чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетела первая пчелка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,

Скоро ль будет гостья дорогая.

Скоро ли луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у березы

Распустятся клейкие листочки,

Зацветет черемуха душиста.

— Прочитайте жужжащим способом (медленно; начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп; начните читать быстро и постепенно замедляйте темп; скороговоркой; выразительно).

III. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока

— Как вы думаете, кто автор стихотворения, которое мы читали в ходе речевой разминки? (Это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.)

Поэт Алексей Кольцов, впервые услышав стихи А.С. Пушкина, ушел с этой книгой в степь и там начал петь страницу за страницей. Кольцов считал, что стихи надо обязательно петь. Настоящая поэзия — музыка. Произведения А.С. Пушкина очень музыкальны. По ним поставлены десятки опер и балетов, написаны песни и романсы. А.С. Пушкин в музыке — это творчество М.И. Глинки и П.И. Чайковского, А.С. Даргомыжского и С.В. Рахманинова. Литературное наследие гениального поэта вдохновляло и продолжает вдохновлять многих композиторов.

— Послушайте песню композитора Георгия Свиридова на стихи А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

— Передайте свои впечатления.

— Не только композиторов вдохновляло творчество гениального поэта, но и художников, а также художников-иллюстраторов. Вспомните, для чего в книге иллюстрации.

— Определите тему и цели урока.

IV. Работа по теме урока

— Рассмотрите иллюстрации к сказке А.С. Пушкина на с. 43 учебника. Опишите своими словами те, которые вам больше всего понравились.

(Учащиеся рассматривают иллюстрации, анализируют их.)

— Попробуйте дать определение слова иллюстрация. {Иллюстрация — это рисунок или любое изображение, помещенное в книге.)

— Для чего в книгах помещают иллюстрации? (Их назначение — помочь понять то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным.)

— Рассмотрите иллюстрации еще раз. Найдите и выразительно прочитайте отрывок к каждой из них.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Краткий обзор биографии и творчества художника

— Прочитайте на с. 43 учебника текст о художнике И.Я. Билибине.

— Что вы из него узнали?

Иван Яковлевич Билибин — выходец из старинного купеческого рода, жил и учился живописи в Петербурге. Огромное значение для формирования его таланта имели предпринятые им путешествия по северным губерниям (1902-1904), изучение памятников тамошнего зодчества и декоративного искусства. Иллюстрируя с 1899 г. сказки и былины («Василиса Прекрасная». «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Финист - Ясный сокол» и др., пушкинские сказки о царе Салтане и золотом петушке), Иван Билибин создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.

В 1920 г. он эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, затем, в 1925 г., переехал в Париж. Продолжал активно работать в книжном искусстве и сценографии, создал немало красочных панно для украшения частных домов и ресторанов. Его декоративная манера — узорчатая, экзотически броская — стала своеобразным эталоном русского стиля за рубежом. Оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии.

Билибин вернулся на родину. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович» (1935—1936), он вновь поселился в Ленинграде, где и скончался в 1942 г. во время блокады города.

2. Выполнение заданий в «Творческой тетради»

— Прочитайте задание на с. 44.

— Составьте и запишите небольшое высказывание на тему «Мне нравятся иллюстрации И. Билибина». В этом вам поможет «Словарная коробочка».

(Самостоятельная работа учащихся.)

3. Работа с пословицами

— Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

• Где счастье плодится, там и зависть родится.

• Завистливый злее волка голодного.

• Зависть прежде нас родилась.

• Где несчастье, там зависти нет.

— Определите тему прочитанных пословиц и поговорок. (Зависть.)

— Какую роль сыграла она в сказке?

— Зависть бывает черная и белая. Попробуй объяснить эти выражения.

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Чему вы учились на уроке?

— Что нового узнали?

Домашнее задание

Принести на урок книги И.А. Крылова. Читать его произведения.

Похожие статьи:

Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Фет «Осень»

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»

Урок литературного чтения, 3 класс. Горький «Воробьишко»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!