Конспект урока литературного чтения в 3 классе «И. Я. Билибин - иллюстратор сказок А.С. Пушкина»
Занятие по литературному чтению в 3 классе. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с творчеством художника-иллюстратора И.Я. Билибина; учить сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, знать сказки А.С. Пушкина; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе; личностные: проявлять интерес к произведениям искусства.
Оборудование: книги и картины И.Я. Билибина по теме урока, аудиозапись песни композитора Г.В. Свиридова на стихи А.С. Пушкина «Зимняя дорога», карточки с текстом речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно стихотворение.
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая.
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
— Прочитайте жужжащим способом (медленно; начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп; начните читать быстро и постепенно замедляйте темп; скороговоркой; выразительно).
III. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока
— Как вы думаете, кто автор стихотворения, которое мы читали в ходе речевой разминки? (Это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.)
Поэт Алексей Кольцов, впервые услышав стихи А.С. Пушкина, ушел с этой книгой в степь и там начал петь страницу за страницей. Кольцов считал, что стихи надо обязательно петь. Настоящая поэзия — музыка. Произведения А.С. Пушкина очень музыкальны. По ним поставлены десятки опер и балетов, написаны песни и романсы. А.С. Пушкин в музыке — это творчество М.И. Глинки и П.И. Чайковского, А.С. Даргомыжского и С.В. Рахманинова. Литературное наследие гениального поэта вдохновляло и продолжает вдохновлять многих композиторов.
— Послушайте песню композитора Георгия Свиридова на стихи А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
— Передайте свои впечатления.
— Не только композиторов вдохновляло творчество гениального поэта, но и художников, а также художников-иллюстраторов. Вспомните, для чего в книге иллюстрации.
— Определите тему и цели урока.
IV. Работа по теме урока
— Рассмотрите иллюстрации к сказке А.С. Пушкина на с. 43 учебника. Опишите своими словами те, которые вам больше всего понравились.
(Учащиеся рассматривают иллюстрации, анализируют их.)
— Попробуйте дать определение слова иллюстрация. {Иллюстрация — это рисунок или любое изображение, помещенное в книге.)
— Для чего в книгах помещают иллюстрации? (Их назначение — помочь понять то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным.)
— Рассмотрите иллюстрации еще раз. Найдите и выразительно прочитайте отрывок к каждой из них.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Краткий обзор биографии и творчества художника
— Прочитайте на с. 43 учебника текст о художнике И.Я. Билибине.
— Что вы из него узнали?
Иван Яковлевич Билибин — выходец из старинного купеческого рода, жил и учился живописи в Петербурге. Огромное значение для формирования его таланта имели предпринятые им путешествия по северным губерниям (1902-1904), изучение памятников тамошнего зодчества и декоративного искусства. Иллюстрируя с 1899 г. сказки и былины («Василиса Прекрасная». «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Финист - Ясный сокол» и др., пушкинские сказки о царе Салтане и золотом петушке), Иван Билибин создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.
В 1920 г. он эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, затем, в 1925 г., переехал в Париж. Продолжал активно работать в книжном искусстве и сценографии, создал немало красочных панно для украшения частных домов и ресторанов. Его декоративная манера — узорчатая, экзотически броская — стала своеобразным эталоном русского стиля за рубежом. Оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии.
Билибин вернулся на родину. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович» (1935—1936), он вновь поселился в Ленинграде, где и скончался в 1942 г. во время блокады города.
2. Выполнение заданий в «Творческой тетради»
— Прочитайте задание на с. 44.
— Составьте и запишите небольшое высказывание на тему «Мне нравятся иллюстрации И. Билибина». В этом вам поможет «Словарная коробочка».
(Самостоятельная работа учащихся.)
3. Работа с пословицами
— Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
• Где счастье плодится, там и зависть родится.
• Завистливый злее волка голодного.
• Зависть прежде нас родилась.
• Где несчастье, там зависти нет.
— Определите тему прочитанных пословиц и поговорок. (Зависть.)
— Какую роль сыграла она в сказке?
— Зависть бывает черная и белая. Попробуй объяснить эти выражения.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы учились на уроке?
— Что нового узнали?
Домашнее задание
Принести на урок книги И.А. Крылова. Читать его произведения.
Похожие статьи:
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Фет «Осень»
Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»
Урок литературного чтения, 3 класс. Горький «Воробьишко»
Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»
Нет комментариев. Ваш будет первым!