Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока литературного чтения. Маршак «Праздник леса»

Урок литературного чтения в начальной школе. Тема: Что такое экология? С. Я. Маршак «Праздник леса»

Цели: продолжать формировать навыки выразительного чтения; познакомить и дать определение науки «экология» учащимся; воспитывать бережное отношение к окружающему, к природе.

Оборудование: компьютер, таблицы «Связи в природе», «Экология», «Лес и его обитатели», иллюстрации для словарной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Ребята, я рада приветствовать вас на необычном уроке. Почему необычном? А потому, что мы объединили два урока: чтение и окружающий мир.

Начнем с погоды на сегодняшний день (дежурный). Проследите по дневнику наблюдений, какой самый холодный (теплый) день недели. В какие дни выпадали осадки? В виде чего?

II. Проверка домашнего задания.

- Нам пришла телеграмма-загадка, догадайтесь, ребята, кто прислал ее.

Ученик (читает текст телеграммы). Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится. Летаю по ночам, криком своим людей пугаю. И глаза, говорят, у меня некрасивые. А ведь если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба.

Учитель. Кто прислал телеграмму? (Сова.)

- Почему вы так думаете?

- Почему сова считает, что если бы не она, люди были бы без хлеба?

- Подтвердим, как полезна сова, чтением сказки В. Бианки «Сова».

Чтение «в лицах».

- Как старик понял, что допустил ошибку, прогнав сову?

- Что изменилось с прилетом совы на луг?

- Какой можно сделать вывод из прочитанного? (В природе все взаимосвязано.)

III. Введение в тему урока.

- Если вы заметили, что все в природе взаимосвязано, то уже знакомы немного с очень важной наукой, которая называется экология (экос - дом, логос - наука). Именно эта наука доказывает, что все в природе взаимосвязано. Сова приглашает нас проследить, что же это за связи.

Таблица «Лес и его обитатели».

- Как красиво в лесу! Деревья, травы, цветы. Назовите их одним словом. (Растения.)

- Какие условия необходимы для жизни растений?

- Солнце, вода, воздух относятся к какой природе? (Неживой.) А деревья, травы?

- Что же связано между собой? (Таблица «Живая и неживая природа».)

- Какие лесные обитатели появились на поляне?

Учитель прикрепляет на доску рисунки с изображением оленя, мыши.

- Почему эти животные пришли к дубу? А как связаны с дубом эти насекомые? (Гусеница, жук.)

- Какая птичка в чужое гнездо снесла яичко? (Кукушка.)

- Зачем она прилетела?

- Наша сова как-то связана с дубом?

- На кого охотится волк?

- Какие цепочки получились? (Дуб - мышь - сова, дуб - насекомые - птицы, дуб - олень - волк.)

- Что связано между собой? (Таблица «Животные и растения».)

IV. Игра «Что будет, если...».

- Рассмотрите картинки и продолжите фразу. (Люди будут вырубать леса, сливать грязную воду в реки, уничтожать насекомых.) Ответьте на эти вопросы.

- Кто же еще связан с природой? (Таблица «Человек».)

Вывод. Что же такое экология? (Экология - это наука о связях между живой и неживой природой, растениями и животными, человеком и природой.)

V. Работа над стихотворением С. Маршака «Праздник леса».

1. Первичное чтение.

- Подумайте, какой праздник у леса?

2. Словарная работа.

Используя иллюстрации, учитель объясняет значение слов: рея, мачта, рубка, киль корабля.

- Почему автор перечисляет части корабля? Какое отношение они имеют к лесу?

3. Выборочное чтение.

- Найдите и прочитайте отрывок, который показывает связь между природой и человеком (между животными и растениями, живой и неживой природой).

- Для чего и кому нужен лес?

- Что мы можем сделать для его охраны?

4. Работа над выразительным чтением.

- Какое предложение по интонации произносим в стихотворении чаще всего? (Вопросительное.)

- На какое слово лучше ставить ударение при чтении вопросительных предложений? Прочитаем, расставим паузы.

- С каким настроением нужно читать стихотворение? Почему?

3-4 учащихся читают стихотворение.

- Люди должны охранять не только леса, но и всю окружающую нас природу.

На доске: чистый лист, в центре - человек, вокруг черные пятна.

- То, что вы видите здесь, - газета, хотя нет никаких записей. Каждый круг газеты - ее страничка. А готовили ее корреспонденты, они расскажут вам, почему человечек в центре кругов грустный.

1-й корреспондент.

Я буду говорить о голубом поле

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

- Что это? (Воздух.)

- Верно, все живое дышит воздухом, и он должен быть чистым. Давайте уберем грязь с голубого поля, что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? (Убираем грязь с голубого поля.)

2-й корреспондент. Догадайтесь, что обозначает синяя страничка.

Меня льют, меня пьют,

Всем нужна я, кто я такая? (Вода.)

- Какую воду мы должны пить, чтобы сохранить здоровье?

3-й корреспондент.

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом.

В облаках кружится птица,

Скачет по ветвям куница,

Жизнь прекрасна! Жизнь вокруг,

Человек природе друг.

- Мы сможем убрать грязные пятна с зеленого поля, если вы докажете, что знаете правила поведения на природе.

VI. Прослушивание рассказа ученика об отдыхе в лесу

(журнал «Начальная школа», 1993, № 4, с. 42.)

- Найдите ошибки в поведении школьников.

- Как вы бы поступили на их месте?

Учитель «снимает пятна» с зеленого поля, под ними - животные, птицы.

- Ребята! Посмотрите, у человечка совсем другой вид, он улыбается. Ему хорошо жить в чистом мире.

VII. Итог урока.

- Мы сегодня говорили очень много о природе. Какой же вывод вы сделали для себя? (Природу нужно охранять, иначе погибнем сами.)

Похожие статьи:

Урок литературного чтения. Толстой «Акула», 4 класс. Конспект

Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Конспект урока литературного чтения «Сказки Шарля Перро», 4 класс

Урок литературного чтения, 4 класс. Мифы Древней Греции «Орфей и Эвридика»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!