Урок литературного чтения. Толстой «Акула», 4 класс. Конспект
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Л. Н. Толстой «Акула»
Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством Л. Н. Толстого, познакомить с новым произведением; развивать способность полноценно воспринимать текст и эмоционально откликаться на прочитанное, воображение, ассоциативное мышление; формировать литературоведческие и речевые умения и навыки чтения.
Оборудование: книга «Я познаю мир», выставка книг Л. Н. Толстого, литература об акулах.
Название произведения Автор (источник)
Акулы Джейн Уокер
Тайны животных Энциклопедия для детей
Всё обо всём Энциклопедия, карточки с текстами об акулах
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашней работы.
1. Выборочный опрос.
- Зачитайте отрывок, повествующий о матери Л. Н. Толстого (психологический портрет).
2. Пересказ.
- Что вы узнали о детстве Л. Н. Толстого?
Учитель дополняет ответы учащихся.
III. Изучение нового материала.
1. Выставка произведений Л. Н. Толстого.
Учитель делает вывод о многообразии литературных жанров.
2. Чтение рассказа «Акула» учителем до слов: «Акула!» (название рассказа не сообщается).
3. Использование дополнительного материала об акулах.
1) Работа по картине «Акула». (Описание внешнего вида.)
2) Работа с приёмом «Знаю - хочу узнать».
а) Актуализация знаний учащихся об акулах.
б) Работа в группах:
- чтение отрывков из художественных произведений;
- работа с приемом «хочу узнать».
Отвечает один учащийся из группы.
4. Чтение текста до конца учителем.
Словарная работа: Африка, Сахара, артиллерист, фитиль, лафет, хобот, якорь, палуба.
- Чем бы вам хотелось поделиться после того, как вы прослушали рассказ?
5. Повторное чтение. Анализ художественного произведения.
- В каком месте произошло это событие?
- Почему всем была дана команда «Спасайся!»?
- Как происходило купание?
- Почему мальчики не пожелали купаться в парусе?
- Как они плавали в открытом море?
- Почему на корабле началась паника? крики?
- Как дети вели себя до паники, после её начала?
- Кто и как их спас?
Отдельные вопросы и ответы на них подкрепить выборочным чтением.
6. Работа над планом.
- Восстановите части плана в правильном соотношении с ходом событий.
• Акула.
• Купание в море.
• На помощь мальчикам.
• Опасность миновала.
• Выстрел.
7. Чтение логически законченных частей по плану.
Основная часть класса выполняет упражнение «голова
- Проследите и расскажите, как меняется психологическое состояние старого артиллериста, что он пережил, какое решение принял, чтобы спасти мальчиков от верной гибели.
- Что чувствовал отец одного из мальчиков, когда дети плавали наперегонки в открытом море?
- Каким было его состояние, когда акула плыла прямо на мальчиков?
- Что сделал артиллерист, когда мальчики завизжали от страха?
- Каким было его состояние, когда раздался выстрел?
- Что почувствовал артиллерист, когда услышал радостный крик?
ПЛАН
1. Радость отца.
2. Оцепенение.
3. Неожиданное решение.
4. Силы оставили артиллериста.
5. Облегчение.
- Каким человеком был старый артиллерист?
- Почему Л. Н. Толстой так изобразил своего героя?
- Кому вы сочувствуете или симпатизируете, прочитав рассказ?
IV. Итог урока.
- Над каким произведением работали?
- Что интересного узнали?
- Оцените свою деятельность на уроке.
Домашнее задание.
Прочитать рассказ и подготовить:
1-я группа - подробный пересказ;
2-я группа - сжатый пересказ;
3-я группа - рассказ о состоянии отца;
4-я группа - новое об акулах.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения, 4 класс. Мифы Древней Греции «Орфей и Эвридика»
Конспект урока литературного чтения «Сказки Шарля Перро», 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!