Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Высотская «Одуванчик». Александрова «Одуванчик»
Урок литературного чтения в 3 классе. Высотская «Одуванчик». 3. Александрова «Одуванчик». Сравнение образов
Цели: формировать умение эмоционально откликаться на лирическое произведение; учить анализировать лирическое произведение, определять тему, основную мысль, содержание, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений, работать в паре, группе.
Планируемые результаты: предметные: давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять настроение лирических текстов О. Высотской и 3. Александровой, сравнивать их (что общего и в чем различие), создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, сборники произведений по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение рассказов о весенних изменениях несколькими учениками.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение Е. Евтушенко. Читаем все вместе, медленно.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
— Как вы понимаете эти строки?
— О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т. п.)
— К чему призывает автор? (Беречь и любить природу — все то, что нас окружает.)
— Прочитаем выразительно.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебники на с. 147. Определите тему урока. На какие вопросы мы ответим сегодня?
— Рассмотрите фотографии. Можете еще до чтения стихотворений сказать, о чем они будут?
— На какой фотографии одуванчик можно сравнить с солнышком? А с чем можно сравнить одуванчик на другой фотографии?
(Работа в группе.)
— Прочитайте стихотворения О. Высотской и 3. Александровой.
— Сравните их названия. О чем в них рассказывается? Какие слова помогают представить одуванчик в первом стихотворении? А во втором?
— Какая из фотографий иллюстрирует первое и второе стихотворение? Найдите подтверждение в тексте.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Сравнение произведений
— Перечитайте стихотворения. Какие строки в каждом стихотворении помогают представить одуванчик похожим на человека? (Вырос одуванчик первый, молодой. Постарел и стал седой.)
— Какие два слова в первом стихотворении надо заменить, чтобы можно было прочитать его от имени самого одуванчика? (У него, он.)
(Подготовка, выразительное чтение учащимися.)
2. Информация об авторах
Ольга Ивановна Высотская (1903—1970) — детская поэтесса, переводчица, драматург. Написала много стихов, песенок, сказок, сказочных пьес (по мотивам русских и зарубежных сказок). Ее стихи очень нежные, добрые, легко читаются, поэтому они очень нравятся детям.
Она была большой труженицей и всю свою жизнь без остатка посвятила исключительно писательскому делу. Но, несмотря на обилие хороших стихов, большой славы у Ольги Ивановны Высотской так никогда и не было.
Зинаида Николаевна Александрова (1907—1983) — советская поэтесса, родилась в Петербурге в семье учителя. Она была в семье единственным ребенком. Летом семья часто выезжала на дачу, с удовольствием покидая мрачный многоэтажный дом. В загородной местности, окрашенной неярким колоритом скромного северного лета, и формировались любовь будущей поэтессы к северной природе, к природе вообще, теплое отношение к простым людям, к деревенским ребятам — товарищам по играм. Маленькая Зина рано начала читать. Это была в основном поэзия: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов...
Работу в детской литературе Зинаида Александровна начала в 1930—1931 гг. Первое обращение к малышам — стихотворение «Ветер на речке». Стихи пришлись ребятам по вкусу, много раз переиздавались, вошли в хрестоматии, были положены на музыку. Песнями стали и некоторые другие стихи З.Н. Александровой: «Маленькой елочке холодно зимой», знаменитые «Бескозырка белая» и «Гибель Чапаева». Всего Александровой выпущено около 70 книг — как отдельных стихов, так и сборников. Зинаида Николаевна не только писала. Вся жизнь ее была тесно связана с работой редакций газет и журналов.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Составьте синквейн об одуванчике. (Одуванчик. Золотой, молодой. Растет, седеет, улетает. Вместе с ветром улетел. Цветок.)
Домашнее задание
Выучить наизусть любое стихотворение. Нарисовать одуванчик. Рассказать о своем одуванчике.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения, 3 класс. Горький «Воробьишко»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Фет «Осень»
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»
Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»
Нет комментариев. Ваш будет первым!