Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Васнецов «После дождя». Шишкин «Дождь в дубовом лесу»

Урок литературного чтения в 3 классе. А. Васнецов «После дождя». И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства

Цели: формировать умение эмоционально откликаться на художественное произведение; учить анализировать художественное произведение, определять тему, основную мысль, содержание, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений.

Планируемые результаты: предметные: давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять художественные произведения, сравнивать их (что общего и в чем различие), создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений; мета- предметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.

Оборудование: репродукции картин А. Васнецова «После дождя», И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте текст. Попробуйте определить его жанр. (Это приговорка.)

Коршун, коршун,

Твои дети за селом

Тебе кричат:

Не таскай цыплят,

А летай кругом —

Над зеленым лугом.

— Прочитайте медленно (с ускорением; с грустной интонацией; весело; выразительно).

III. Проверка домашнего задания

(Чтение стихотворения Ф. Тютчева наизусть.)

IV. Актуализация знаний

— Прочитайте записанную на доске тему урока.

— Определите цель урока.

- Чему мы будем учиться на уроке?

V. Работа по теме урока

- Рассмотрите репродукции картин.

(Аналогичная работа ведется по каждой картине.)

— Какое время года изображает художник?

— Назовите признаки ранней весны.

— В каких красках нарисована картина?

— Почему выбраны такие краски?

— Какой день изображает художник?

— Какое настроение вызывает картина?

- Почему даже без подписи мы могли бы догадаться, какое время года изображено на картинах?

— Чем вам понравилась картина?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по картинам

— Сравните эти две картины.

— Составьте небольшой рассказ по любой из них.

(Примерный рассказ. Самое сильное впечатление на меня произвела картина И.И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Хорошее знание природы, умения видеть и слышать прекрасное в каждом мгновении жизни и мастерство живописца помогли Шишкину написать эту чудесную картину.

Рассматривая пейзаж, ощущаешь свежесть и простор дубового леса. Могучие высокие дубы тянут свои ветви вверх, к небу и солнцу. Им совсем нетесно: вокруг каждого дерева достаточно пространства, чтобы хорошо себя чувствовали и пестрые лесные цветочки, и совсем еще молоденькие дубки-подростки.

Идет легкий летний дождь. От нагретой за день земли поднимается светлая дымка-туман, которая делает лес таинственным и загадочным. Вдали деревья тают в белой воздушной пелене, как в молоке. Поэтому возникает неукротимое желание узнать: что же там дальше, за поворотом лесной дороги, которая, как бережливая хозяйка, собирает дождливые капли в широкие блестящие лужи, где отражаются и дубы, и небо, и идущие по дороге люди.

Людей мы видим со спины - вероятно, дождь застал их во время прогулки, и они повернули назад. Ближе к нам — мужчина и женщина. Они хорошо одеты, их укрывает от дождика широкий черный зонт. Однако не похоже, что эти люди стремятся поскорее выбраться из леса, они спокойны, неторопливо выбирают сухие места на дороге, где можно пройти. Конечно, неприятно, что ноги и низ плаща промокли, но ведь вокруг такая красота! Кажется, что притихший и посвежевший лес наблюдает за ними, радуясь их спокойствию.)

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

IX. Подведение итогов урока

— С какими художниками познакомились? Что вы знаете о них? (См. материал для учителя.)

— Подберите к этим картинам строчки из стихотворений.

Домашнее задание

Выполнить задание в «Творческой тетради» на с. 56: составить и записать рассказ об изменениях в природе весной. Продолжить работать над созданием альбома фотографий «Дождь» (сделать подписи).

Материал для учителя

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856—1933) — русский художник, романтик в душе, человек, в характере которого, как признавался он сам, преобладали «воображение, фантазия и мечтательность», тонко чувствовал и умел передавать поэзию красоты, отыскивая в природе. В своих пейзажах художник стремился донести до русского человека мысль о величии и силе нашей земли.

В середине 1880-х гг. в его работах все яснее начинают звучать эпические ноты. Впервые они появились в картинах «Родина» и «После дождя», очень схожих по мотиву, содержанию, размеру и живописной манере. Эти произведения насыщены глубоким идейным, философским содержанием.

В картине «После дождя» изображен обычный, ничем не примечательный уголок русской природы. Ветер гонит облака, сквозь которые пробиваются лучи солнца, освещая пологие холмы, белеющую колокольню сельской церкви и несколько крестьянских домишек. Тихо и безлюдно кругом, и лишь одинокая фигура женщины направляется в село по размытой дороге.

Серо-зеленая цветовая гамма картины подчеркивает однообразие местности. Но вместе с ощущением обыкновенности есть в пейзаже особая приподнятость. Перед нами обобщенный образ Родины художника — великой и многострадальной России.

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) - русский художник-пейзажист. Художник заинтересовался изображением атмосферных состояний и передачей световоздушной среды, не изменяя при этом основному своему творческому принципу цельности видения предметной формы. «Дождь в дубовом лесу» — лучшее тому подтверждение. В этой картине художник по-прежнему абсолютно точен и объективен. Одна его знакомая вспоминала, как однажды, пробегая в грозовой ливень мимо его дачи, с удивлением обнаружила Шишкина, стоявшего босиком и в совершенно промокшей одежде посреди лужи. «Иван Иванович! — спросила она. - Вы тоже попали под дождь?» «Нет, я вышел под дождь! — взволнованно ответил художник. — Гроза застала меня дома. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Какая необычайная картина! Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель... И темный лес. Хочу запомнить и свет, и цвет, и линии...» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу?

Похожие статьи:

Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»

Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Фет «Осень»

Урок литературного чтения, 3 класс. Горький «Воробьишко»

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!