Казахский традиционный музыкальный инструмент Домбра
Учебно-методическая разработка на тему:
Казахские традиционные музыкальные инструменты «Домбра»
Автор: Зважий Ирина Николаевна преподаватель казахского народного отделения по классу домбра, «Школа искусств №2» г. Караганда, Казахстан Описание работы: Разработка рассчитана для учителей дополнительного образования народного отделения по классу домбра.
Казахские традиционные музыкальные инструменты являются уникальным достоянием, духовным и культурным богатством, занимающим важное место в жизни, быту, обычаях и традициях мировоззрений народа. На ряду с обычаями, обрядами, традициями религиозных верований народ развивал и совершенствовал музыкальные инструменты от простых примитивных до классических форм. Будучи неразрывно связанными с такими как этническая самоидентификация народа, традиционные музыкальные инструменты стали значимым духовным, культурным и историческим достоянием, охватывающим все стороны общественных отношений. И в этой связи проявляется огромное значение некоторых музыкальных инструментов для истории, искусства и воспитания подрастающего поколения. К примеру, для казахов домбра кроме своего непосредственного значения в качестве музыкального инструмента имеет особое значение национального символа « Домбра».
Самый широко распространённый, щипковый струнный инструмент у казахов - Домбра.
Возникновение этого инструмента, история которого уходит вглубь веков...
В миропонимании казахов домбра собирательно воплотила в себе ценности всех искусств: прикладного; исполнительского, песенно-поэтического.
Как инструмент, просветляющий душу, оберегающий от плохого, обладающий силой. Домбра всячески украшалась (перьями совы, колокольчиками и. т. п.), занимала почётное место в юрте (доме). В отличие от других инструментов домбру не использовали в шаманских целительских обрядах и ритуалах. В силу своей распространённости, домбра имеет много различных разновидностей (двух - трёх струнные). Но самая популярная разновидность домбр два вида - Западная и Восточная. Домбры распространённые в Западных районах Казахстана, отличались сравнительно большими размерами, имели овальную форму корпуса и тонкий гриф, на которой навязывали 12-14 ладов перне. Для домбр восточных областей характерны меньшие размеры. Корпус Восточной домбры был плоским, а гриф - коротким и широким с 5-9 ладами перне. На домбру натягивали две струны, которые раньше делали из козьих или бараньих кишок. Разные формы домбр были обусловлены особенностями двух исполнительских традиций. Для исполнения быстрых, виртуозных токпе-кюев нужно было, чтобы левая рука могла свободно перемещаться и скользить по грифу. Поэтому гриф Западных домбр был тонким и длинным. Эти технические приёмы игры были неприменимы при исполнении на Восточных домбрах с широким укороченным грифом. Размеры инструментов и формы корпусов влияли на силу звучания: чем больше размеры; тем громче домбра. На характер звучания влияла и техника правой руки: в токпе кюях звук извлекался на обеих струнах сильными взмахами, а в шертпе использовались мягкие щипковые переборы струн отдельными пальцами. Таким образом между устройством домбр и кюями, которые на них исполняются, существовала тесная связь.
Как говорилось ране, что домбра могла быть не только двухструнной но и трёхструнной. Это редко используемый вид инструмента, он отличается своей особой техникой, звучанием, репертуаром кюев. Внешняя форма трёх струнных домбр напоминала нам Восточные: плоский корпус с коротким широким грифом. Исполнительские приёмы на трёхструнной домбре так же были близки приёмам игры домбристов Восточно-казахстанских областей. Трёхголосные кюи звучат на бурдонирующем звуке, который с двумя верхними голосами создаёт необычные для домбры аккордные созвучия. Эти кюи по стилю относятся к традиции шертпе, образуя оригинальную ветвь домбровой музыки. В прошлом трёхструнные домбры встречались в различных регионах Казахстана в настоящее же время они сохранились в Семипалатинске. А также сохранилась трёхструнная домбра Абая Кунанбаева на которой он создавал свои песни и кюи.
Менялись люди, постепенно изменилось первоначальное звучание, исполнение игры на инструменте, но через века и тысячелетия сохранилось бережное отношение к кюям -легендам как к историческим памятникам музыкальной культуры, помогающим сегодня понять жизнь, обычай, традиции, духовный мир наших далёких предков.
Рекомендуем посмотреть:
Этапы обучения пению по нотам на уроках сольфеджио Конспект урока музыки для 2 класса на тему "Рождество Христово" Конспект урока музыки в 1 классе Методическая разработка конспекта урока музыки в 1 классеПохожие статьи:
← Поделки из пластиковых бутылок своими руками. Игольница пошагово с фото | Этапы обучения пению по нотам на уроках сольфеджио →
Автор: Венера Мансуровна Тукубекова
Опубликовано: 3623 дня назад (2 декабря 2014)
Просмотров: 7566
Рубрика: Учебно-методический материал
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (4)
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|