Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Этапы обучения пению по нотам на уроках сольфеджио

Обучение детей пению
Этапы обучения пению по нотам на уроках сольфеджио.
В начальный период обучения учащиеся поют в разных тональностях.Тональности мы выбираем так, чтобы диапазон мелодий и попевок лучше всего способствовал развитию детских голосов. Сольфеджирование же приходится начинать в тональности До-мажор, так как в нашей музыкальной системе звукам тональности До-мажор присвоены простые названия, и эти звуки записываются наиболее простым способом, без знаков альтерации. Однако в вокальном отношении тональность До-мажор неудобна. Звук до первой октавы слишком низок для детских голосов: некоторые дети вначале просто не в состоянии спеть его. По теоретическим и методическим соображениям сольфеджирование целесообразно начинать с мелодий, звукоряд которых ограничивается пятью первыми ступенями лада. Однако в тональности До-мажор эти мелодии расположены в слишком низкой для детских голосов тесситуре. К тому же, продолжительное сольфеджирование исключительно в тональности До-мажор создаёт у детей механические ассоциации между названиями звуков и представлениями ладовых ступеней: до-первая ступень, ре-вторая ступень, ми-третья ступень и т.д. Эти ассоциации в дальнейшем, при переходе в другую тональность, окажутся помехой и должны быть устранены. Таким образом, необходимо курс музыкальной грамоты построить так, чтобы возможно скорее перейти к сольфеджированию в другой тональности. В период знакомства с тональностью До-мажор необходимо петь и в других тональностях.
Во-первых, мелодии, сольфеджируемые в тональности До-мажор, нужно петь также и в других тональностях, на другие слоги и в особенности со словами.
Во-вторых, всё время продолжать разучивание песен по слуху в наиболее удобных для пения тональностях.
Рекомендуется так организовывать пение, чтобы дети всегда знали, в какой тональности они поют. Это нетрудно: так или иначе перед началом пения педагог даёт слуховую настройку в нужной тональности; после этого учащиеся пусть поют тонику с названием соответствующего звука, например: «то-ни-ка фа» или «то-ни-ка ми-бе-моль» и т.д.
К середине второй четверти дети ознакомятся со строением мажорной гаммы, сольфеджируют мелодии с простыми интонациями в диапазоне от до первой октавы до до второй октавы и соответствующие упражнения. Это даёт возможность перейти к новой тональности.
Начало сольфеджирования в тональности
До-мажор.
Переходя к пению по нотам, на первых порах мы отказываемся от сольфеджирования мелодий, состоящих из 8 и более тактов. Начальные примеры для сольфеджирования не могут не быть примитивными. В этот период целесообразно вводить упражнения пятиступенного звукоряда, которые могут повторяться во всех других изучаемых тональностях.
В период ознакомления с тональностью До-мажор ставится задача овладения следующими умениями и знаниями:
а) петь тоническое трезвучие и гамму;
б) узнавать по слуху, а также уверенно интонировать после ладовой настройки любую отдельно взятую устойчивую ступень лада;
в) уверенно сольфеджировать наизусть выученные мелодии;
г) знать клавиатуру фортепиано и названия звуков гаммы До-мажор;
д) знать названия «тоника», «доминанта», и цифровые обозначения всех ступеней лада;
е) знать какие ступени лада устойчивы, какие неустойчивы, различать на слух устойчивые и неустойчивые окончания мелодических фраз;
ж) знать разницу между тоном и полутоном, строение мажорной гаммы.
Пение по нотам следует чередовать с пением и показом движения мелодии на наглядных пособиях.
Цифровые обозначения ладовых ступеней необходимо уже выучивать на этой стадии обучения и регулярно пользоваться ими. Без названий ступеней невозможно овладеть соответствующими слуховыми представлениями. Очень важно пользоваться цифровыми обозначениями ладовых ступеней и уметь быстро переводить их в названия звуков, сначала в тональности До-мажор, потом в любой изученной тональности. Это не представляет трудности, если знакомить детей с цифровыми обозначениями планомерно, постеенно.
В любой гамме труднее всего поддаётся слуховому восприятию различие между тоном и полутоном. Можно использовать следующие упражнения, которые нужно сольфеджировать с одновременным показом ступеней на звукоряде: ми-фа, фа-соль. Исполняя это упражнение голосом мы должны секунду фа-соль сознательно брать шире, чем секунду ми-фа. В другом упражнении: соль-фа, фа-ми, мы должны петь секунду фа-ми сознательно уже, чем секунду соль-фа.
Составляя теперь изображение пятиступенного мажорного звукорядаиз дидактических карточек, можно и нужно отразить строение звукоряда: карточки с изображением звуков ми и фа, или третьей и четвёртой ступеней, придвинуть вплотную друг к другу; между остальными карточками оставить пробел.
В верхнем тетрахорде гаммы мы поём аналогично: соль-ля, ля-си, си-до и до-си, си-ля, ля-соль.
В качестве второй тональности после До-мажора лучше вводить тональность Ре-мажор, а не наиболее родственные с точки зрения теории музыки Соль-мажор и Фа-мажор, ввиду того, что основа нашей работы-пение, основной метод ознакомления с новой тональностью-транспонирование голосом. Все изученные в До-мажоре мелодии и упражнения могут быть исполнены в тональности Ре-мажор. Таким образом, учащиеся встречают в Ре-мажоре уже известные им закономерности лада: тот же порядок устойчивых и неустойчивых ступеней, те же тяготения. Ни в Фа-мажоре, ни в Соль-мажоре учащиеся первого класса не могли бы петь мелодии и упражнения с октавным диапазоном от нижней тоники до верхней, а следовательно, тождество ладовых закономерностей в новой и в ранее изученной тональности не было бы очевидным. То обстоятельство, что в Ре-мажоре приходится вводить сразу два диеза, не имеет существенного значения. К концу учебного года учащиеся ознакомятся также и с тональностью Соль-мажор, и это даст возможность упорядочить полученные ими сведения.
Более углубленное изучение интонаций мажорного лада в тональностях Ре-мажор и До-мажор, в особенности характерных интонаций с неустойчивыми ступенями занимает конец второй четверти и почти всю третью четверть. В конце третьей четверти учащиеся знакомятся также с тональностью ре-минор, но в основном только в пределах квинтового звукоряда. В четвёртой четверти изучаются тональности Соль-мажор и Фа-мажор.


Используемая литература:
1.П.Вейс. Методическое пособие по сольфеджио.
2. П.Вейс. Учебное пособие по сольфеджио для 1 класса ДМШ.

Рекомендуем посмотреть:

Казахский традиционный музыкальный инструмент Домбра Конспект урока музыки для 2 класса на тему "Рождество Христово" Конспект урока музыки в 1 классе Методическая разработка конспекта урока музыки в 1 классе

Похожие статьи:

Музыкальное воспитание школьников во внеурочное время

Казахский традиционный музыкальный инструмент Домбра
Опубликовано: 3398 дней назад (8 декабря 2014)
Просмотров: 7557
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!