Этапы обучения пению по нотам на уроках сольфеджио
Обучение детей пению
Этапы обучения пению по нотам на уроках сольфеджио.
В начальный период обучения учащиеся поют в разных тональностях.Тональности мы выбираем так, чтобы диапазон мелодий и попевок лучше всего способствовал развитию детских голосов. Сольфеджирование же приходится начинать в тональности До-мажор, так как в нашей музыкальной системе звукам тональности До-мажор присвоены простые названия, и эти звуки записываются наиболее простым способом, без знаков альтерации. Однако в вокальном отношении тональность До-мажор неудобна. Звук до первой октавы слишком низок для детских голосов: некоторые дети вначале просто не в состоянии спеть его. По теоретическим и методическим соображениям сольфеджирование целесообразно начинать с мелодий, звукоряд которых ограничивается пятью первыми ступенями лада. Однако в тональности До-мажор эти мелодии расположены в слишком низкой для детских голосов тесситуре. К тому же, продолжительное сольфеджирование исключительно в тональности До-мажор создаёт у детей механические ассоциации между названиями звуков и представлениями ладовых ступеней: до-первая ступень, ре-вторая ступень, ми-третья ступень и т.д. Эти ассоциации в дальнейшем, при переходе в другую тональность, окажутся помехой и должны быть устранены. Таким образом, необходимо курс музыкальной грамоты построить так, чтобы возможно скорее перейти к сольфеджированию в другой тональности. В период знакомства с тональностью До-мажор необходимо петь и в других тональностях. Во-первых, мелодии, сольфеджируемые в тональности До-мажор, нужно петь также и в других тональностях, на другие слоги и в особенности со словами.
Во-вторых, всё время продолжать разучивание песен по слуху в наиболее удобных для пения тональностях.
Рекомендуется так организовывать пение, чтобы дети всегда знали, в какой тональности они поют. Это нетрудно: так или иначе перед началом пения педагог даёт слуховую настройку в нужной тональности; после этого учащиеся пусть поют тонику с названием соответствующего звука, например: «то-ни-ка фа» или «то-ни-ка ми-бе-моль» и т.д.
К середине второй четверти дети ознакомятся со строением мажорной гаммы, сольфеджируют мелодии с простыми интонациями в диапазоне от до первой октавы до до второй октавы и соответствующие упражнения. Это даёт возможность перейти к новой тональности.
Начало сольфеджирования в тональности
До-мажор.
Переходя к пению по нотам, на первых порах мы отказываемся от сольфеджирования мелодий, состоящих из 8 и более тактов. Начальные примеры для сольфеджирования не могут не быть примитивными. В этот период целесообразно вводить упражнения пятиступенного звукоряда, которые могут повторяться во всех других изучаемых тональностях.
В период ознакомления с тональностью До-мажор ставится задача овладения следующими умениями и знаниями:
а) петь тоническое трезвучие и гамму;
б) узнавать по слуху, а также уверенно интонировать после ладовой настройки любую отдельно взятую устойчивую ступень лада;
в) уверенно сольфеджировать наизусть выученные мелодии;
г) знать клавиатуру фортепиано и названия звуков гаммы До-мажор;
д) знать названия «тоника», «доминанта», и цифровые обозначения всех ступеней лада;
е) знать какие ступени лада устойчивы, какие неустойчивы, различать на слух устойчивые и неустойчивые окончания мелодических фраз;
ж) знать разницу между тоном и полутоном, строение мажорной гаммы.
Пение по нотам следует чередовать с пением и показом движения мелодии на наглядных пособиях.
Цифровые обозначения ладовых ступеней необходимо уже выучивать на этой стадии обучения и регулярно пользоваться ими. Без названий ступеней невозможно овладеть соответствующими слуховыми представлениями. Очень важно пользоваться цифровыми обозначениями ладовых ступеней и уметь быстро переводить их в названия звуков, сначала в тональности До-мажор, потом в любой изученной тональности. Это не представляет трудности, если знакомить детей с цифровыми обозначениями планомерно, постеенно.
В любой гамме труднее всего поддаётся слуховому восприятию различие между тоном и полутоном. Можно использовать следующие упражнения, которые нужно сольфеджировать с одновременным показом ступеней на звукоряде: ми-фа, фа-соль. Исполняя это упражнение голосом мы должны секунду фа-соль сознательно брать шире, чем секунду ми-фа. В другом упражнении: соль-фа, фа-ми, мы должны петь секунду фа-ми сознательно уже, чем секунду соль-фа.
Составляя теперь изображение пятиступенного мажорного звукорядаиз дидактических карточек, можно и нужно отразить строение звукоряда: карточки с изображением звуков ми и фа, или третьей и четвёртой ступеней, придвинуть вплотную друг к другу; между остальными карточками оставить пробел.
В верхнем тетрахорде гаммы мы поём аналогично: соль-ля, ля-си, си-до и до-си, си-ля, ля-соль.
В качестве второй тональности после До-мажора лучше вводить тональность Ре-мажор, а не наиболее родственные с точки зрения теории музыки Соль-мажор и Фа-мажор, ввиду того, что основа нашей работы-пение, основной метод ознакомления с новой тональностью-транспонирование голосом. Все изученные в До-мажоре мелодии и упражнения могут быть исполнены в тональности Ре-мажор. Таким образом, учащиеся встречают в Ре-мажоре уже известные им закономерности лада: тот же порядок устойчивых и неустойчивых ступеней, те же тяготения. Ни в Фа-мажоре, ни в Соль-мажоре учащиеся первого класса не могли бы петь мелодии и упражнения с октавным диапазоном от нижней тоники до верхней, а следовательно, тождество ладовых закономерностей в новой и в ранее изученной тональности не было бы очевидным. То обстоятельство, что в Ре-мажоре приходится вводить сразу два диеза, не имеет существенного значения. К концу учебного года учащиеся ознакомятся также и с тональностью Соль-мажор, и это даст возможность упорядочить полученные ими сведения.
Более углубленное изучение интонаций мажорного лада в тональностях Ре-мажор и До-мажор, в особенности характерных интонаций с неустойчивыми ступенями занимает конец второй четверти и почти всю третью четверть. В конце третьей четверти учащиеся знакомятся также с тональностью ре-минор, но в основном только в пределах квинтового звукоряда. В четвёртой четверти изучаются тональности Соль-мажор и Фа-мажор.
Используемая литература:
1.П.Вейс. Методическое пособие по сольфеджио.
2. П.Вейс. Учебное пособие по сольфеджио для 1 класса ДМШ.
Рекомендуем посмотреть:
Казахский традиционный музыкальный инструмент Домбра Конспект урока музыки для 2 класса на тему "Рождество Христово" Конспект урока музыки в 1 классе Методическая разработка конспекта урока музыки в 1 классеПохожие статьи:
Автор: Венера Мансуровна Тукубекова
Опубликовано: 3667 дней назад (8 декабря 2014)
Просмотров: 7765
Рубрика: Учебно-методический материал
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!