Сценарий внеклассного мероприятия для начальных классов на тему: ЗОЖ
«Глаза – наши незаменимые помощники» - игра-практикум по ЗОЖ для дошкольников и младших школьников
Автор: Чурепкина Валентина Петровна, воспитатель ГБУЗ КО "Областной детский санаторий для больных туберкулёзом" г. Березовский, п. Барзас Кемеровская область.
Глаза - это зеркало нашей души, и когда взгляд излучает здоровый и чистый блеск, о нашем здоровье можно сказать, что оно отменное. Но в глазах также отражается вся наша жизнь, в глазах можно прочитать счастье, радость, грусть, желание... Так что вполне смело можно утверждать, что глаза - это книга, в которой отображается весь наш мир, наши чувства.
«Глаза ребенка» автор М. Эпштейн
Они правдивы и настоящи,
Открыты миру и без затей -
Готовы верить, любить людей.
Себе ж на пользу - смотрите чаще.
Глаза ребёнка - мир чистоты
И покоряют своим доверьем,
И вопрошают, насколько ты
Готов умчаться в полёт мечты,
Захлопнув мигом в реальность двери
Смотрите прямо в озёра глаз.
Не отводите в смущенье взгляда.
Здесь Ваша совесть глядит на Вас:
Не предавайте её сейчас.
Глаза ребёнка - судьбы награда.
Описание: Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям при проведении бесед на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Забота о зрении наших детей это первостепенная наша задача, ведь почти 90 % информации мы получаем непосредственно через глаза.
Цель: формирование у ребенка ценности здоровья и чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз.
Задачи: - научить детей бережному отношению к себе, своему здоровью, своим глазам; показать значимость проблемы;
- дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека; - познакомить детей со строением глаза; расширять пассивный словарь школьников: «зрачок», «сетчатка», «радужная оболочка», «хрусталик», «склера»; «роговица»;
- обучать ребенка практическим навыкам сохранения и укрепления зрения детей;
- воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.
Материал: - медицинский халат для врача; - плакат "Строение глаза"; - небольшие флажки (по количеству участников занятия); - картинки "Продукты питания", "Слепая девочка читает", "Памятник слепому человеку»; мешочек с мелкими игрушками; 2 маски для глаз.
Ход:
Педагог: - Отгадайте загадку:
Два братца через дорогу живут, Друг друга не видят.
Педагог: - Какое значение для человека имеют глаза? Подними флажок, если я говорю правильно.
- С помощью глаз мы видим все вокруг.
- С помощью глаз мы слушаем.
- С помощью глаз мы разговариваем.
- Глаза делают наше лицо красивым.
Педагог: - Что из перечисленного мы узнаем с помощью глаз? Поднимите флажок, если я говорю правильно:
- Цвет
- Запах
- Звуки
- Темноту
- Свет
- Форму
- Музыку
- Движение
- Вкус
Разыгрывается сценка «Для чего глаза на свете?»
Ребенок в роли врача: Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
1 ребенок: И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
2 ребенок: Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ребенок в роли врача: Ты закрой глаза ладошкой.
Посиди совсем немножко.
3 ребенок: Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно.
Ничего вокруг не видно.
4 ребенок: Дима хочет быть пилотом - Править быстрым самолетом. Все моря на свете наши Переплыть мечтает Саша.
5 ребенок: Будет наш Андрей танкистом, А Сергей парашютистом.
Ребенок в роли врача: Но для этого, друзья, Кроме знаний и умений Нам необходимо зренье!
Педагог: - Ребята, как вы думаете, почему? (высказывания детей)
Педагог: - С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры, перемещение предметов. Предлагаю попробовать определить на ощупь названия предметов с закрытыми глазами.
Игра на развитие сенсорных ощущений «На ощупь»
В мешок из ткани складывается несколько небольших предметов: карандаш, ложка, ножницы, авторучка, катушка ниток, конфета в обвертке, пробка от бутылки, теннисный шарик, ластик и т. п. Ребёнок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.
Педагог: - Легко ли вам было? Что вы ощущали?
Педагог: - А теперь выполним несколько упражнений, которые помогут вашим глазкам отдохнуть.
Исходное положение сидя.
1. Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть. (5-6 раз).
2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы. (3-4 раза).
3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).
4. Быстро моргать. (1 мин.)
5. Смотреть вдаль, сидя перед окном. (3-4 раза).
Дети выполняют упражнения.
Педагог: - Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире.
Показывает плакат "Строение глаза" Выходят 7 детей и по-очереди, с помощью стихотворения «Как устроен глаз», демонстрируют на плакате строение глаза.
1-й ребенок: Глаз волшебный теремок.
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен-
Без гвоздей построен.
2-й ребенок: Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружен,
Стенку эту белую
Называют склерою.
3-й ребенок: Обойдем же дом скорей -
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий -
Роговица словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло-
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
4-й ребенок: Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз — домок.
5-й ребенок: В центре радужки — зрачок.
Черный маленький кружок.
Лишь стемнеет — наш зрачок,
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
6-й ребенок: А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
7-й ребенок: Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой -
Тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинке посмотри.
Педагог: - Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для наших глаз? (дети перечисляют)
Игра с элементами соревнования «Из предложенного набора «продуктов» выбрать полезные для глаз»
Кто соберет большее количество картинок и не ошибется, считается победителем.
Педагог предлагает набор картинок "Продукты» - морковь, картошка, черника, чипсы, лук, петрушка, молоко, помидор, красный перец, хлеб, шиповник и т.д. Дети выбирают полезные для глаз.
Педагог: - Ребята, почему люди говорят: "Берегите пуще глаза"?
- Глаз - очень важный и нежный орган, поэтому сам организм защищает его. Потечет пот со лба - его остановят брови. А что защищает глаза от пыли?
Дети: Ресницы.
Педагог: - Но если в глаз все-таки попала соринка, ее слизнет беспрерывно мигающее верхнее веко. Но не всегда глаз может сам справиться с этой бедой, ему надо помочь. Как самостоятельно убрать соринку из глаз? (ответ детей)
Педагог: - Правильно, ребята, убрать соринку можно осторожно и аккуратно поглаживая глаз по направлению к носу или промыв его.
Педагог: - Глаза трудятся целый день: мы читаем, рисуем, смотрим телевизор, играем в компьютерные игры. Наши глаза устают. Поэтому мы должны создать для работы глаз хорошие условия. Как вы думаете, какие? (дети высказывают свои предположения)
Педагог: - Очень важно, где мы сидим, когда читаем или рисуем. Предлагаю вам сесть спиной к окну. Как вы считаете, достаточно ли хорошо освещена книга или лист бумаги? (ответы детей)
Педагог: - Почему считаете, что недостаточно? (дети пытаются объяснить)
Педагог: - Сидя спиной к окну мы собой загораживаем свет, идущий из окна. Предлагаю сесть так, чтобы окно было справа от вас и начните писать. Что вы заметили?
Дети: - Мы снова загораживаем свет рукой.
Педагог: - Верно, мы правой рукой снова загораживаем себе свет. Как же надо садиться, чтобы глаза меньше уставали?
Дети: - Свет должен падать слева.
Педагог: - Правильно, свет должен падать слева. Теперь попробуйте наклониться очень низко над книгой. Удобно?
Дети: Нет!
Педагог: - Так можно испортить зрение. Поставьте руку локтем на стол и прикоснитесь кончиком указательного пальца к виску. Такое расстояние между книгой и глазами правильное.
Педагог: - Глаза способны себя защищать, но ели о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности.
Игра "Хорошо-плохо"
Педагог называет действия, когда ребенок бережет свои глаза, и когда нет. На правильное действие – дети хлопают в ладоши, а если не правильно, закрывают лицо руками.
Педагог: - Я вам буду называть различные ситуации, и если вы считаете, что действие правильно для глаз, хлопайте в ладоши, а если неправильно, то закрывайте лицо руками.
Варианты: Я смотрю телевизор на расстоянии от экрана.
Я тру глаза грязными руками.
Я часто смотрю на яркий свет.
Я читаю при хорошем освещении.
Я вытираю лицо чистым платком.
Я читаю в транспорте.
Я оберегаю глаза от ударов.
Я смотрю телевизор, сидя близко к экрану.
Я промываю по утрам глаза.
Я читаю, лежа в постели.
Я сижу за компьютером целый день.
Игра «Где стереть?»
На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности, и только те фрагменты рисунка, которые назовёт ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т. д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.
Педагог: - Я надеюсь, что, выполняя эти задания, вы поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего.
Педагог: - На земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему? (ответы детей)
Педагог: - Наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев (показывает картинку).
- На этой картинке – «Памятник слепому человеку». (показывает детям картинку)
- А вот на этой картинке памятник «Слепая девочка читает» (выставляется картинка)
Педагог: Как вы думаете, для чего их поставили? (предположения детей)
- Я думаю, ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?
Дети: - Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.
Педагог: - Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.
Игра «Жмурки»
Ребенок с завязанными глазами должен поймать кого-либо из ребят. Игра позволяет каждому ребенку понять, как трудно жить в этом мире, не видя ничего.
Педагог: - Эта игра помогла нам понять, как трудно жить в этом мире, не видя ничего. Я думаю, вы всегда придете на помощь слепому человеку.
«Береги свои глаза»
Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
“Храните, как зеницу ока! “
И чтоб глаза твои дружок,
Могли на долго сохранится ,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Глаз поранить очень просто-
Не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя-
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонивши низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся , как от ветра-
От стола до самых глаз
Должно быть 40 сантиметров!
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
Педагог подводит итог: - Сегодня мы с вами ни один раз убедились, глаза наши - незаменимые помощники. Наши глаза настолько драгоценны, что мы просто обязаны их беречь и заботиться о них. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им. Поэтому, берегите и охраняйте глаза.
Педагог угощает детей морковкой - витамином для глаз.
Рекомендуем посмотреть:
Туристический слет в начальной школе
Сценарий игровой музыкальной программы для младших школьников
Интеллектуальная игра по произведениям устного народного творчества, 2-3 класс
Классный час на тему: Я талантлив для 1-4 класса
Похожие статьи:
Сценарий внеклассного мероприятия 1, 2, 3, 4 класс. День рыбака
Сценарий игрового праздника с родителями в начальной школе
Игра - путешествие для младших школьников «Приключения в Тридевятом царстве»
Игра путешествие в 1 классе
Конспект игры о народной мудрости для учащихся 1-2 класса