Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Интеллектуальная игра по произведениям устного народного творчества, 2-3 класс

Интеллектуально-развивающая игра "Живая старина" по произведениям устного народного творчества
Автор: Фролова Ольга Игоревна, педагог-организатор МКОУ ДОД Аннинского ДДТ.
Игровое занятие для обучающихся 2-3 классов, посвящённое устному народному творчеству. Это мероприятие может служить итоговым для закрепления полученных знаний в ходе изучения УНТ. В подготовке принимают участие сами обучающиеся. На роли ведущих можно привлечь учеников старших классов.
Для мероприятия организована выставка детского рисунка «Страна Фольклория».

Цель: закрепление понятий «устное народное творчество», жанров УНТ и их особенностей.
Задачи: - уточнить знания учащихся о жанрах устного народного творчества;
- способствовать проявлению творческих способностей учащихся;
- развивать речь, мышление, память, воспитывать интерес к фольклорному наследию нашей Родины.
Оформление, оборудование: диски с русскими народными песнями; магнитофон; ватманы с пословицами; маркеры; музыкальные инструменты; информационные карточки с частушками, скороговорками, небылицами; призы для конкурсов.
Ход мероприятия
Педагог:
Добрый день, дорогие друзья! Наша сегодняшняя игра посвящается интереснейшей теме – устному народному творчеству.
Русская культура богата своими традициями, обычаями и обрядами, связанными с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов. Жизнь русского народа отразилась в его творчестве, с которым мы встречаемся с раннего детства. Это и хитрые загадки, волшебные колыбельные песни, забавные потешки и прибаутки, мудрые пословицы, торжественные былины о славных подвигах богатырей, защитников земли русской и, конечно же, сказки – героические, волшебные, бытовые. И сегодня мы собрались, чтобы ещё раз прикоснуться к чуду народного творчества.

Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Хоть и более привычны нам полёты на Луну,
Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину.
1 ведущий. Вместо слов «устное народное творчество» иногда говорят «фольклор», что в переводе с английского языка означает «народная мудрость, народное знание». Российские учёные традиционно называют фольклором только словесное творчество. О нём ещё говорят «живая старина», «народная поэзия».
2 ведущий. Фольклор сопровождает человека на протяжении всей жизни. Знакомство с ним начинается с самых первых дней существования человека на Земле.
А бабай, бабай, бабай,
Ты, собаченька, не лай,
И, гудочек, не гуди,
Нашего Ваню не буди.
1 ведущий. А качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Они сели на ворота,
А ворота: скрип, скрип!
Не буди те у нас Ваню,
У нас Ваня спит, спит.

2 ведущий. – Как называются такие песни? (Колыбельные)
1 ведущий. – Кто из вас может исполнить колыбельную песню?
(Дети готовились к этой игре, поэтому несколько человек исполнят колыбельные).
2 ведущий. Вырастает ребёнок, а его уже ждут новые песенки и приговорки. Становится на ножки, его поддерживают и приговаривают:
Дыбок, дыбок,
Скоро Ванюшке годок!
Искупают Ваню в деревянном корыте и, когда станут окачивать в последний раз, проведут рукой по телу и обязательно скажут:
С гуся вода,
С Ванюшки вся худоба и дурна!
1 ведущий. Потом начинаются самые первые игры, потешки: «Идёт коза рогатая...», «Ладушки». Посадит отец Ваню на ногу и качает:
Ехали по кочкам, по кочкам, кочкам.
По маленьким цветочкам, цветочкам, цветочкам.
В ямку бух!
2 ведущий. Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или чистоговорки.
1 ведущий. Сегодня мы предлагаем вам произнести некоторые из них. (Приглашаются 6 человек). Итак, объявляем [b]«Бой скороговорок». [/b]Приглашаем 6 человек посоревноваться в произнесении скороговорок.
Скороговорки:
Все бобры для своих бобрят добры.
Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
Верзила Вавила весело ворочал вилами.
Наша река широка, как Ока. Как Ока, широка наша река.
Коси, коса, пока роса. Роса долой – и нам домой.
Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

2 ведущий. Ум, знания, сообразительность подрастающий ребёнок должен был проявить в отгадывании загадок. Мы предлагаем вам попробовать себя в
конкурсе «Загадочная загадка»
1 ведущий. Начинаем с загадок о человеке:
• Их не сеют, не сажают –
Они сами вырастают. (Волосы)
• Тридцать молотят –
Один поворачивает. (Зубы и язык)
• Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши)
2 ведущий. Затем загадывали о том, что ближе всего к человеку – об одежде, доме:
• Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)
• Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
• Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)
1 ведущий. Потом круг расширяется: загадывали про огород, сад, поле, пасеку, животных:
• Не огонь, а жжётся. (Крапива)
• Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,
Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)
• Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла (Картофель)
2 ведущий. А последними шли загадки о снеге, молнии, громе, о звёздах и месяце – обо всём, что казалось в древности самым непонятным и загадочным.
• Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит. (Солнце)
• Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)
• Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно всё сошло. (Снег)
1 ведущий: Следующий вид УНТ –это нелепицы, нескладухи, небывальщины – в них всё нарочно перепутано, перемешано, соединено то, что соединиться никак не может. Мы предлагаем вам инсценировать небылицы в нашем конкурсе «Небылицы в лицах». Приглашаем 4 группы по 2 человека. Вы должны полученные небылицы инсценировать.
2 ведущий.
Небывальщины-небылицы,
Лежат в бабушкиной светлице,
Завёрнуты в тряпицы,
В медном ларце,
На дубовом поставце,
Кого хочешь – позабавь,
А ларец обратно на место поставь.

Небылицы.1.
А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

2.На заборе сидит утка,
Песню звонкую поёт,
А Егорова старуха
Сено свежее жуёт...

3.Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашёл,
Сам заплакал и пошёл...

4. – Здорово, кума!
– На рынке была.
– Ты что, кума, глуха?
– Купила курицу и петуха.
– Прощай, кума!
– Пять алтын дала.
5.- Федул, чего губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Зашить можно?
- Да иглы нет!
- А велика дыра?
- Один ворот остался.
6. - Сынок, сходи на речку за водицей.
- Брюхо болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Ну, раз мать велит, надо идти.
1 ведущий. ( Пока идёт подготовка в группах проводится игра с залом «В нашем оркестре всего понемножку»).
У меня в руках русские народные музыкальные инструменты. Это -…..(показ приёма игры) треугольник, трещотка, бубен, ложки…..ладошки! А сейчас я порошу вас под музыку проиллюстрировать моё стихотворение вашей игрой на инструментах. Будьте внимательны!
В нашем оркестре всего понемножку:
Звенит треугольник!
Запели трещотки!
- В нашем оркестре всего понемножку!
И даже играют бубны!
И ложки!
- В нашем оркестре всего понемножку!
Помогут оркестру и наши ладошки!
А сейчас все инструменты объединяются в оркестр! Готовы? Музыка! (играют)
Спасибо! У нас получился дружный оркестр народных инструментов! Положите инструменты в корзину.
Наши конкурсанты готовы, просим вас на сцену (инсценирование и награждение).
2 ведущий. «Без пословицы не проживёшь», – говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться.
Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Опыт общения, поведения, культуры, мудрости старались передать новым поколениям наши предки. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее.
1 ведущий. Предлагаем вашему вниманию конкурс «Паутина пословиц». Приглашаются 2 человека – знатока пословиц.
2 ведущий. Нужно соединить начало и конец пословиц. У кого быстрее это получится, тот и станет победителем.
1 группа пословиц
Всякая птица тот чаще и битым бывает.
На родной сторонке войне не бывать.
Кто драку затевают, и камешек знаком.
Дружно за мир стоять – своё гнездо любит.
2 группа пословиц
Вам смех, на своём корню растёт.
И полынь надобно иметь ответы.
Не замесишь густо, а у нас и в лаптях снег.
На всякие приветы коль в амбаре пусто.
Правильный ответ.
1 группа пословиц
Всякая птица своё гнездо любит.
На родной сторонке и камешек знаком.
Кто драку затевают, тот чаще и битым бывает.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
2 группа пословиц
Вам смех, а у нас и в лаптях снег.
И полынь на своём корню растёт.
Не замесишь густо, коль в амбаре пусто.
На всякие приветы надобно иметь ответы.

1 ведущий. Частушка — ещё один интереснейший фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишием), юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Язык частушек по краткости, ясности близок к языку пословиц, а по своей эмоциональной окраске и выразительности, пожалуй, значительно выше.
2 ведущий.Частушки таят в себе неисчерпаемый источник поэзии, чистой, искренней, глубокой. И сейчас мы приглашаем вас на «Частушечный переполох».
Частушки.
1.Сколько раз я зарекалась
Под гармошку песни петь.
Как гармошка заиграет,
Не могу я усидеть.
2.Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
3. Эх, топни, нога,
Топни правенькая.
Я пойду плясать,
Хоть и маленькая.
4. Пропоём мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики.
5. Вы послушайте, девчата,
Нескладушки будем петь.
На дубу свинья пасётся,
В бане парится медведь.
6. Ты куда, Ванюша, едешь,
Ведь телега без колёс?
А Ванюша отвечает:
"Заготавливать овёс".
7. Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Ванюша,
Попляши-ка ты со мной!
8. Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану русскую плясать,
А потом вприсядку.
9. Я работаю, работаю,
Работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь!
10. Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
1 ведущий. Скажите, пожалуйста, ребята, какой жанр УНТ имеет другое название «старинка»? (ответы детей) Конечно же это русские народные былины!
2 ведущий. Вашему вниманию предлагается блиц-опрос [b]«По страницам русских былин»[/b]. Итак, приготовьтесь ответить на вопросы.
Вопросы.
Назовите самых известных русских богатырей.
С кем сражался Алёша Попович? (Тугарин Змей)
Какой великий русский художник написал картину «Богатыри»? (Виктор Васнецов)
Назовите озеро, в котором Садко поймал рыбу Золотое перо (Ильмень).
Кто из русских богатырей победил Соловья Разбойника? (Илья Муромец)
Назовите двух богатырей, соперником которых был Змей Горыныч. (Добрыня Никитич, Никита Кожемяка)
Назовите родной город Садко (Новгород)
Отчего, согласно легенде, умер Вещий Олег? (от укуса змеи)
На каком музыкальном инструменте исполнялись былины? (гусли)

1 ведущий. Пестушка (от слова «пестовать», то есть «нянчить, холить») — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
2 ведущий. Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.
1 ведущий. Похожей на потешку является и прибаутка – стихотворная, короткая, весёлая история, которая рассказывала мама своему ребёнку. И сейчас мы объявляем «Потешно-прибауточный марафон». Приглашаем для участия 2 группы по 3 человека. Ваша задача называть по очереди потешку или прибаутку. Чья группа больше назовёт, та и станет победителем марафона.
Звучит музыкальная композиция «Утушка луговая»
Педагог. Вот и закончилось наша игра, но не закончилось наше путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. В следующий раз мы поговорим о сказках. А чтобы наша встреча прошла увлекательно и интересно, надо прочитать как можно больше русских народных сказок. Большое спасибо всем участникам!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой музыкальной программы для младших школьников Игра - практикум по ЗОЖ для младших школьников Классный час на тему: Я талантлив для 1-4 класса Консультация для родителей детей 2-3 лет. Потешки

Похожие статьи:

Сценарий внеклассного мероприятия 1, 2, 3, 4 класс. День рыбака

Сценарий игрового праздника с родителями в начальной школе

Игра - путешествие для младших школьников «Приключения в Тридевятом царстве»

Игра путешествие в 1 классе

Конспект игры о народной мудрости для учащихся 1-2 класса

Участник №25 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей». Апрель-май 2014 года
Кукла Пасхальная голубка своими руками | Пасхальная кукла Радость своими руками
Опубликовано: 3663 дня назад (14 апреля 2014)
Просмотров: 20243
+1
Голосов: 1
Комментарии (3)
Ольга Ивановна Марченко # 17 апреля 2014 в 06:35 0
Большое спасибо, Ольга Игоревна за интересное занятие. Фольклор играет важную роль в воспитательном процессе ребенка и оказывают благотворное влияние на общение с ним, помогает познать богатства родного языка, знакомит с окружающей действительностью. В своем занятии Вы, отразили многие формы фольклора и потешки, загадки по былинам, частушки. Мой голос за прекрасное мероприятие с детьми школьного возраста!
Ольга Игоревна Фролова # 18 апреля 2014 в 11:06 0
Спасибо, Ольга Ивановна, за комментарий!
Татьяна # 24 февраля 2015 в 23:16 0
Спасибо вам, все здорово и интересно!