Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников

Статья для родителей детского сада "Роль сказки в экологическом образовании детей дошкольного возраста"
Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данная статья будет полезна родителям детей дошкольного возраста.
Цель:
- развитие личности дошкольника в процессе экологического воспитания через актуализацию имеющегося у детей непосредственного эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения.
Задачи:
- формирование экологической культуры детей.
Пояснительная записка:
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный, - экологические сказки.
Добрый волшебник Урала
Павел Петрович Бажов,
Чтобы нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов:
Только засов отворился,
В сказку открылась дверь.
Запах лесов заструился –
Ты в мир волшебный поверь.
И. Иванов.


В настоящее время стала актуальной проблема экологического воспитания дошкольников.
Наш век скоростей и технологий катастрофически не хватает времени остановиться, времени оглянуться вокруг, времени понаблюдать за родной природой.
Детская черствость, безнравственность и неуважительное отношение ко всему живому - вот результат нехватки общения детей с природой, вот чем это оборачивается впоследствии.
А экологическая сказка даёт возможность детям, благодаря хорошо развитому у них воображению, понаблюдать с детьми за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, сказочное путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

С помощью сказки ребенок познает окружающий мир не только умом , но и сердцем, он не только познает , но и выражает свои мысли по отношению к добру или злу, откликается на явления, события , которые происходят при нем. Знакомство с необыкновенными героями помогают детям погрузится в смысловую суть сказки. Этими волшебными героями являются Капелька, Колобок, Еловое семечко, Родничок, кузнечик, улитка, дорога, поросенок, эти герои открывают для ребенка таинственный мир, который полон неожиданностей, тайн, чудес.
Ребенок, попадая в этот таинственный мир, узнает тайны, чудеса, таинственные превращения, познает все тайны растительного мира, животного мира, знакомится с сезонными изменениями в природе, узнает о временах года,
Детская сказка о Колобке, или курочке Рябе, или о Репке превращается в целый спектакль, где один актер разными голосами может изобразить не только волка, медведя, зайца или лису, но и попытается изобразить хитрость, коварство, обман или наоборот дружелюбие, доброту, ласку.
У детей нет такой возможности наблюдать за тем, как животные готовятся к зиме. Далеко не все моменты их жизни можно увидеть в природе. Известно, что птицы совершают перелеты в теплые края в основном по ночам. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.
Дети, живущие в городе наблюдают за поведением и повадками белок, уток в парках и скверах, за поведением и повадками животных в зоопарках, зоосадах, и это хорошо, если они там есть. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое.

Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.
Читая ребенку сказку, вы формируете у ребенка после прослушивания сказки желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии, перенести свои впечатления на бумагу, и сделать что- то самим, чтобы помочь природе.
После прослушивания сказок, дети с большим интересом наблюдали за листопадом, искали под опавшими листьями листовичков, копались в песке, ища дождевых червей, которые помогают листовичкам спрятаться на зиму.
В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания.
Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок.

Чему же учат экологические сказки?
- познавать окружающий мир;
- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте.
В сказках, точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные культурные традиции.
С помощью сказки дети хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. Очень часто такое представление остается на всю жизнь.
В сказке растения, животные могут разговаривать, играть, веселится, грустить, совершать различные поступки – хорошие и не очень, и этими поступками они вызывают у детей сопереживания, сочувствие, чувства гнева, ласки, нежности.
Меняется отношение ребенка к реальным явлениям и событиям в природе, вначале ребенок становится внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по экологии в старшей группе Экологическое воспитание детей в детском саду Аналитическая справка ДОУ по организации работы. Раздел "Экологическое воспитание" Экологический утренник в детском саду. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий экологического мероприятия в детском саду

Конспект НОД по развитию экологических представлений у детей старшей группы

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе

Экология в музыке

Конспект занятия на тему «Красная книга» в подготовительной группе

Участник №21 творческого конкурса «По сказочным дорожкам» с 15 марта по 15 июля 2017 года
Сказкотерапия для дошкольников | Беседа с детьми средней группы на весеннюю тематику
Опубликовано: 2793 дня назад (1 мая 2017)
Просмотров: 10347
Рубрика: Без рубрики
+21
Голосов: 21
Комментарии (16)
Елена Викторовна Вишнякова # 1 мая 2017 в 14:22 +4
Замечательный материал!Голосую с удовольствием! Приглашаю Вас на анимационную детскую работу" Сказка о путешествие АТОменка".
Виктория Олеговна Ляпина # 1 мая 2017 в 16:57 +4
Отличная разработка у вас получилась.Прекрасный материал вами собран , который можно использовать на родительском собрании. Спасибо за работу!
Вера Александровна Павлухина # 1 мая 2017 в 17:45 +4
Добрый вечер, Валентина Михайловна! Спасибо за интересный материал. Могу смело заявить, как мама маленькой доченьки, данная разработка полезна и актуальна. Примите голос.
Екатерина Владимировна Старкова # 14 мая 2017 в 15:07 +1
ГОЛОС
Тамара Владимировна Ткаченко # 17 мая 2017 в 18:25 +2
Статья интересная, глубоко анализирующая влияние экологической сказки на формирующееся мировоззрение ребёнка, показывающая актуальность такой работы с малышами. Голос.
Светлана Владимировна Силантьева # 26 мая 2017 в 19:58 +2
Здравствуйте, Валентина Михайловна!Интересная и содержательная статья.Данная разработка полезная и актуальная, особенно в год экологии. Голосую!
Алёна Владимировна Кузьминых # 3 июня 2017 в 17:22 +4
Добрый вечер, Валентина Михайловна! Спасибо за интересный материал.
Экологическая сказка даёт возможность детям, благодаря хорошо развитому у них воображению, понаблюдать с детьми за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, сказочное путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.Данная разработка полезна и актуальна. Примите голос.
Ирина Борисовна Порхачева # 4 июня 2017 в 19:11 +1
Валентина Михайловна, добрый вечер! У Вас очень хорошая подборка консультаций для родителей! Прекрасные фотографии и иллюстрации. Успехов! Голос!
Наталья Владимировна Солунина # 5 июня 2017 в 13:50 +1
Голосую за актуальный и полезный материал!
Наталья Васильевна Дегтярцева # 9 июня 2017 в 06:02 +2
Интересный материал, работа хорошо проиллюстрирована.
Наталия Владимировна Пуханова # 10 июня 2017 в 20:02 +1
Добрый вечер, Валентина Михайловна! Спасибо за интересный и полезный материал. Статья грамотно оформлена и проиллюстрирована яркими фотоматериалами. Примите голос.
Елена Николаевна Салихова # 15 июня 2017 в 16:18 +1
Вы, Валентина Михайловна, написали замечательную статью о роли сказки в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Прекрасный пример, упомянутый Вами, это экологические сказки "доброго волшебника Урала" Бажова. Принимайте мой голос в свою копилку!
Наталья Александровна Цуцерова # 17 июня 2017 в 20:27 +2
Добрый вечер! Спасибо за приглашение. С удовольствием познакомилась с предложенным материалом. Все интересно и познавательно. Обязательно возьму в закладки. Замечательные иллюстрации подобрали, все по теме. Удачи и творческих успехов.
Наталья Анатольевна Елизова # 19 июня 2017 в 16:06 +1
Материал полезный. Подобраны иллюстрации. Удачи!
Альбина Анатольевна Печникова # 28 июня 2017 в 13:01 +1
Добрый день, Валентина Михайловна! v Спасибо за приглашение!У вас получился отличный материал!
Большое внимание в работе вы уделяете развитию личности дошкольника в процессе экологического воспитания через актуализацию имеющегося у детей непосредственного эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения. Это очень важно и полезно для маленьких детей.Голосую с большой радостью!
Ольга Алексеевна Сысуева # 8 октября 2017 в 21:36 0
Здравствуйте, Валентина Михайловна! Спасибо за приглашение. Согласна полностью с Вами, что тема актуальна. Примите голос!