Конспект НОД в старшей группе по экологии
Автор: Трояк Наталья Георгиевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №103 комбинированного вида Калининского района, г. Санкт-Петербург.
Описание работы: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по развитию экологических представлений. Это конспект познавательного занятия, способствующего повышению социальной и познавательной активности. Адресовано воспитателям старшей группы дошкольных учреждений.
Тема: «Такие разные растения».
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».
Задачи:
1. «Социализация»:
- вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.
2. «Познание»:
- освоение действия построения моделей отображающих взаимосвязь растения и условий жизни (на примере зависимости строения листа от количества тепла и влаги);
- ознакомление с функциями и видоизменениями листа;
- развитие экологических представлений.
3. «Коммуникация»:
- формировать умение рассказывать о содержании сюжетных картин;
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- обогащать словарный запас;
4. «Физическая культура»
- физминутка.
Материал.
Демонстрационный. Природный материал, гербарий или картинки с изображением различных видов листьев (листья бальзамина, бегонии, липы, пальмы, кувшинки, иголки кактуса, верблюжьей колючки и др.). Картинки с изображением этих растений в реальных условиях (в пруду, в саванне, в прерии, в лесу). Растение с окрашенными стеблем, листьями. Карточки с условными обозначениями видоизменений листа, карточки с условными обозначениями условий жизни (тепла, воды), односторонние стрелки.
Раздаточный. Тетради, карандаши.
Методические приемы: наблюдение, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, проблемная ситуация, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, игровая ситуация, анализ, подведение итогов.
Ход НОД
Бабушка-Загадушка загадывает загадку:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответы детей (Комнатные растения)
Дети вместе с Бабушкой-Загадушкой рассматривают листья комнатных растений, гербарии, картинки, отмечая, что все листья разные.
Бабушка-Загадушка предлагает разделить их на две группы:
с крупными листьями и с колючками.
Бабушка-Загадушка спрашивает, куда дети отнесут эти растения:
1. У меня растёт лиана
В кадке около дивана.
Листья у неё резные –
В них окошечки сквозные. (Монстера)
2. Всю зиму и все лето
В красное платье одета. (Бегония)
Ответы детей. (К группе растений с крупными листьями)
3. Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ)
4.На моем окошке поселился ежик.
Все глядит в окошко, а ходить не может.
Где же его лапки? Где у него рожица?
Может он без шапки от мороза ежится? (Кактус)
Ответы детей. (К группе растений с колючками)
Бабушка-Загадушка предлагает подумать, какую работу выполняют листья. Внимание детей обращается на растение с окрашенными листьями (вода поднялась в листья, что с ней происходит дальше?). После всех возможных вариантов, высказанных детьми, Бабушка-Загадушка предлагает детям следующий опыт: она смачивает тыльную сторону руки детей водой и спрашивает, что они чувствуют.
Ответы детей (мокро, холодно).
После высыхания воды Бабушка-Загадушка и дети делают следующий вывод: когда вода испаряется, она охлаждает руку. Бабушка-Загадушка или дети отмечают, что вода также испаряется с листьев, охлаждая растение.
Далее дети ставятся в проблемную ситуацию: чего нам хочется, когда жарко (воды). Проводится аналогия с растением — когда жарко — растение много пьёт.
Когда вокруг много воды (жаркий, влажный климат) — лист крупный, с него испаряется много воды (показывается карточка с условным обозначением крупного листа).
Когда вокруг мало воды и жарко (жаркий, сухой климат) — лист мелкий — колючка, так как растению нечего пить, оно бережёт воду, почти не испаряет её (показывается карточка с условным обозначением листа — колючки). Бабушка-Загадушка просит детей подумать:
- «Много ли воды у нас, в нашем климате?»
Ответы детей (много).
- «Жарко ли у нас?»
Ответы детей (нет).
- «Какой же лист будет у растений средней полосы?»
Ответы детей (обычный).
- «Почему?»
Ответы детей (не жарко и воды достаточно много, её не нужно беречь и не надо много пить).
Бабушка-Загадушка обращает внимание детей на то, как они разделили растения на группы на предыдущем занятии. На одной стороне — те из них, которые много пьют, и их надо часто поливать, на другой — те, которые мало пьют, их поливают редко. Дети называют, какие у них листья (на одной стороне — мясистые, большие, на другой – маленькие, как колючки). Дети обосновывают свои предположения, а затем проверяют их.
Физкультминутка «Цветы».
Далее детям предлагается зарисовать в тетрадях «картинки», которые рассказывают, как влияют условия жизни на строение листа растений, используя условные изображения.
Один из детей выкладывает модель на фланелеграфе, используя карточки с условными обозначениями видоизменений листа (крупный, обычный, колючка), условий жизни (высокая температура, низкая температура, много воды, мало воды).
Много воды, высокая температура – крупный лист.
Мало воды, высокая температура – лист – колючка.
Много воды, температура низкая – лист обычный.
Итог занятия.
Бабушка-Загадушка играет с детьми в игру «Что перепутал художник?».
- Анализ ситуации изображенной на рисунке.
- Объяснить её нелепость.
- Придумать по картинке веселый рассказ.
Цель игры: оценить образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами природы. Развивать у детей умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
- «Мне кажется, что художник, что то перепутал, помогите мне разобраться, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. А как на самом деле должно быть?».
Похожие статьи:
Конспект занятия на тему «Красная книга» в подготовительной группе
Сценарий экологического мероприятия в детском саду
Экология в музыке
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе
Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников