Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников

Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка

Ребенок любит природу и интересуется ею. Картины восхода, заката, снегопада, бурь и наводнений чаруют его и заставляют задуматься, задать взрослым тысячу вопросов, начинающихся со слова «Почему...». Почему солнце круглое, а луна и круглая, и узким серпом? Почему дождь идет с неба, а из чего льется вода — не видно? Почему ночь темная?

Пока ребенок мал, пока он не осознает, что успело сделать человечество с природой, ему кажется, что эта красота будет на Земле вечно. Самое время формировать у него экологическое сознание, понимание недолговечности и истощаемости природы. Конечно, всем понятно, что отношение ребенка к живой и неживой природе полностью сформировано в семье. Именно в семье приходит к ребенку осознание величия природы и ее беззащитности перед варварством человеческого рода. Именно от семьи зависит — станет ребенок ее защитником или уничтожителем. Природа — один из мощных воспитателей. Она обладает уникальными по своему воздействию возможностями. Ее краски, звуки, состояния гораздо больше, чем слова, действуют на ребенка. На протяжении веков человек задумывался о своем месте в природе. Есть люди, которые почитают природу как храм, преклоняются перед ее явлениями, обожествляют. Нас же волнует другой аспект взаимосвязи — это место человека в природе, его ответственность за нее. Природа обладает глубоким и всеобъемлющим воздействием на эмоциональную сферу человека. Достаточно представить изумительные закаты или рассветы. Или перекаты шумливых речек. Как любят люди смотреть на воду, как будоражат душу огромные морские или океанские валы. А дождь, а лес в разную пору... Серебряные листочки, дрожащие на ветру, или гибкость веток под грузом спелых плодов. Картины можно рисовать до бесконечности. Но современное взаимодействие человека и природы, к сожалению, часто нарушает эту идиллию. Отсюда и разрушающие торнадо, сносящие все на своем пути, и цунами, уносящие сотни и тысячи жизней, и пожары, уничтожающие все живое на сотни километров вокруг. Природа мстит человеку за пренебрежительное или потребительское отношение к ней. И, конечно, именно от нас зависит при какой природе жить нашим детям.

Автор книги «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Есть такое твердое правило... Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

Что же нужно сделать, чтобы эти слова стали девизом каждого человека на Земле? Конечно, формировать в наших детях особое отношение к природе.

Это ставит перед современным обществом ответственную задачу — воспитать в детях уважение к природе. Дать им необходимые знания и умения взаимодействия с ней. Показать каждому ребенку его место созидателя в природной нише. Для этого, безусловно, надо знать законы природы, надо чувственно относиться к ней, а главное, надо научиться действовать не во вред, а на благо сохранения этого прекрасного дара человечеству.

Актуальнейшей задачей адаптации ребенка в природной среде является, прежде всего, формирование у него ответственного отношения к природе. Это возможно, если рассматривать взаимосвязь ребенка и природы в нравственном аспекте. Самое главное заключается в том, что у ребенка необходимо формировать нравственную позицию. Человек нравственный и к природе будет относиться нравственно. Такой ребенок не обидит собаку, кошку, хомячка. Он не раздавит жука в лесу, просто так, для удовольствия. Он не сорвет ветку с дерева, потому что будет уверен, что дереву больно. Дошкольный и школьный возраст — самый благоприятный для развития нравственного, эмоционального отношения к природе.

Обозначим показатели сформированности нравственно-экологической позиции ребенка:

♦ У ребенка должны быть сформированы ценностные установки на усвоение экологических знаний.

♦ Очень важно правильно обосновать экологическое взаимодействие ребенка с окружающей природой (определить его место в ней).

♦ Постоянно развивать потребность в общении с представителями живой природы.

♦ Проявлять чуткость, доброту, милосердие во взаимоотношениях с «братьями меньшими», развивать экологические чувства.

♦ Быть готовым принимать участие во всех экологических мероприятиях своей семьи, садика, школы.

♦ Быть способным к поиску действенных путей в преодолении затруднений, возникающих в решении экологических проблем.

Если мы сформируем у ребенка «движение непосредственного чувства, влечение к добру и отвращение к злу» (Л.Н. Толстой), то мы определим и место ребенка в природе. Человек, обладающий чувством достоинства, никогда не возвысится над храмом природы, понимая, что она (природа) — его колыбель. Именно позиция достоинства поможет ему в овладении необходимыми знаниями о природных явлениях, в поиске правильных и разумных путей взаимодействия с природой.

«Есть такая тонкая и нежная, сильная и мужественная, неприкасаемая и несгибаемая вещь — достоинство человеческой личности. В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, радостью и горем; в его духовной жизни бывают часы торжества и часы страдания; душу его потрясает всеполагающая любовь и чувствование мерзости, бывают такие повороты и стечения обстоятельств, когда необходимо отказаться от удовольствия и пойти на жертву... возвыситься силой своих мыслей, убеждений над чувствами и эмоциональными порывами. Все это требует достоинства», — писал В.А. Сухомлинский.

Задача нравственного воспитания ребенка заключается в том, что его надо воспитать так, чтобы он не совершал дурных поступков. Возможно ли это? Ведь помимо организованного педагогами воздействия на ребенка действуют и стихийные силы в виде воздействия общества. Семья может быть нравственной и своим бытом и действиями воспитывать в ребенке стремление к нравственности, развивая у него нравственные чувства, в том числе и к природе, но за ее стенами ребенок будет активно впитывать негативное влияние среды. У ребенка есть глаза, чтобы видеть, как отдельные взрослые, да и государство в целом, варварски и потребительски относятся к природе. У него есть уши, чтобы слышать высказывания апологетов, так сказать, потребительского отношения к природе. Что же делать? Известный психолог Л.И. Божович предлагает ставить ребенка в ситуации практического совершения реальных нравственных поступков. И эти ситуации должны быть значимы для ребенка, производить на него должное воздействие.

Если мы сформируем у ребенка нравственную позицию как интегральное качество его личности, то его поступки будут нравственными и в экологической среде. Таким образом, мы вырастим ребенка, понимающего великое назначение природы и способствующего ее процветанию. При этом взрослым нужно понимать, что маленький ребенок не будет иметь элементарных знаний о природе, если взрослые не станут работать с ним в этом направлении. Этому способствуют чтение книг о природе, обсуждение понравившихся моментов, рисование картинок, просмотр фильмов и передач экологического содержания. Основной смысл такой работы — не просто постижение знаний о природе, а формирование экологических знаний.

Как они формируются? Прежде всего, путем ознакомления ребенка с экологической тематикой. Это и чтение книг о природе, просмотр вместе с ребенком кинофильмов, благо сейчас нет недостатка в качественных фильмах природоведческого содержания. Это обязательное объяснение ребенку свойств предметов живой и неживой природы. Не надо дожидаться того времени, когда ребенок пойдет в школу. Приобщение ребенка к экологическим знаниям надо начинать в раннем детстве. Именно тогда, когда у него появляется интерес к ознакомлению с окружающими предметами. Мало сказать ребенку, что не надо рвать красивые весенние цветы, — первоцветы или подснежники. Необходимо объяснить, почему этого делать нельзя, с чем связан подобный запрет. Очень полезно знакомить ребенка с загадками о природе и находить вместе с ним отгадки. Приведем в качестве возможного примера работу над текстами природоведческого содержания.

1. К. Паустовский. Барсучий нос

...Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал: барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос...

Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение: без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожжённый нос. Я не поверил. Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах — мшарах, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.

...Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук. Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожжённый нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

С тех пор я его больше не видел.

Вопросы:

* Про кого этот рассказ?

* Что ты знаешь о барсуках?

* Узнал ли ты что-то новое об этих зверьках?

* Какое чувство у тебя вызывает барсук?

* Почему автор и мальчик ничем не могли помочь барсуку?

2. Л. Толстой. Орел

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.

Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли головы и стали пищать: они просили корма.

Орёл устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева.

Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.

Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землёю, в когтях у него опять была большая рыба.

Когда он подлетал к дереву, он оглянулся, — нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.

Вопросы:

* Почему маленькие орлята остались голодными?

* Почему орлята не искали себе корм?

* Что можно сказать о людях, отобравших рыбу у орла?

* Почему орел осторожно подлетал второй раз к гнезду?

Можно взять любые рассказы, в которых отражена информация о природе, о животных, их повадках, жизни растений, природных явлениях. Главное, чтобы вопросы после прочтения были направлены на получение ребенком новых знаний о природных явлениях, жизни растений и животном мире. Хорошо бы, чтобы он высказал свое мнение о прочитанном или прослушанном материале.

Очень полезно для пополнения знаний о природе использовать загадки, пословицы и поговорки. После того как ребенок загадку отгадает, целесообразно провести беседу, расширяющую его познания об объекте. К примеру, загадка про индюка может быть расширена рассказом о том, почему его считают птицей, хотя индюк не летает, какого цвета у него оперенье, что является особой отметиной индюка.

И петь не поет,

И летать не летает.

За что же тогда

Его птицей считают?                  (Индюк)

 

Крыластый, горластый —

Красные ласты.                 (Гусь)

 

Отгадайте, это кто

Ходит в костяном пальто?     (Черепаха)

 

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.                 (Бабочка)

 

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом.      (Белочка)

 

Хвост крючком, нос пятачком.    (Свинья)

 

Мне зеленый кипяток

Ноги голые обжег,

У заборов он бывает,

Никогда не остывает.        (Крапива)

 

Над нашей избушкой

Висит хлеба краюшка,

Собаки лают,

А укусить не могут.      (Месяц)

 

Красное коромысло

Над рекой повисло.     (Радуга)

 

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.    (Туча)

 

Шел, шел долговяз.

В сырую землю увяз.    (Дождь)

Кроме знаний, нужно опираться и на чувственность ребенка, формировать у него эмоциональное отношение к природе. Экологические чувства входят в состав нравственных чувств. К ним можно отнести чувства человека, которые определяют его отношение к природе, к своему месту в ней, к миру в целом. Это — любовь, доброта, сострадание, доброжелательность и т. д. Нет смысла перечислять — их огромное количество. Именно в них отражается отношение ребенка к моральным требованиям общества. Они связаны с ценностными ориентациями ребенка, с приобретенным опытом в отношении моральных поступков, традициями семейного воспитания и с мировоззрением, уже вполне сформировавшимся в соответствии с возрастом. Вначале экологические чувства малоосознанные. К примеру, ребенок может сломать ветку, сорвать подснежник, обидеть насекомое или мелкого зверька. Но, подрастая, он учится ориентироваться в нравственно-экологических ценностях. И, несмотря, на общность социального влияния, именно эта ориентация индивидуальна. Постепенно появляется осознанность нравственно-экологических чувств. Ребенок начинает понимать красоту природы, ее ранимость и сознавать свою ответственность перед ней. Пусть эти чувства еще слабы, еще на уровне сопереживания. Но это единственно реальный путь формирования нравственного человека. Ребенок остро нуждается в поддержке взрослого, который покажет, поможет, поймет. А главное, сам станет примером экологического поведения. Подумайте об этом, прежде чем бездумно крушить природу. Ваши дети прежде всего смотрят на вас, и никакие ваши слова не перевесят отклика на ваши поступки в их сердцах. Взрослый призван вызывать у детей переживания на основе образов представления и воображения: «А если бы с тобой так поступили?», «Представьте себя на месте этого котенка, сурка, хомячка...», «Подумай, как больно дереву, кустику, когда ты отдираешь от него какую-то часть». Нельзя пропустить мимо ни одного неблаговидного поступка самого ребенка или его друзей, одноклассников, сверстников. Полезно для формирования оценочного отношения к поступкам читать рассказы или моделировать нравственно-экологические ситуации и разбирать их. Основная цель подобной деятельности в том, чтобы ребенок прочувствовал правоту или неправоту героя и выразил свое отношение, свою оценку поступку, который обсуждается.

Показательным для такого рода разборов является рассказ Н.И. Сладкова «Жалейкин и лягушонок». После прочтения рассказа проводится беседа, целью которой является выработать у ребенка оценочное отношение к поступку Жалейкина. Основной упор делается на последний вопрос разбора: «А как бы ты поступил на месте Жалейкина?» После того как ребенок выскажет свое мнение, полезно его закрепить, переведя беседу на какой-либо аналогичный поступок, совершенный самим ребенком или его друзьями.

Н.И. Сладкое. Жалейкин и лягушонок

Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка.

— Бедный, несчастный малыш!— воскликнул Жалейкин. — Как же плохо тебе, бедняжке, в этом грязном болоте! Темно, сыро и холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно! Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.

— Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то что в своем грязном болоте!

Вопросы:

* Понравился ли тебе рассказ? Почему?

* Понравился ли тебе главный герой?

* Добро или зло он сделал для лягушонка? Почему ты так думаешь?

* Что нужно было знать, прежде чем помогать лягушонку?

* А как бы ты поступил на месте Жалейкина?

Кроме чтения рассказов и обсуждения поведения героев полезно рассуждать с ребенком о ситуациях, в которых он сам может выбрать свой стиль поведения.

Получения экологических знаний и формирование ценностного отношения к поступкам еще недостаточно для формирования устойчивого типа поведения. Завершает портрет экологически-нравственного человека позитивная, чувственно окрашенная экологическая деятельность. Именно в экологической деятельности у ребенка появляется способность к охране природы.

Важно, чтобы у каждого ребенка дома или в детском саду были свои экологические поручения. Поручение должно быть доступным и интересным для ребенка. К примеру, если есть дача или садовый участок, полезно, чтобы у ребенка была своя грядочка или клумбочка. В воспитании волевых усилий самое главное — системность. Необходимо следить, чтобы ребенок не бросил надоевшую ему забаву. Для этого надо постоянно поддерживать интерес к его деятельности. Можно задавать вопросы о том, как растут посаженные ребенком растения, можно почитать книжку о птицах и поговорить, чем они полезны или вредны для сада и огорода.

Необходимо сделать ребенка субъектом экологической деятельности. Дома можно поручить ему один или два комнатных растения и добиваться, чтобы он сам ухаживал за ними. Сначала придется напоминать об этом, но со временем, с формированием у него экологических убеждений, а главное, с получением результата деятельности, вы заметите, что ребенок стал более самостоятельным и ответственным.

Зимой обязательно надо привлечь ребенка к помощи птицам. Хорошо бы сделать или купить кормушку и поручить ребенку подсыпать в нее корм, постоянно подогревая его интерес к этой деятельности. Всю зиму, а не два-три первых дня, следить за тем, чтобы ребенок постоянно подсыпал корм. При этом хвалить его и признавать значимость его дела.

В формировании экологических убеждений у ребенка необходимы постоянство и последовательность взрослых.

Похожие статьи:

Конспект занятия на тему «Красная книга» в подготовительной группе

Экология в музыке

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе

Конспект НОД по развитию экологических представлений у детей старшей группы

Сценарий экологического мероприятия в детском саду

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!