Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста
Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе «В гостях у бабушки Арины»
Цель: познакомить детей с народным бытом.Задачи:
Дать детям знания о предметах народного быта и их назначением.
Активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас.
Развивать интерес детей к предметам рукотворного мира прошлого, к малому фольклорному жанру.
Воспитывать бережное отношение к предметам народного быта.
Материал: кошка (игрушка); атрибуты мини-музея – ухват, чугунок, самовар, лавка, печка, ложки деревянные; костюм бабушки Арины.
Словарная работа: чугунок, лавка, ухват, печка, самовар, изба, кот, обитатель избы, ласковые слова для кота (котик, котя, коток), мурлычет, мяукает, хозяйка.
Предварительная работа: посещение мини-музея «Русская изба», рассматривание иллюстраций предметов народного быта, чтение русских народных сказок, заучивание потешек, рассматривание иллюстраций и чтение стихотворений, загадок о котах, игра «Назови ласково».
Ход занятия.
Бабушка Арина – хозяйка «избы» в русском одеянии встречает детей.
Бабушка Арина. Здравствуйте, здравствуйте, детушки! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите в мой дом, я в нем хозяюшка. Гостям в нашей избе всегда рада. Рассаживайтесь поудобнее. «Вот как хорошо сидим, друг на дружку глядим.
- Ребята, скажите, как называется мое жилище?
Ответы детей. (В зависимости от ответов детей, бабушка Арина уточняет понятие «изба»).
(Бабушка Арина убирает с лавки клубки и веретено, «нечаянно» роняет клубок, он катится к печке).
Бабушка Арина. Куда покатился мой волшебный клубок?
Дети. К печке.
Бабушка Арина. «Дом без печки – нежилой дом» - говорили в народе. А еще в старину печку ласково называли - «кормилицей, матушкой». А почему, как вы думаете?
Ответы детей. (В зависимости от ответов детей, уточняются понятия «кормилица, матушка»).
Бабушка Арина. В самом деле, печь кормила людей. В ней пекли хлеб, варили кашу щи, картошечку. Вот и в нашей печке картошечка варится. От жарко протопленной печи в избе становилось тепло и уютно, даже в самую зимнюю стужу. Печка людей обогревала, как матушка свою деточку, а еще на ней можно было даже спать. Тепло все любят: и дети, и взрослые, и даже мой любимый котик Васенька.
- Ребята, а как называется место на печи, где удобно полежать да погреться?
Дети. Лежанка.
Бабушка Арина. Мой кот Васенька часто на лежанке греется. Давайте с ним познакомимся. Иди, иди сюда, Васенька, не бойся, детки тебя не обидят. Ребята, позовите Ваську ласково.
Дети. Котик, котенька, котя.
Бабушка Арина берет кота на руки, гладит его и произносит потешку.
Ах, ты, котенька, ты мой серенький,
Как тебя не любить, хвостик беленький.
Бабушка Арина. Давайте расскажем про нашего Ваську, какой он хороший.
Дети. Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые, зубки белые.
Бабушка Арина. Спасибо, мои хорошие. Ваське очень понравилось. Лежит, мурлычет.
- Ребята, а у вас дома котик есть? А как он ведет себя, когда вы его гладите?
Ответы детей. (В зависимости от ответов детей, воспитатель уточняет, что кот может мурлыкать, мяукать).
Бабушка Арина. Пойду- ка я, положу нашего Васеньку на лежанку, пусть дальше дремлет. А пока он дремлет, давайте притворимся мышками и станем хоровод водить. Беритесь за руки, будем по кругу ходить да приговаривать.
Мыши водят хоровод, (идут по кругу, взявшись за руки)
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите, (стоя на месте, грозят пальцем)
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот, (хлопают в ладоши)
Разобьет весь хоровод! (Разбегаются, котик «Ловит».)
Бабушка Арина. Молодцы, ребята. Устали наверно? Посидите, а я посмотрю, не сварилась ли наша картошечка.
(По ситуации, если дети идут за воспитателем к печке, то нужно объяснить детям правила безопасности в доме с печкой).
- А в чем варится наша картошечка?
Ответы детей. (В зависимости от ответов детей, воспитатель рассказывает про чугунок).
Бабушка Арина. Как же нам достать из печки чугунок, он ведь горячий, можно обжечься? У меня есть помощник. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте найти отгадку в избе.
Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает. (Ухват)
Ответы детей.
(Бабушка Арина достает чугунок ухватом и ставит на стол).
- А чем ребята картошку можно есть?
Ответы детей. (Бабушка Арина достает деревянные ложки).
Бабушка Арина. Раньше ложки были деревянные. Смотрите, какие красивые ложки народ умеет делать: расписные, точеные, ручки золоченые! Ими не только ели, но и с ними играли. Давайте и мы с вами сыграем на ложках.
Игра на ложках под русскую народную песню.
Бабушка Арина. Молодцы! А теперь послушайте еще одну загадку.
Кран открывается –
Чай наливается.
- Что это такое?
Ответы детей. (В зависимости от ответов детей, воспитатель показывает детям самовар).
Бабушка Арина. А теперь, я вас приглашаю пить чай с баранками. (Дети проходят и садятся за стол пить чай. Звучит русская народная песня ).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект игрового (интегрированного) занятия по экологическому воспитанию для 2 младшей группы Конспект НОД в младшей группе по ПДД Конспект НООД по социально – коммуникативному развитию для 2 младшей группы Конспект НОД по физической культуре во второй младшей группеПохожие статьи:
Конспект занятия в группе раннего возраста. Овощи: репа и морковь
Конспект занятия в группе раннего возраста. Овощи: свекла и картофель
Конспект занятия в группе раннего возраста. Фрукты: лимон и апельсин
Конспект занятия в группе раннего возраста. Кошка с котятами
Конспект занятия в группе раннего возраста на зимнюю тему. Заяц и лиса
Автор: Ольга Валерьевна Коновалова
Опубликовано: 3546 дней назад (9 марта 2015)
Просмотров: 5002
Рубрика: региональный компонент
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (10)
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|