Диагностика воспитанности детей дошкольного возраста
Диагностика воспитанности
Предлагается ряд педагогических методик, основное назначение которых - анализ результатов воспитательной работы, без которого невозможна ее коррекция и дальнейшее совершенствование. Отличие педагогических методик от психологических в том, что они дают не характеристику исследуемых, а показывают тенденции формирующихся характеристик. Педагогу-практику необходимо прослеживать социально-психологические изменения в группе, формирование отношений детей, ценностные приобретения и характерологические продвижения.
Педагогические методики являются составной частью воспитательного процесса, они служат средством формирования ценностных ориентации, моментом самосознания и способом воспитания самооценки, а также исходным моментом для планирования скорректированной жизнедеятельности или выдвижения новых жизненных целей.
Педагогические методики, как правило, выступают перед детьми в скрытой форме, в виде игры, проверки собственных сил, состязания.
Основная идея предлагаемых методик - создание ситуации "свободного выбора", в которой наиболее ярко выявляется отношение. "Свободный выбор" может быть представлен:
- как умозрительный выбор;
- как эмоциональное предпочтение;
- как ситуация реального поведенческого выбора.
Общие условия применения данных методик:
1. Соблюдение скрытой педагогической позиции по отношению к испытуемым, сохранение тайны педагогической цели.
2. Исключение педагогического давления на производимый выбор, как предварительного, так и последующего оценочного.
3. Создание условий, максимально приближенных к изолированности каждого испытуемого от влияния группы.
4. Анонимность полученных показателей, сохранение тайны индивидуальных ответов перед учителями, родителями, другими детьми.
5. Разнообразие методик и занимательность формы, переключающая внимание испытуемого с назначения теста на его форму.
6. Единая математическая обработка результатов (в процентах), производимая для каждой возрастной группы.
7. Предварительное планирование проведения методик на определенный период времени - от фиксирования начала до выявления результатов.
Описание методик.
I. Недописанный тезис.
Дописывая тезис, испытуемый высказывает вполне определенное суждение и обозначает свое отношение к предмету речи.
Лучший вариант проведения - написать фразу для каждого участника на карточке, где он ее и дописывает.
Можно начальные слова прочитать вслух и предоставить детям написать окончание фразы.
Примеры недописанных тезисов (3 разные формы):
- Хорошая жизнь - это ...
- В хорошей школе всегда ...
- Когда я вижу, что мой товарищ совершает дурной поступок ...
II. Фантастический выбор.
Этот метод требует игровой инструментовки педагога. Он обращается к воображению детей, и на фоне воображаемой "волшебной" ситуации актуализируются и словесно оформляются потребности детей, выражающие их личностные ценности. Например:
1. Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: "Чего тебе надобно?" Ответь ей.
2. Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?
3. Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови эти 5 слов.
Можно выпустить бюллетень (плакат) с текстом и рисунками, иллюстрирующими сделанный выбор."Я-позиция".
Схематическое выражение может быть различным. Например, чертится квадрат, олицетворяющий коллектив, и испытуемый должен обозначить свое место:
В другом случае испытуемому предлагается начертить свое "Я" и точками обозначить людей, с которыми он связан какими-то отношениями, сохраняя условно дистанцию этих отношений.
Рекомендуем посмотреть:
Профилактика нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики Из опыта работы инструктора по физической культуре ДОУ Дорожка здоровья в детском саду Консультация для родителей младших дошкольников. Зарядка для детей← Спортивный праздник в подготовительной группе в детском саду. Сценарий | Дорожка здоровья в детском саду →
Автор: Оксана Игоревна Тряхова
Опубликовано: 3348 дней назад (23 октября 2015)
Просмотров: 2705
Рубрика: Диагностика
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!