Из опыта работы инструктора по физической культуре ДОУ. Профилактика нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики.
(Из опыта работы педагогической деятельности) [/b]
Автор статьи: Ваганова Евгения Владимировна инструктор по физической культуре МАДОУ № 21 «Искорка», г. Бердск Данная статья предназначена для методистов, воспитателей, инструкторов по физической культуре и ЛФК в дошкольных учреждениях, для учителей по физической культуре и инструкторов ЛФК в начальной школе, для педагогов дополнительного образования, родителей и.т.д.
Цель: Привлечение внимания к проблеме нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста и путям её решения. Дошкольный возраст является периодом в жизни ребёнка, когда идёт интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата, от состояния которого напрямую зависит здоровье детей данного возраста.
Опорно-двигательный аппарат выполняет множество жизненно важных функций, без которых человек не смог бы существовать, таких как: опорная функция, двигательная, защитная, кроветворная, и.т.д. А патологические изменения в его состоянии ведут к ухудшению состояния всех систем организма, в первую очередь, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и нервной.
За последние десятилетие, по Новосибирской области на первое место среди заболеваний у детей старшего дошкольного возраста выходит
патология костно-мышечной системы. К семи годам каждый третий дошкольник имеет плохую осанку, которая является отражением состояния опорно-двигательного аппарата.
Одна из главных причин – это влияние такого негативного фактора, как
малоподвижный образ жизни. Самостоятельная двигательная активность детей старшего дошкольного возраста всё больше ограничивается созданными условиями в детском саду (переуплотнение групп, увеличение образовательных занятий с преобладанием статических поз) и семье (частое время препровождения за компьютером и телевизором, нежелание и невозможность родителей проводить с детьми достаточное время на прогулке и.т.д.).
Именно двигательная активность является одним из главных факторов формирования опорно-двигательного аппарата. Ведь согласно
«энергетическому правилу двигательной активности», характер деятельности скелетных мышц определяет развитие физиологических систем организма.
Так как осанка напрямую зависит от состояния опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов, то наряду с традиционными тестами, определяющими уровень развития физических качеств детей, я провела тесты, для определения уровня силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, а также функции равновесия у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов проведённых тестов показал, что большинство детей имеют низкий уровень развития гибкости, силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса.
В свете актуальности вышеизложенной проблемы возникла необходимость в мероприятиях, направленных на предупреждение заболеваний опорно-двигательного аппарата в дошкольных образовательных учреждениях.
Для решения этой задачи традиционных форм и методов работы по физическому развитию недостаточно. Я нашла выход из сложившейся ситуации через организацию кружковой работы по фитбол-гимнастике в дошкольном учреждении.
Фитбол-гимнастика относится к одним из современных инновационных средств физического воспитания. Фитбол, в переводе с английского, означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях.
На начальном этапе я изучила литературу, методики и программы по фитбол-гимнастике и пришла к выводу, что:
Упражнения на мячах имеют ряд преимуществ перед другими видами оздоровительной гимнастики, к которым относятся:
• Необходимость постоянно удерживать равновесие при выполнении упражнений на мяче, способствующая включению в работу более глубоких мышечных групп;
• Щадящая нагрузка на позвоночник, суставы ног, сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, создаёт возможность занятий для детей с различными отклонениями в состоянии здоровья.
• Вибрационное воздействие на организм занимающегося активно стимулирует работу всех органов и систем человека.
• При выполнении упражнений на мячах в работу включаются одновременно такие анализаторы как, двигательный, обонятельный, вестибулярный, слуховой, зрительный, тактильный благодаря следующим факторам:
Свойства мяча. Мяч имеет круглую форму, цвет, размер, обладает упругостью и.т.д.
Многофункциональность использования мяча. Мяч как: предмет, опора, отягощение, массажёр, препятствие, ориентир, тренажёр.
Музыкальное сопровождение. Целенаправленно подобранные средства: гимнастические упражнения, профилактические, танцевальные, подвижные игры и.т.д.
Всё это позволяет решать множество задач, направленных на развитие всех систем организма в комплексе.
Исключением не является и опорно-двигательная система. При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец происходит распространение ритмических колебаний на весь позвоночник. Поэтому одна лишь правильная посадка на фитболе уже способствует формированию сложно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки. Выполнение упражнений на мяче в исходном положении лежа животом или спиной гораздо тяжелее, чем на устойчивой опоре. Поддерживание равновесия, которое способствует координированной работе многочисленных мышечных групп, решает задачу развития вестибулярного аппарата и формирования мышечного корсета за счёт укрепления мышц спины и брюшного пресса. Круглая форма мяча помогает выполнять упражнения с большей амплитудой, благодаря чему происходит растяжение мышц и связок. Это способствует развитию гибкости, которая является абсолютным диапазоном движения в суставе или ряде суставов, достижимом в мгновенном усилии.
На втором этапе мною была написана программа тренировочно-развивающего типа «Фитбол-гимнастика в ДОУ» (приложение 1), которая рассчитана на детей 6-7 лет, занимающихся непосредственно-образовательной деятельностью по физической культуре, и предполагает 1 год обучения.
Программа получила положительную рецензию (приложение 2).
Цель программы: Профилактика нарушения осанки посредством фитбол-гимнастики.
Для достижения данной цели были поставлены
задачи: 1. Обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка.
2. Укрепление мышечного корсета.
3. Развитие вестибулярного аппарата.
4. Увеличение гибкости и подвижности в суставах.
На третьем этапе были созданы условия для организации работы по программе:
- наличие рабочей документации: программы, перспективно-тематического планирования, документов по учёту и контролю результатов (приложение 3), журнала учёта работы.
- физкультурно-музыкальный зал с зеркальной стеной.
- наличие фитболов, мячей массажёров разного диаметра, гимнастических деревянных палок, ковриков, музыкального центра.
- Создана фонотека для использования музыкального материала во время занятий фитбол-гимнастикой.
Четвёртый этап - этап реализации программы «Фитбол-гимнастика в ДОУ».
Реализация программы включала в себя четыре этапа.
I. Ознакомительный (сентябрь)
Задача ознакомительного этапа - освоение детьми мяча как оборудования: дать представление о форме и свойствах фитбола.
II. Подготовительный (сентябрь-октябрь)
Задачи подготовительного этапа: 1. Определить исходное состояние координационных способностей, гибкости и мышечного корсета.
2. Обучить правильной посадке на фитболе.
3. Обучить базовым положениям при выполнении упраж¬нений с мячом в партере.
4. Обучить различным исходным положениям на мяче (животе и спине).
III. Основной тренировочный (ноябрь - март)
Задачи тренировочного этапа:
1. Укрепление мышечного корсета
Рекомендуемые упражнения:
• упражнения для укрепления мышц шеи;
• упражнения для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
• упражнения для укрепления мышц брюшного пресса;
• упражнения для укрепления мышц спины и тазового дна;
• упражнения для укрепления мышц ног и сводов стопы.
2. Увеличение гибкости и подвижности в суставах.
3. Развитие координации движений и функции равновесия.
Сюда относятся все упражнения из исходных положений сидя на мяче, лежа на мяче спиной и на животе.
IV. Заключительный (апрель - май)
Задачи заключительного этапа: 1. Закрепление достигнутых результатов;
2. Проведение итогового контроля.
При организации занятий фитбол-гимнастикой я руководствовалась общепринятыми принципами: систематичности, доступности, от простого к сложному, повторения, индивидуального подхода и.т.д.
Основополагающим я считаю
принцип сознательности, который приучает к самостоятельности и повышает интерес к занятиям. Ведь всё зависит от того как ребёнок двигается с удовольствием или без. Принуждение рождает отказ.
Во время выполнения упражнений я проговаривала в стихотворной форме, на какую группу мышц или на развитие, какого физического качества в данный момент направлено упражнение. Например:
«Фитбол поднимаем – плечи укрепляем!»,
«Мячик отбиваем – ловкость развиваем!» и.т.д.
При обучении упражнениям, во время первого выполнения упражнения, я задавала медленный темп и предлагала детям почувствовать, какие мышцы у них задействованы в работе. Затем дети мне перечисляли, на какие группы мышц они почувствовали воздействие. Дети с большим интересом принимали в этом участие.
Всё это способствовало воспитанию осознанного отношения к занятиям фитбол-гимнастикой.
Для повышения интереса к занятиям фитбол-гимнастикой я поощряла детей и готовила сюрпризные моменты, проводила сюжетно-игровые занятия («Колобок», «В гостях у смешариков», «Космическое путешествие» и др.). Также вводила музыкальное сопровождение: частично или в течение всего игрового занятия и занятия вариативного характера; частично в течение сюжетно-игрового занятия и занятия смешанного характера (в тех частях, где идёт совершенствование движений).
Для осознания детьми старшего дошкольного возраста значимости правильной осанки с определённой периодичностью я проводила два эксперимента.
Суть первого эксперимента заключалась в том, что дети в исходном положении сидя на фитболе, принимали сутулую осанку посредством того, что «обнимали» себя за плечи. И в таком положении я предлагала им сделать глубокий вдох. После этого дети принимали правильную осанку (расправляли плечи) и также пытались сделать глубокий вдох. Затем они рассказывали свои ощущения и делали вывод, что только при правильной осанке можно полноценно дышать и есть больше места для работы сердца.
Суть второго эксперимента заключалась в том, что сидя на фитболе перед зеркальной стеной, дети принимали неправильную осанку, а затем правильную. После этого оценивали эстетику каждого положения тела и делали вывод, что красиво они выглядят только когда принимают правильное положение тела.
Методика проведения
Занятия фитбол-гимнастикой проводились два раза в неделю по 30-35 минут в дни в которые не было образовательной деятельности по физической культуре у детей, посещающих кружок. Таким образом, дети имели возможность заниматься физической культурой пять дней в неделю, что способствовало увеличению целенаправленной двигательной активности. Также фитбол-гимнастика не проводилась два дня подряд. Эти моменты учитывались при составлении расписания образовательной деятельности по физической культуре.
Схема построения занятия фитбол-гимнастикой традиционна. Занятие подразделялось на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части происходил настрой детей на работу и подготовку организма к основной части тренировки, решались задача воспитания и закрепления навыка правильной осанки. В основной части происходила максимальная нагрузка на организм, способствующая укреплению мышечного корсета, которая была оптимальной для детей. Также решались задачи развития вестибулярного аппарата, гибкости и подвижности в суставах, воспитания и закрепления навыка правильной осанки. Для закрепления и совершенствования использовались игровые упражнения (
/blogs/evgenija-vladimirovna-vaganova/igrovye-uprazhnenija-s-fitbolom-prakticheskii-material.html). В конце основной части проводились подвижные игры (
/blogs/evgenija-vladimirovna-vaganova/podvizhnye-igry-s-fitbolom-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-prakticheskii-material.html). В заключительной части проводились игры малой подвижности, которые способствовали улучшению восстановительных процессов, воспитанию и закреплению навыка правильной осанки и расслаблению организма.
Анализ профилактической работы проводился на основе результатов тестирования силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, координационных способностей, гибкости.
Эффективность профилактической работы определялась по формуле В.И. Усакова для оценки темпов прироста показателей физических качеств (приложение 4).
Средний прирост показателей развития гибкости, силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, а также у координационных способностей значительно повысился и составил свыше 18%.
Приложения: Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Рекомендуем посмотреть:
Упражнения с фитболом для старших дошкольников
Из опыта работы инструктора по физической культуре ДОУ
Конспект урока физической культуры для 6 класса. Основные элементы работы с мячом по мини-футболу
Программа "Здоровье" для педагогов и родителей