Программа "Здоровье" для педагогов и родителей
Программа "Здоровье"
Пояснительная запискаРазвитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания здоровья. Статистические данные за последние годы показывают высокую заболеваемость детского населения. Анализ показывает, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижение уровня здоровья родителей и детей, наследственностью.
У учащихся и их родителей, педагогов не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни. Данные Всероссийской диспансеризации 2002 года показали, что за последние 10 лет заболеваемость детей выросла по всем возрастным группам и по всем классам болезней.
Заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 24%, а старше 14 лет – на 31%. Специалисты отмечают, что наиболее выраженный рост болезней у детей фиксируется в возрасте от 7 до 18 лет, т.е. за период получения школьного образования.
Прогрессирующее ухудшение состояния здоровья обучающихся и педагогов, большой вклад школьных факторов в этот процесс делают высокоактуальной проблему разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий в образование. Это сделало необходимым введение в деятельность нашей школы программы «Здоровье», призванной обеспечить сохранение и улучшении физического, психического и социального здоровья.
В нашей школе ежегодно проводится медосмотр школьников специалистами : невропатологом, педиатром, окулистом, хирургом. Медосмотр проходят все учащиеся с 1 по 11 класс, охват составляет 100%. По результатам медосмотра видно, что наиболее часто встречаются болезни эндокринной системы, опорно- мышечной системы.
Провели оценку состояния здоровья учащихся. И вот какой грустный факт выявили:
I группа здоровья, т.е. ребята, не имеющие отклонений – 3%;
II группа здоровья, имеющие отклонения в здоровье – 64%;
III группа здоровья, учащиеся с хроническими заболеваниями – 33%.
В последние годы по всей стране увеличивается количество детей, имеющих отклонения в здоровье и детей с хроническими заболеваниями.
Для сохранения здоровья учащихся в школе ведется целенаправленная профилактическая работа,. С-витаминизация I блюда горячего питания. Ежегодно проводится флюрообследование подростков, охват составляет 100%. Согласно календарю прививок в течение года все учащиеся школы получили плановые профилактические прививки.
Медработникам школы проводится санитарно-просветительная работа: проведено 5 лекций с учащимися, 104 индивидуальных бесед и совместно учащимися выпущено 5 санитарных листков. С 2013-2014 учебного года учащихся с 5 по 11 класс распределили по 7 группам (распределили по показателям заболеваемостей) и вели занятия ФОЗД (физкультурно-оздоровительная деятельность) именно по виду заболеваемости:
2 группы – (мл., ст.) учащиеся с болезнями дыхательных путей.
2 группы – (мл., ст.) учащиеся с аномалиями или искривлениями позвоночника.
2 группы – (мл., ст.) основная группа.
1 группа – специальная группа.
ФОЗД в начальных классах ведется в форме подвижных игр.
Проводим Дни здоровья, традиционным стало проведение осеннего кросса, весеннего кросса в День Пионерии, тур.походы и общешкольный тур. слет. Классными руководителями проводятся классные часы, беседы с участием психолога, медработника. Работают элективные курсы «Валеология» для 5-6 классов, «Я и мир вокруг меня» для подростков, «Твое здоровье» для начальных классов. Стремимся выносить уроки физкультуры осенью и весной на природу, на свежий воздух.
Паспорт программы «Здоровье» на 2013-2017 годы
Наименование Программы: программа «Здоровье» (программа деятельности общеобразовательного учреждения по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни)
Разработчик Программы:
Шевлягина Людмила Александровна – учитель физической культуры
МБОУ Школа№17.г.Саров
Цели Программы:
Сохранение здоровья детей и педагогов.
Разработка и реализация путей здоровьесберегающей педагогики в школе.
Вовлечение детей и подростков в физкультурно-оздоровительную деятельность
Создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Задачи:
сформировать правильное отношение к своему здоровью, восприятие здоровья как жизненной ценности;
сформировать способность к самодиагностике состояния здоровья и устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни;
обучить учащихся самостоятельно снимать с себя психическое напряжение, подготовить к встрече со стрессами, опасностями трудностями;
формирование у педагогов, родителей и учащихся здорового образа жизни.
Основные мероприятия Программы:
Внедрение технологий профилактики заболеваемости детей.
Повышение квалификации педагогических работников по проблемам сохранения и укрепления здоровья детей через семинары.
Педагогические, просветительские и физкультурно-оздоровительные мероприятия со школьниками.
Укрепление материальной базы муниципальных школы с целью создания условий сохранения и укрепления здоровья детей.
Организация пропаганды среди родителей (законных представителей) знаний по сохранению и укреплению здоровья детей.
Сроки реализации Программы: 2013-2017 годы.
Перечень направлений деятельности по здоровьесбережению:
Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения.
Рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки.
Обеспечение полноценного питания детей в образовательном учреждении.
Совершенствование системы физического воспитания.
Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
Широкое использование программ образования в сфере образования.
Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшения социальной адаптации ребенка.
Организация работы по укреплению здоровья учителей.
Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
Проведение мониторинга здоровья.
Этапы реализации программы:
Название этапа Содержание работыI этап. Ориентировочный
2013-2014 учебный год
– совершенствование нормативно-правовой базы;
– определение стратегии и тактики деятельности;
– укрепление межведомственного сотрудничества;
– обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на оздоровления учащихся;
– разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на оздоровления учащихся.
II этап. Основной
2014-2016 учебный год
– Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
– Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшения социальной адаптации ребенка.
– Организация работы по укреплению здоровья учителей.
– Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
III этап. Завершающий
2016-2017 учебный год
– Проведение мониторинга здоровья.обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами
– определение перспектив развития школы в этом направлении.
Критерии оценки эффективности программы:
количество пропусков уроков по причине болезни;
охват горячим питанием;
вовлеченность детей в спортивные секции;
количество детей в основной группе здоровья;
участие в районных и областных соревнованиях;
данные диагностики вредных привычек;
степень психологического комфорта учащихся и учителей;
удовлетворенность родителей деятельностью школы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Законодательные и нормативные документы для разработки программы:
1. Закон РФ «Об образовании»
– статья 2: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека…».
– статья 51: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников».
2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2014 года: «…необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся».
3. Областная целевая программа «Развитие образования Республики Саха (Якутия)»: «Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс».
Содержание работы по направлениям
1. Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения.
Реализация этого направления обеспечивается соблюдением санитарно-гигиенических требований к:
– размещению общеобразовательного учреждения;
– участку общеобразовательного учреждения;
– зданию общеобразовательного учреждения;
– оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
– воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
– естественному и искусственному освещению.
2. Рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки.
Оптимизация учебной нагрузки путем рационального составления расписания и рациональной организации урока.
3. Обеспечение полноценного питания детей в образовательном учреждении.
Руководство санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к организациям общественного питания, изготовлению в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, к условиям, срокам хранения особо скоропортящихся продуктов, к организации рационального питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях
4. Совершенствование системы физического воспитания.
Правильное распределение детей на медицинские группы для занятий физической культурой.
Организация процесса физического воспитания детей с учетом их индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации.
5. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
Оценка уровня психологического благополучия учащихся по критериям:
– уровень школьной тревожности.
– сформированность учебной мотивации
– социальный статус ребенка в классе (принятые, лидеры, непринятые и отверженные дети).
– индивидуальный стиль педагогической деятельности педагога.
6. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
Использование в образовательном процессе педагогики сотрудничества, технологии развивающего обучения, технологии уровневой дифференциации.
7.Широкое использование программ образования в сфере образования.
Включить вопросы формирования здорового образа жизни в программы преподавания предметов.
Проведение элективных курсов, кружки здоровья
8. Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
Включение в план воспитательной работы школы, в планы работы классного руководителя, в учебный процесс мероприятий:
– направленных на расширение адаптационных возможностей организма;
– направленных на снятие зрительного утомления: использование гимнастики для глаз во время уроков;
– для уменьшения статистического напряжения опорно-двигательного аппарата: физкультминутки, подвижные игры.
– направленных на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности центральной нервной системы: сюжетные физкультминутки, использование функциональной музыки в различных режимных моментах.
9. Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшение социальной адаптации ребенка.
Проведение лекториев для родителей.
Выступление медработника на родительские собрания.
Просветительская работа через школьную газету «Оскуола аргыhа» и сайт школы.
Вовлечение родителей в участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях.
10. Организация работы по укреплению здоровья учителей.
Прохождение ежегодной диспансеризации.
Проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, Дней здоровья.
Подготовка и проведение тематических классных часов, бесед, классных собраний, лекториев.
Организация экскурсий, походов, прогулок.
Пропаганда здорового образа жизни детей и подростков.
Организация интересного и плодотворного досуга, в том числе и в каникулярное время.
11. Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
Изучение на курсах повышения квалификации темы «Образование и здоровье» на кафедре здоровьесберегающих технологий.
Проведение школьных семинаров и педагогических советов по данной тематике.
12. Проведение мониторинга здоровья обучающихся.
Проведение мониторинга по следующим показателям:
Количество обучающихся в разных группах здоровья.
Количество обучающихся с так называемыми основными видами «школьной патологии»:
– нарушениями зрения;
– расстройствами опорно-двигательного аппарата;
– нервно-психическими нарушениями;
– вегетативными расстройствами;
– эндокринными расстройствами;
– патологией органов пищеварения.
3. Количество дней пропущенных по болезни
4. Оценка физической подготовленности 2 раза в год (осень, весна) всех детей.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
Снижение уровня заболеваемости учащихся и педагогов.
Формирование здорового образа жизни в семье.
Улучшение организации питания учащихся.
Повышение качества лечебно-профилактических мероприятий. Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ.
Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе
Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по болезни;
Повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую;
Повышение уровня психологической комфортности в системе "ученик – учитель"
Улучшение взаимоотношений семьи и школы, повышение ответственности родителей за здоровье ребенка.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по физической культуре для 2 класса Профилактика нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики Конспект урока физической культуры для 6 класса. Основные элементы работы с мячом по мини-футболу Конспект урока по физкультуре во 2 классе школы 8 вида
Автор: 222222
Опубликовано: 2667 дней назад (3 августа 2017)
Просмотров: 1609
Блог: 22222
Рубрика: Педагогическая кладовая
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!