Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеклассное занятие по экологии для младших школьников «Животные луга»

Конспект занятия «Животные луга» объединения по интересам «Экологический экспресс»

Описание. Материал представляет собой конспект занятия по изучению видового состава животных луга Республики Беларусь. Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений.

Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.

Цель занятия: способствовать расширению знаний учащихся о животных луга и их роли в природе.

Задачи:
Обучающая – расширить знания о видовом составе фауны луга.
Развивающая – сформировать коммуникативные навыки в ходе интерактивных игр.
Воспитывающая – воспитать культуру общения.

Состав учебной группы: возраст детей: 7-10 лет, количество учащихся: 8-12.

Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут)

Место занятия в учебном курсе: занятие с учащимися 1-го года обучения объединения по интересам «Экологический экспресс», 5-е занятие в разделе «Животный мир».

Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.

Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.

Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа, лекция);
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций);
- игровой (дидактическая игра, интерактивные игры, конкурсы кроссвордов, загадок).

Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, иллюстрации обитателей луга, магнитная доска, магниты, мультимедийное оборудование, дидактическая игра «Зоологическое лото» (приложение 3), подборка загадок и кроссвордов о животных луга, упражнение «Вставьте пропущенные слова», таблички с надписями «насекомые», «птицы», «рептилии», «земноводные», «звери».

Предварительная подготовка учащихся к занятию: учащимся было дано задание повторить растения луга.
Структура занятия:
1. Организационный этап (5 минут).
Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап (10 минут).
Игра «Кто больше знает представителей фауны луга?»
3.Операционно-познавательный этап (55минут).
3.1. Лекция «Животный мир лугов».
3.2. Интерактивная игра «О ком речь?»
3.3. Физкультминутка «На лугу».
3.4. Мини-беседа «Роль животных в экосистеме луга».
3.5. Конкурс загадок «Беспозвоночные животные луга».
3.6. Конкурс кроссвордов.
4. Контрольно-коррекционный этап (10 минут).
4.1. Дидактическая игра «Зоологическое лото».
4.2. Упражнение «Вставьте пропущенные слова».
5. Рефлексия (5 минут).
Интерактивная игра «Рефлексивный круг».
Содержание занятия.
1. Организационный этап.
Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап.
2.1. Игра «Кто больше знает представителей фауны луга?»
Цель игры: проверить знания о представителях животного мира луга у учащихся.
Ребятам предлагается поочередно называть животных, обитающих на лугу. Тот, кто не знает, или повторяется, выходит из игры. Оставшиеся три участника считаются победителями.
3.Операционно-познавательный этап.
3.1. Лекция «Животный мир лугов»
(По ходу лекции демонстрируются иллюстрации представителей фауны луга Беларуси.)

Как приятно пройтись летом по цветущему лугу, повалятся в зеленой траве! Но, совершая такие прогулки, мы, как правило, не задумываемся о многообразии живых существ, окружающих нас. А ведь луг является домом для целого ряда насекомых, птиц, грызунов, земноводных.
Луг.… Это слово у нас ассоциируется с роскошным зеленым разнотравным ковром и россыпями цветов. Но мало кто задумывается о той роли, которую играют животные в этом разнообразии растительной жизни.
Животный мир лугов очень богат. Трудно переоценить значение огромного количества видов простейших и беспозвоночных в формировании богатого грунта, на котором произрастают травы.
Луг является домом многочисленных насекомых: стоит лишь прилечь в густой траве и можно услышать низкое жужжание шмеля, стрекотание кузнечиков, увидеть бабочек, перелетающих с цветка на цветок.

Особая роль в луговых сообществах принадлежит насекомым – опылителям. Одни насекомые посещают цветки для сбора пыльцы (некоторые жуки, многие перепончатокрылые), другие – ради сладкого нектара (мухи, бабочки, перепончатокрылые). Причем многие насекомые приспособились к питанию на, строго определенных цветках. Перелетая с одного растения на другое, они разносят пыльцу и тем самым способствуют их опылению.
В процессе естественного отбора у растений развились специальные приспособления для привлечения насекомых? Ярко окрашенные цветки, специфических запах, сладкий нектар, разнообразная форма цветка, объединение мелких невзрачных цветков в соцветия.
Прислушайтесь внимательнее, и вы услышите стрекотания кузнечика, жужжание шмеля. Хотите узнать о них поподробнее? Тогда знакомьтесь, первым прискакал кузнечик…
(Демонстрация иллюстраций или слайдов по ходу рассказа)
Серый кузнечик
Крупное насекомое, длина тела 28 – 39 мм, окрашен в светлый или темно – зеленый цвет с большим количеством бурых пятен. Нередко он бывает сплошь бурый с более темными пятнами. Серый кузнечик – обитатель хорошо прогреваемых солнцем участков лугов, полей, опушек леса. Свое присутствие в ясные летние дни выдает стрекотанием. Эти звуки издают самцы, так как только они имеют на надкрыльях своеобразный звуковой аппарат.
Серый кузнечик питается разнообразной пищей: насекомым, которых ловит на растениях, а также листьями, семенами и ягодами. В конце лета наступает период размножения. Самки с помощь длинного яйцеклада откладывают яйца в почву на небольшую глубину. Яйца зимуют, а весною появляются личинки, которые очень похожи на кузнечика, но гораздо меньше и бескрылые. Развитие личинок продолжается примерно 50 – 70 дней. Личинки вначале держатся выводком, но по мере роста расселяются.
Щелкун полосатый
Небольшой жук длиной 7,5-11мм, тело продолговато – плоское, буроватой окраски, надкрылья более светлые, полосатые, ноги короткие. Щелкун полосатый встречается летом на лугу, опушке леса, лесной поляне, в поле. Везде он спокойно держится на растениях, медленно переползает с одного побега на другой. Для него, как и всех щелкунов, характерно приспособления к совершению прыжков.
Если он, почему-либо окажется на спине, то не в состоянии повернутся, пользуясь своими короткими ногами. Для этого у него есть особый способ: он внезапно подскакивает вверх, сопровождая прыжок громким щелчком. Отсюда и названия. Летом щелкуны обитают в траве или на листьях кустарников. Питаются растительной пищей, в основном листьями злаков и бобовых.
Самка яйца откладывает в поверхностный слой почвы в виде кучек, по 3-5 яиц в каждом. Всего за сезон она откладывает около сотни яиц, из которых со временем появляются на свет личинки, которые живут в почве. Эти личинки называют проволочниками, так как тело их плотное, цилиндрической формы, красно – бурого цвета, похожее на отрезок ржавой проволоки. Щелкуны живут в поле, на огороде, наносят большой вред культурным растениям.
Навозник обыкновенный
Крупный жук, длинной 16 -27 мм. Его тело овальное, сверху выпуклое. Окраска тела темная, почти черная, с металлическим оттенком. На надкрыльях семь глубоких бороздок. Передние ноги копательные. Обыкновенный навозник живет на лугах, выгонах, у дорог. Жуки этого вида обычны под кучкой навоза, оставленной лошадью или коровой. Наиболее активны во второй половине дня. В это время они летают, сопровождая свой полет громким гудением.
С помощью обоняния они разыскивают кучки навоза и под ними приступают к рытью норки. В норку ими заносится навоз, который затем утрамбовывается в длинные колбаски. В нижнюю часть колбасок самка откладывает яйцо. Из яйца появляется крючковидная личинка. Она пытается заготовленным навозом, растет и зимует. Весной личинка превращается в куколку, из которой выводится жук. Жук, как и личинка, питается навозом.
Потребляя навоз, обыкновенный навозник выполняет важную санитарную роль, а закапывая его в почву, способствует повышению ее плодородия. Наблюдениями установлено, что навозники могут служить барометром. В тихие, теплые вечера они сгромким гудениям летают, разыскивая кучки навоза, а в холодную погоду или перед дождем остаются в норках.
Могильщик погребальный
Жук среднего размера, длиной 11 – 24 мм, окраска тела черная с красно – желтыми поперечными полосами на надкрыльях. Могильщик погребальный широко распространен в Европе, Азии. Могильщики летают обычно вечером и чаще встречаются на падали, это может быть, например, мертвая полевая мышь, крот, птица, лягушка и др. трупы этих животных могут, находится где угодно, на утоптанной почве, рыхлой земле, на траве. Их могильщики чуют за несколько сот метров.
Найдя труп и обнаружив, что он пригоден для развития личинок, эти жуки начинают его погребение. Для этого самцы заползают под труп и выгребают из-под него землю. По мере выкапывания ямки труп опускается в нее все глубже и глубже. Самки очищают его от шерсти, перьев, а затем откладывает в него яйца, из которых со временем выводятся личинки. Личинки белые, голые и слепые. У них сильные и крепкие челюсти и короткие ножки. Личинки, как и жуки, питаются падалью.
Быстро уничтожив труп, подросшие личинки расползаются, закапываются в почве с помощью своих ножек и спины, и делают пещерки, в которых окукливаются. Осенью из куколок появляются жуки – могильщики, которые зимуют в почве. Взрослые могильщики только следующей весной выходят из земли и начинают активный образ жизни. Таким образом, могильщик погребальный играет в природе важную роль санитара.
Капустная белянка (капустница)
Дневная бабочка с размахом крыльев 50-60 мм. Верхняя сторона крыльев черные, а у самки посредине еще два черных пятна. Нижняя сторона задних крыльев желтовато – зеленая с легким темным налетом. Ноги слабые. Капустная белянка распространена по всей Европе, в Азии и в Северной Америке.
Махаон
Одна из крупных и красивых дневных бабочек. Размах крыльев около 70 мм. Особую красоту этой бабочке придают крупные и необычной формы крылья. Они темно – желтые с четким рисунком, состоящим из наружной темной каймы и крупных пятен. На задних крыльях широкая черная кайма, с синеватыми пятнами, а у их внутреннего нижнего угла есть красное пятно. Снаружи задних крыльев имеются шпоры. Махаон широко распространен в Европе, Азии, известен даже жителям Аляски.
Голубянка – икар
Некрупная бабочка: размах крыльев 25 – 35 мм. У самца крылья сверху голубые, с узким черным краем, а у самки темнобурые с голубым налетом у корня крыла и рыжими краевыми лунками. Снизу крылья у обоих полов серые с множеством черных глазчатых пятен. Передние ноги несколько укорочены. Голубянка – икар распространена на территории нашей страны, как в европейской части, так и в Азии.
Совка – гамма
Одна из ночных бабочек. Передние крылья узкие, их цвет от коричнево – серого до темно – бурого и даже фиолетово – бурого. Задние крылья серые с широкой буроватой каймой. На передних крыльях, кроме обычных для совок круглых и почковидных пятен, имеется белое блестящее пятно в виде греческой буквы гамма. Размах крыльев 40 - 48 мм. Совка гамма широко распространена в Европе, Азии.
Луговой мотылек
Небольшая бабочка размах крыльев 20 -25м. передние крылья серовато – коричневого цвета с желтоватыми пятнами. Вдоль наружного края крыла есть желтая полоса с темной бахромой. Задние крылья – желтовато серые с двумя беловатыми полосами по переднему краю. Сидящие бабочки складывают крылья в виде равнобедренного треугольника. Самка крупнее самцов.
Пчела мохнатоногая
Некрупная пчела, длиной 12 -15мм. Тело ее темное, грудь в буровато – желтых волосках. Сверху брюшко имеет три – пять беловатых перевязей. Голени задних ног и первый членик лапки в очень длинных и густых волосках. Отсюда эта пчела и получила названия – мохнатоногая. Весной и летом она встречается на лугах, лесных полянах, опушках, пустырях. Часто ее можно наблюдать на цветах сложноцветных растений одуванчике, козлобороднике, нивянике.
Пчеловидка обыкновенная
Цветочная муха - журчалка средней величины, длина тела 15-16мм. На глазах имеются две полосы густых волосков. Брюшко с большими желтыми пятнами. Внешне походит на пчелу. Обыкновенная пчеловидка повсеместно распространена на земном шаре, кроме Крайнего – Севера.
Обыкновенная журчалка
Цветная муха среднего размера, длиной 10-12мм. Грудь темная с металлическим оттенком, брюшко тоже темное с желтыми полулунными пятнами на каждом его членике. Глаза без волосков. Хоботок умеренной длины, ноги короткие. Внешним видом напоминаем мелких ос. Широко распространена в Евразии и Северной Америке, кроме Крайнего Севера.
Желтушка луговая
Длина переднего крыла самца 23—25 мм. Усики постепенно утолщаются к вершине, без резко обособленной булавы, снизу розовые, сверху тёмные. Крылья сверху бледные, желтовато-зелёные, иногда с тёмным налётом у корня. Переднее крыло сверху с тёмной каймой. Длина переднего крыла самки 23—28 мм. Рисунок, как у самца, фон крыльев сверху почти белый, с лёгким желтоватым или зеленоватым оттенком. Тёмная краевая кайма на заднем крыле слабо развита, иногда отсутствует.
Гусеницы зелёные, с четырьмя продольными жёлтыми полосами, с двумя рядами чёрных точек на спинной стороне тела.
Гусеницы питаются различными бобовыми: горошком мышиным и другими видами вики, люцерной и т.д.
Гусеницы вначале скелетируют листья, потом обгрызают их с краёв. Гусеницы медлительные, обычно находятся в среднем ярусе травостоя.
Закончив питание, они здесь же и окукливаются на стеблях. Гусеницы встречаются с июня до осени, перезимовывают под опадом или в поверхностном слое почвы и весной заканчивают своё развитие. Иногда зимуют куколки. Лёт бабочек на севере в июле — августе, а на юге — в течение всего летнего периода года (апрель — октябрь). В некоторые годы бабочки проявляют миграционную подвижность.
Павлиний глаз
Размах крыльев до 62 мм. Самки, чаще всего, несколько крупнее самца. Основной фон крыльев красно-бурый, красно-коричневый. На крыльях располагаются 4 крупных «глазка» с голубыми пятнами. На окраску дневного павлиньего глаза оказывают влияние холод и тепло, действовавшие на куколку. Нижняя сторона крыльев покровительственной окраски — чёрно-коричневого цвета, с рядами волнистых более светло окрашенных извилистых линий.
Бабочки выходят из куколок в начале июня. Часто встречаются на цветках сивца, тимьяна, лопуха и различных садовых растений. Иногда попадаются на вытекающем древесном соке или забродивших фруктах.
Гусеницы интенсивного чёрного цвета с мелкими белыми точками и с поясками из жестких ветвистых шипов. На кормовых растениях живут выводками, иногда до 300 экземпляров, в общем гнезде из оплетенных шелковой нитью листьев. Перед окукливанием расползаются.
Божья коровка
Самый активный период для истребления тли, входящей в рацион божьих коровок, — с весны до поздней осени, зимой божьи коровки забираются под опавшие листья, кору деревьев или камни и там ждут следующей весны. В зависимости от наличия пищи, эти насекомые живут от нескольких месяцев до года, и очень редко — до двух лет. Молодые особи всегда отличаются яркой окраской, которая постепенно тускнеет с возрастом, при этом оставаясь достаточно убедительным предупреждением для хищников, которые захотят посягнуть на жизнь насекомого. Эффективный способ защиты — ядовитая резко пахнущая жёлтая жидкость, которую божьи коровки выделяют из суставов ног. Она отпугивает их главных врагов — пауков, лягушек и некоторых насекомых, питающихся божьими коровками. Птицы и другие позвоночные животные на божьих коровок не охотятся. Божьи коровки неплохо летают, делая крыльями до 85 взмахов в секунду.
Золотистая бронзовка
Жуки ведут дневной образ жизни и активны в жаркую солнечную погоду. В облачную погоду жуки малоактивны, неподвижно сидят на цветках растений и не взлетают. В пасмурную и холодную погоду спускаются на землю и прячутся под розетками листьев, близ корней растений; ночью большинство жуков также спускаются на землю.
Питаются они на цветках различных травянистых, кустарниковых и древесных растений. Жуки отмечены питающимися на цветках следующих видов дикорастущих растений: горец змеиный, щавель курчавый, липа сердцевидная, молочай высокий, таволга обыкновенная, таволга вязолистная, люцерна посевная, клевер луговой, ромашка лекарственная, нивяник обыкновенный, поповник щитковый, пижма обыкновенная, чертополохи и.т. д.
Взрослые жуки являются частью рациона некоторых птиц. К таким птицам относятся сизоворонки, грачи, галки, сороки, сойки, иволги, сорокопуты, из которых особенно часто жуками питаются сороки, часто — сизоворонки и сорокопуты.
Жужелица
Подавляющее число жужелиц относится к хищникам, что в сочетании с высокой численностью во многом определяет их практическое значение.
Мир беспозвоночных на лугу очень разнообразен. Это и различные пауки, и сенокосцы, дождевые черви и моллюски (слизни, улитки) и т.д.
Земноводные и рептилии также не являются редкими гостями на лугах, достаточно лишь присмотреться и прислушаться, как заметишь шмыгнувшую в заросли ящерицу, или услышишь кваканье лягушек.

Здесь встречаются земноводные (остромордая лягушка, квакша обыкновенная, жаба зеленая), пресмыкающиеся (ящерица прыткая). Здесь можно увидеть и опасную гадюку или ужа, которые приползли поохотиться на полевых мышей или остромордых лягушек.
Гадюка обыкновенная
Питаются гадюки в основном мышевидными грызунами, бурыми лягушками, птенцами и ящерицами. Выбрав жертву, гадюка подползает к ней на расстояние 15 – 20 см и, когда жертва неторопливо отступает, делает резкий бросок в сторону добычи, наносит укус ядовитыми зубами. Через некоторое время (полевка после укуса способна отбежать всего на 1,5 – 2 м), гадюка находит жертву по следам, ориентируясь с помощью обоняния и осязания.
Молодые гадюки кормятся насекомыми, слизнями, дождевыми червями, сеголетками ящериц и бурых лягушек. Половой зрелости достигают к 3 – 4 году жизни.
Несмотря на то, что гадюка наделена от природы таким мощным ядовитым аппаратом, сама становится жертвой других хищников. Добывают и поедают гадюк и млекопитающие (еж, барсук, хорь, лисица), и птицы (журавли, аисты, канюк, змееяд).
С наступлением осеннего похолодания, гадюки уходят на зимовку – обычно в конце сентября – октябре. Места зимовок традиционные и размещаются, как правило, на глубине от 40 см до 1 м, ниже зоны промерзания.
Травяная лягушка
Размером от 70 до 100мм, морда тупая, небольшой пяточный бугор. В окраске верхней части тела преобладают светло – бурый и темно – коричневые тона. Брюшко грязно – белое или желтоватого оттенка. На висках от глаза и почти до плеча имеется темное пятно. По всему телу разбросаны мелкие бурые и черноватые пятна, красноватые и белые точки, образуя причудливый рисунок.
Зеленая жаба
Прыткая ящерицаРазмером 70 – 75 мм, максимальная длина -140мм. Кожа бугорчатая, по бокам головы расположены ядовитые железы. Тело сверху окрашено в светло – зеленые тона с крупными темно – зелеными пятнами, окруженными черной каймой и часто с красными точками посредине.
Прыткая ящерица
Имеет средние размеры, длина ее тела 9 – 11см, хвост примерно в 1,5 раза длиннее тела. Тело покрыто мелкой чешуей, щитками, зернышками. Самцы обычно зеленые или зеленовато –бурые, а самки буровато – серые. В зависимости от характера мест обитания окраска их тела может несколько различаться, но всегда сохраняется типичный рисунок из полос и пятнышек
Обыкновенная чесночница
Окраска тела чесночницы неяркая, верх – светло-серый, иногда темно-серый с желтоватым или бурым оттенком; покрыт темными пятнами. Низ светлый (серовато-белого цвета) с темными пятнами или без них. Кожа гладкая. Многочисленные кожные железы выделяют ядовитый секрет с запахом чеснока (отсюда название). Лоб выпуклый, ноги короткие. Формой тела напоминает жабу.
Активна она ночью, на день закапывается в почву, разгребая ее в стороны задними конечностями. При зарывании опускается в землю задней частью тела.
Питается чесночница в основном наземными беспозвоночными: жуками, гусеницами, пауками, дождевыми червями.
Чесночниц используют в пищу гадюка, уж, птицы и млекопитающие.
Зимует в почве на глубине не менее 30 – 50 см либо использует норы грызунов.
Луговые птицы также отличаются разнообразием и играют важную роль в жизни лугов: они распространяют семена растений и регулируют численность беспозвоночных.

Обыкновенный перепел
Размером несколько крупнее скворца. Общая окраска верхней части тела охристо-бурая с темными и светлыми полосками. У самца весной горло черное, а осенью белое. Грудь и зоб у него охристо-рыжие. У самок и молодых птиц зоб и грудь, сероватые с бурыми пятнышками. Распространен обыкновенный перепел очень широко – встречается на территории Европы, Азии, в Северной и южной Африке. Птица перелетная, зимует в северных частях тропической Африке, в Аравии, Индии, Южном Китае.
Коростель
Размером немного крупнее скворца. Клюв короткий, голова небольшая, крылья короткие и тупые. Окраска оперения верха рыжевато — бурая, а низа – желтовато – серая с темными полосами на боках, крылья ржавчато-бурые. Распространен коростель в Европе, Азии. Птица перелетная зимует в Африке.
Чибис
Один из многочисленных куликов, размером с голубя. От других куликов отличается преобладания в оперении самцов черно – белой окраски. На затылке есть хохолок из нескольких узких перьев. Клюв довольно короткий и прямой, а крыло широкое и тупое. У самки на подбородке и горле имеются белые перья, а крылья – более широкие и тупые по сравнению с крыльями самца. Распространен чибис на территории Европы. Зимуют в Англии, на востоке Франции, в Северо – Западной Африке и Юго-Восточной Азии.
Полевой жаворонок
Размером несколько крупнее воробья, весит примерно 40 г. Верхняя сторона тела буровато – серая с черными продольными пестринами, а нижняя сторона – белая с темными пестринами на груди. По бокам хвоста есть светлые полоски. Полевой жаворонок распространен в Европе, Азии, Северной Африке. Птица перелетная, зимует на юге Азии и на севере Африки.
Белая трясогузка
Размером несколько мельче воробья, не более стройная. У неё длинные тонкие ноги и длинный хвост. Она очень ловко и быстро бегает по земле, беспрестанно покачивает хвостом. Оперения светлое, в нем преобладают белый и серый тона. На голове и груди большое темное пятно, а на темени черная шапочка. Бока головы, вся нижняя сторона тела и полоски по бокам хвоста белые. Крылья сверху беловато – серые с черно – бурыми поперечными полосами. Гнездится белая трясогузка в Европе, Азии и в северо-западных областях Северной Америки, а зимует в Африке, на юге Азии и на юго-западе Европы. На большей части области распространения трясогузка – птица перелетная.
Сорокопут – жулан
Обычная птица луговых кустарников. Размером со снегиря, с массой тела около 35 г. Оперение самца довольно пестрое, голова серая с черной пересекающей глаз полосой, середина спины и плечи каштаново – рыжие, надхвостье пепельно-серое, а хвост черный с белыми боковыми частями. Низ оперения белый с розовато-бурым оттенком. Самки окрашены скромнее. У обоих полов черный клюв с крючком на конце. Такой клюв придает жулану сходство с хищными птицами, его, поэтому считают маленьким певчим хищником.
На лугах можно встретить многих представителей млекопитающих, начиная от грызунов (мышей-полевок) и заканчивая грациозными парнокопытными. Лось, кабан, косуля приходят они сюда полакомиться сочной травой, а затем возвращаются в лес, так как на лугу крупным животным спрятаться негде. В поисках мышевидных грызунов забегает лиса и горностай.

Горностай
Горностай - небольшой зверек с удлиненным гибким телом, сильными лапами и острыми когтями на пальцах. Длина тела 12-30 см, хвоста - 6-12 см, масса - 160-250 г. Мех густой, короткий. Летом верхняя часть тела, бока и ноги буровато-коричневые, нижняя часть белая, конец хвоста черный. Зимой окраска меха снежно-белая, а кончик хвоста остается черным. Несмотря на небольшие размеры, горностай - смелый и кровожадный хищник. Нередко он нападает на зверей и птиц, значительно превышающих его по размеру, например, зайцев, глухарей и т. д. Основной его корм - мышевидные грызуны. Если пищи в местах обитания много, то он делает запасы.
Европейский крот
Небольшой зверек, длина его тела 12-16см, хвоста – 2-4см. тело вальковатое. Покрытое густым бархатистым мехом. Конец мордочки втянут в подвижный хоботок, заканчивающийся пятачком. Передние лапы с широкими ладонями, вывернутыми наружу, и мощными плоскими когтями. Окраска матово черная, нижняя часть тела светлее верхней.
Мышь малютка
Самый маленький грызун. Длина тела 7см, а масса 5-6 г. Мордочка слегка притуплена, небольшие ушки. Хвост длинный размером 5-7см. Мех густой из очень тоненьких волос. Окраска верха рыжевато — охристая, а брюшка – белая. Распространена мышь – малютка в умеренных широтах Евразии.
Хомяк обыкновенный
В Беларуси обыкновенный хомяк распространен в юго-восточной части. Этот вид у нас редкий и занесен в Красную книгу.
Норы хомяка глубокие, с большим количеством выходов. Кроме гнезда в норе всегда к зиме делаются запасы зерна, семян и корнеплодов.
Хомяк ведет одиночный образ жизни. Кормится в ночное время. Основу питания составляют растительные корма – зерно, корнеплоды, зеленые части растений, реже поедает насекомых. Зиму проводит в спячке.
Ни один из обитателей лугового сообщества не похож на остальных, имеет свои особенности, свои привычки, каждый из них вносит свою лепту в организацию и существование такой сложной биологической системы, как луг.
3.2. Интерактивная игра «О ком речь?»
Цель игры: закрепить знания учащихся о группах животных, обитающих на лугу.
В кабинете заранее в разных местах развешиваются таблички с надписями: «насекомые», «земноводные», «звери», «птицы», «рептилии».
Педагог называет представителя животного мира луга, а ребята должны стать под соответствующую табличку.
Представители животного мира луга: кузнечик, коростель, крот, трясогузка, лось, махаон, горностай, майский жук, перепел, лиса, чесночница, мышь, уж, аист, зеленая жаба, шмель, прыткая ящерица, жаворонок, зеленая жаба, русак, хомяк, сорокопут, навозник, муравей.
3.3. Физкультминутка «На лугу».
-Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем.
-Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно.
-Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет.
-Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз. Подставьте нос солнышку.
- Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть.
- Сморщите нос, задержите дыхание.
-Бабочка улетела.
- Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох- выдох.
3.4. Беседа «Роль животных луга в экосистеме».
Педагог: Давайте рассмотрим, какую роль играют животные в экосистеме луга.
Насекомые пьют сок растений, так же они сосут нектар — это сладковатая жидкость, выделяемая цветами, есть насекомые, питающиеся листьями, — это растительноядные. Среди мира насекомых есть хищники, поедающие растительноядных (стрекоза - ест комаров и мошек), есть всеядные (муравьи), они поедают других насекомых, любят сок и нектар.
Кто же питается насекомыми?
Учащиеся: Насекомые луга являются пищей для птиц, которые находят здесь не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнёзда, выращивают птенцов.
Педагог: Кто еще ест насекомых на лугу?
Учащиеся: Насекомоядные звери: еж, крот, землеройки.
Педагог: Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой почвы. Чья это работа?
Учащиеся: Это работа кротов.
Педагог: Большую часть своей жизни они проводят в норах, под землёй, питаясь личинками насекомых.
Многочисленные мыши скрываются в траве и находят богатую пищу. Они питаются семенами луговых растений.
Как вы думаете, куда деваются отмершие части растений?
Учащиеся: В их разложении принимают участие, наряду с бактериями и грибами некоторые животные. Например, жуки мертвоеды и навозники.
Педагог: В природном сообществе каждому животному отведено свое место. Все животные в природном сообществе выделяют углекислый газ, который используют растения в процессе фотосинтеза. Скажите, какую роль играют животные в размножении растений.
Учащиеся: Насекомые (пчелы, бабочки) являются опылителями растений. Птицы, звери, насекомые распространяют плоды и семена растений, способствуя, таким образом, их расселению. Экскременты и трупы животных — удобрения почвы, на которой растут растения. Дождевые черви формируют почву, пропуская через себя растительные остатки, рыхлят ее, проделывая ходы; копытные утаптывают почву.
Педагог: Какую роль для биологического равновесия играет лисица, которая посещает луг?
Учащиеся: Она охотится на мышевидных грызунов и тем самым регулирует их численность.
Педагог: Таким образом, в экосистеме луга всё взаимосвязано. Животные не могут жить без растений и наоборот.
3.5. Конкурс загадок «Беспозвоночные животные луга»
Цель конкурса: расширить знания о беспозвоночных животных луга.
Педагог загадывает различные загадки о беспозвоночных животных луга (приложение 1).
3.6. Конкурс кроссвордов «Фауна луга».
Цель конкурса: расширить знания о позвоночных животных луга.
Ребята делятся на группы по 3-4 человека и разгадывают кроссворд «Фауна луга»» (приложение 2). Побеждает та группа, которая правильно и быстрее других справиться с заданием.
4. Контрольно-коррекционный этап.
4.1. Дидактическая игра «Зоологическое лото».
Цель игры: закрепить знания у учащихся по многообразию животных луга.
Правила игры.
1. Учащиеся делятся на пары.
2. Педагог выполняет роль ведущего и раздает 6 игровых полей игрокам.
3. 36 карточек раскладываются на столе изображением вниз.
4. Ведущий тянет карточку, и молча, показывает картинку с изображением животного учащимся.
5. Игрок, который узнает животное и находит на своем игровом поле его название, поднимает руку и получает карточку. Ею он накрывает соответствующую надпись на своем игровом поле.
6. Выигрывает тот, кто первым и полностью заполнит свое игровое поле.

4.2. Упражнение «Вставьте пропущенные слова».
Цель упражнения: закрепить знания учащихся о луговом сообществе.
Педагог раздает каждому учащемуся карточку с двумя текстами, в которые необходимо вставить пропущенные слова:
1-ый текст
Все обитатели луга ….. между собой. Насекомые ….. растения. Птицы регулируют количество насекомых и гусениц, иначе они ……. растения. Жуки навозники и могильщики, поддерживают луг в образцовом ….. Поэтому, луг и называют природным…….
2-ой текст
Человек издавна использует луга как …... На них косят ….., заготавливают …., которым зимой корм сельскохозяйственных животных. Чтобы луга давали много трав, человек должен …… относиться к …. Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное …, ведь в конечном итоге он пострадает сам.
5. Рефлексия.
Подведение итогов занятия.
Интерактивная игра «Рефлексивный круг» (Учащимся предлагается поочередно ответить на вопрос: «Чем я могу помочь сохранению биоразнообразия луга?»)
Предполагаемый результат занятия.
Знать:
- особенности луга, как среды обитания животных:
- некоторых представителей животных, обитающих на лугу;
- роль животных в экосистеме луга.
Уметь:
- узнавать и описывать отдельных представителей животного мира луга;
- использовать, полученные ранее знания;
- работать в команде;
- разгадывать кроссворды.
Источники:
1. «Агрессивные чужеродные виды диких животных и дикорастущих растений на территории Республики Беларусь». - Минск,2008г.
2. «Дикая природа Беларуси: пособие к факультативным занятиям для учащихся 7-8классов, общеобразовательных учреждений для работы в классе» /В.В.Гричик и др.- Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009.
3. «Земнаводныя. Паузуны.»/ С.Зуенок,Р.Навіцкі,С.Драбянкоў. – Мінск «Мастацкая літаратура», 2009.
4. «Удивительные истории о жизни природы»/ Л.Чумаков. – Мн.: «МЕТ»,2003
5. «Насякомыя»/Л.Чумакоў. -– Мінск «Мастацкая літаратура», 2005.
6. Школьный атлас-определитель беспозвоночных./ М.Козлов, И.Олигер. – М.:Просвещение, 1991.

Приложение 1
Загадки «Беспозвоночные луга».
1. Что за чудо-вертолет
Мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса,
Вылетает...
(стрекоза)

2. Шестилапый и мохнатый,
Зажужжал мотор крылатый.
Опылять цветущий хмель
Прилетел проворный...
(шмель)

3. Целый день в цветках жужжит,
С медом в улей свой спешит.
Много меда запасла
Себе на зиму...
(пчела)

4. Не пчела она, а жалит.
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса.
Кто она, скажи?
(оса)

5. Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(кузнечик)

6. Спит на листьях у дорожки.
Как антенны, ушки-рожки.
Дождь идёт, гремит ли гром,
-Завитой укроет дом!
(улитка)

7. Мой хвост не отличишь от головы.
(червяк)

8. На большой цветной ковёр
Села эскадрилья —
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(бабочки)

9. Прыгает пружинка —
Зелёная спинка —
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(кузнечик)

10. Восемь ног.
Как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк!
(паук)

11. Грозный жук на тонких ножках
Мчится по лесной дорожке.
Эй, козявка. Осторожно!
Поплатиться жизнью можно!
(жужелица)

12. Под навозною лепешкой
Покопается немножко,
Корм личинке запасает
И куда-то уползает.
(навозный жук)

13.Говорят, он косит сено,
Ловко бегает по стенам.
Так же, как паук, живет.
Только сети не плетет.
Днем сидит он в уголке
Ночью на охоту ходит.
(сенокосец)

14. Словно проволоку кто-то
Повтыкал в картошку.
Есть упроволочку той
Маленькие ножки
(проволочник-личинка жука щелкуна)

15. Быстро двигаться не может
У него совсем нет ножек.
След оставит слизи липкой.
Вы встречались ведь со...
(слизнем)

16. Под землей она живет,
Ход копает, словно крот.
Корешки грызет нередко,
А зовут её …
(медведка)

17. Красный жучок в черную точку
Сел отдохнуть на красивом цветочке.
Он с крошечной маленькой черной головкой.
Зовется жучок этот …
(божьей коровкой).

18. Бабочкина дочка
Вся в мелких ярких точках,
Медленно ползет,
Листики грызет
(гусеница)

Приложение 2
Кроссворд «Фауна луга»


1. Кто над пастбищем летает
Беспокойно и крикливо,
Незнакомого встречая
Очень громким "чьи-вы", "чьи-вы"?
(Чибис)

2. Длинный хвост у этой птицы
Постоянно шевелится,
Любит песни щебетать,
По земле пешком гулять.
(Трясогузка)

3. За щекой моей кладовка,
Здесь зерно храню я ловко.
Вот запасливый какой,
Я еду ношу с собой.
Признаю, грызун завзятый,
И спешу всегда куда-то.
По натуре я добряк,
Угадай, кто я? – …
(Хомяк)

4. Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит.
(Жаворонок)

5. Эта небольшая птица,
настоящий разбойник для насекомых,
лягушек,мышей, мелких птиц.
Когда есть не хочет,
свою добычу накалывает
на шипы и колючки растений,
создавая запас "про чёрный день".
(Сорокопут)

6. День ли, ночь ли на дворе,
Он всегда сидит в норе!
Дни и ночи напролёт
Роет землю сонный ...
(Крот)

7. Изящны, грациозны,
И небольшого роста,
С рожками красивыми,
Родственники оленей!
( Косули)

8. А этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперёк.
И лишь животик гладить можно,
Его узнать совсем не сложно.
(Еж)

9. На лугу Она живёт,
И всё время спать зовёт!
— Пить — пирю, спать пора!
Так до самого утра!
Кто такую птичку знает?
Кто загадку отгадает?
(Перепел)

10. Маленький изящный зверек –
ловкий и безжалостный хищник.
Летом – коричневый,
зимой – белый, только черный кончик хвоста.
Без труда проникает в норы
водяных крыс, хомяков.
Хозяев он съедает,
а их норы становятся ему домом.
(Горностай)

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая кругосветка в начальной школе. Сценарий Рассказы для учащихся начальной школы. Берегите природу Экологический семейный проект в начальной школе с презентацией Экологический проект с презентацией, 1 класс. Красная книга Тверской области

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по экологии, 2 класс. Сценарий

Экологические игры для младших школьников

Конспект внеклассного занятия на тему Осень, 1 класс

Урок КВН по окружающему миру, 3 класс

Внеурочное экологическое занятие учащихся начальных классов

Экологический турнир для школьников 5-8 класса на тему: Животные | Сочинение про сов, 1-2 класс
Опубликовано: 2611 дней назад (2 марта 2017)
Просмотров: 46027
+49
Голосов: 49
Комментарии (75)
Ирина Борисовна Порхачева # 3 марта 2017 в 14:06 +5
Оксана Анатольевна, здравствуйте. С удовольствием познакомилась с вашим конспектом занятия по изучению видового состава животных луга Республики Беларусь.Вами собран очень интересный материал по знакомству детей с "животным миром", грамотно продуманы вопросы для беседы, интересные крассворд, загадки! С удовольствием голосую!
Юлия Анатольевна Гаврилова # 3 марта 2017 в 14:10 +3
Доброго времени суток, Оксана Анатольевна! Очень понравился Ваш конспект занятия!Интересный и познавательный материал! С удовольствием отдаю свой голос!
Юлия Анатольевна Гаврилова # 3 марта 2017 в 14:10 +4
Доброго времени суток, Оксана Анатольевна! Очень понравился Ваш конспект занятия!Интересный и познавательный материал! С удовольствием отдаю свой голос!
Наталья Александровна Цуцерова # 3 марта 2017 в 14:31 +6
Добрый день! Спасибо за приглашение на занятие по экологии. Занятие интересное, много занимательного материала, есть физкультминутка как предупреждение утомляемости. Вы рассказали много о разнообразии фауны луга, многие насекомые и животные занесены в красную книгу. Я думаю деткам было интересно на занятии. Удачи и творческих успехов.
Марина Викторовна Киселева # 3 марта 2017 в 15:01 +4
Оксана Анатольевна, спасибо за приглашение!
Как всегда богатейший материал!
Прекрасное оформление!
Рада за Ваших детей, у них огромный багаж знаний!
Успехов!
Елена Афанасьевна Семенова # 3 марта 2017 в 15:38 +5
Оксана Анатольевна, замечательное занятие, интересное, насыщенное как теоретической информацией, так и игровым дополнительным материалом по теме. Дети обогатили свои знания по данной теме. Вам голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 31 августа 2018 в 14:07 0
Спасибо!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 3 марта 2017 в 16:37 +5
Оксана Анатольевна отличная подборка по теме: Животные луга joke Молодцы! От меня голос №6 в Вашу педкопилочку! angel
Наталья Васильевна Дегтярцева # 3 марта 2017 в 16:53 +3
Интересный, познавательный материал. Работа хорошо иллюстрирована. Голосую +1
Алёна Владимировна Кузьминых # 3 марта 2017 в 17:52 +6
Оксана Анатольевна, добрый вечер!
Спасибо за приглашение на Ваш конспект занятия по изучению видового состава животных луга Республики Беларусь. Вами собран очень интересный материал по знакомству детей с "животным миром", грамотно продуманы вопросы для беседы, интересные кроссворд, загадки!
Удачи на конкурсе! С удовольствием голосую!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 3 марта 2017 в 18:14 +6
Спасибо за приглашение. Очень интересный, объемный и познавательный материал. Много загадок, кроссворд, дидактическая игра, все хорошо подобрано и проиллюстрировано. Примите ГОЛОС!
Алла Алексеевна Кондратьева # 3 марта 2017 в 18:30 +5
Материал Вашей публикации интересный! Беру на заметку! Спасибо! Примите голос,Оксана Анатольевна!
Оксана Анатольевна Данильченко # 31 августа 2018 в 14:07 0
Спасибо!
Шахаризада Аскаровна Ахметова # 3 марта 2017 в 20:03 +5
Добрый вечер, Оксана Анатольевна. Прочла вашу работу "Внеклассное занятие по экологии для младших школьников «Животные луга»". Какую большую работу вы провели, я вижу что этот материал рассчитан на два урока, действительно так много всего обо всем. И птицы, и насекомые, и животные всего луга в вашем конспекте. Есть загадки и кроссворд для закрепления материала. Огромное вам спасибо за такую информацию о Республики Беларусь.
Тамара Буланкина # 3 марта 2017 в 21:42 +2
Оксана Анатольевна,спасибо за интереснейший конспект!!! Отличный материал по экологии! С удовольствием голосую! Удачи!
Наталия Витауто Кибалина # 3 марта 2017 в 22:04 +2
какая интересная, объемная и увлекательная работа!!!!!! Голосую!!!!!
Наталья Анатольевна Сырова # 3 марта 2017 в 22:42 +3
Доброго времени суток! Благодарю за приглашение. С удовольствием познакомилась с вашим конспектом. Вами собран объёмный и познавательный материал, который хорошо продуман. Детям очень интересно на таких уроках. Они получат огромный багаж знаний. Примите мой голос! Творческих вам успехов!
Яна Александровна Кошкина # 3 марта 2017 в 23:14 +2
Оксана Анатольевна, здравствуйте. С удовольствием познакомилась с вашим конспектом!
Оксана Анатольевна Данильченко # 31 августа 2018 в 14:07 0
Спасибо!
Людмила Васильевна Васильева # 3 марта 2017 в 23:52 +2
Здравствуйте,спасибо за приглашение!
Конспект интересный,познавательный.Примите голос!
Валентина Петровна Чурепкина # 4 марта 2017 в 01:00 +4
Оксана Анатольевна, замечательно то, что формируете экологическую культуру, прививаете любовь к природе, интерес к изучению жизни животных луга и их роли в природе, а также, вы формируете коммуникативные навыки в ходе интерактивных игр, воспитываете культуру общения.
Я поддерживаю вашу работу голосом +17 ! Успехов в творческой деятельности! v
Елена Викторовна Гончаренко # 4 марта 2017 в 04:44 +2
Очень интересный и полезный материал. спасибо
Галина Владимировна Козюкова # 4 марта 2017 в 04:57 +4
Замечательное развивающее занятие, голосую. Ребята много узнают нового об особенностях животных луга, подобраны загадки, кроссворд. Весь материал расширяет и дополняет знания детей, прививает любовь к природе, умение наблюдать. Успехов Вам!
Наталья Викторовна Бурдейная # 4 марта 2017 в 05:15 +6
Оксана Анатольевна, Благодарю за приглашение. С удовольствием посетила Ваш урок. Конспект занятия «Животные луга» объединения по интересам «Экологический экспресс», как никогда актуален в год экологии, и многим коллегам будет полезен!

Вами собран познавательный материал, который очень интересен детям. Примите мой голос в поддержку!
Оксана Анатольевна Данильченко # 31 августа 2018 в 14:07 0
Спасибо!
Нелли Александровна Долженкова # 4 марта 2017 в 10:28 +4
Оксана Анатольевна, здравствуйте. С удовольствием познакомилась с вашим конспектом занятия.Вами собран очень интересный материал для ознакомления детей с "животным миром". С удовольствием голосую!
Елена Леонидовна Уточкина # 4 марта 2017 в 10:44 +3
Оксана Анатольевна, здравствуйте. С удовольствием познакомилась с представленным конспектом занятия по изучению фауны луга. Очень интересно и познавательно. Великолепное оформление и интересные задания. Все на высшем уровне, так что принимайте голос!
Ирина Алексеевна Глотова # 4 марта 2017 в 14:13 +2
Спасибо за приглашение, Оксана Анатольевна! Примите мой голос! Творческих вам успехов!
Елена Юрьевна Касимова # 4 марта 2017 в 16:40 +3
Оксана Анатольевна, конспект очень содержательный, тщательно разработанный. Конечно, голосую за Вас. Желаю дальнейшего творческого и профессионального роста! Единственное, что меня смутило, это большой объем материала, думаю, что его хватит не только на два урока:)
Ольга Ивановна Марченко # 4 марта 2017 в 16:46 +5
Добрый день, Оксана Анатольевна. Спасибо за приглашение, на внеклассное занятие. Замечательное занятие, очень актуальное, ведь сейчас идет год экологии. Очень много интересной и познавательной информации. вами проделана огромная работа. Голосую с удовольствием!
Оксана Анатольевна Данильченко # 31 августа 2018 в 14:08 0
Спасибо!
Манат Камельевна Аубакирова # 4 марта 2017 в 18:48 +3
Здравствуйте.
Ваше внеклассное занятие по экологии содержательное и занимательное. Школьники на занятии включаются в разные по форме и содержанию формы учебной деятельности. Слушают лекцию о животном мире луга, разгадывают загадки, решают кроссворды, играют в дидактические игры, вступают в беседу. Конечно, такое занятие расширит знания учащихся о природе.
Примите голос.
Наталья Алексеевна Омельченко # 4 марта 2017 в 20:07 +2
Оксана Анатольевна, спасибо за приглашение. Очень интересный и обширный материал.+1 голос!
Марина Александровна Андронова # 4 марта 2017 в 20:32 +3
Оксана Анатольевна,здравствуйте! С интересом ознакомилась с вашей новой публикацией. Материал очень объемный и интересный. Используются разные форма работы. Примите голос за хороший урок.
Татьяна Викторовна Морозова # 5 марта 2017 в 14:03 +4
Ваше занятие,Оксана Анатольевна,расширяет знания учащихся о животных луга и их роли в природе. На занятии формируются коммуникативные навыки в ходе интерактивных игр.У детей воспитывается любовь к природе!Спасибо за материал!Беру на заметку.Голосую!
Оксана Анатольевна Данильченко # 31 августа 2018 в 14:09 0
Спасибо!
Вера Александровна Павлухина # 5 марта 2017 в 14:24 +6
Оксана Анатольевна,здравствуйте! Интересное занятие «Животные луга» по изучению видового состава животных луга Республики Беларусь Вы разработали. Вами представлен занимательный и познавательный материал,который расширяет знания детей по данной теме.С удовольствием голосую за чудесную разработку современного занятия.
Марина Сергеевна Долгих # 5 марта 2017 в 17:23 +2
Спасибо за интересный материал! С удовольствием голосую и желаю творческих успехов!
Александра Евгеньевна Александрова # 5 марта 2017 в 19:43 +2
Какую обширную и кропотливую работу Вы провели с ребятами на заданную тему, Оксана Анатольевна.
Несомненно голос!
Вера Валерьевна Ляпина # 5 марта 2017 в 22:18 +5
Добрый вечер! Спасибо за приглашение, Оксана Анатольевна! Обширный материал вы представили. Занятие получилось разнообразным, насыщенным. Выполнены поставленные задачи. Вы достигли поставленной цели. С удовольствием голосую за вашу работу.
Татьяна Витальевна Руднева # 6 марта 2017 в 20:57 +3
Уважаемая Оксана Анатольевна! Мне очень интересно бывать на ваших занятиях. В них Вы даёте массу интереснейшего материала, применяете разнообразные приёмы для усвоения материала и контроля этого процесса. А ещё среди обитателей лугов Белоруссии я узнала и много наших, украинских. Желаю Вам дальнейших публикаций и жду приглашений.
Светлана Александровна Баскакова # 6 марта 2017 в 21:12 +4
Оксана Анатольевна,добрый вечер!Отличное занятие!Примите голос в свою педагогическую копилку!
Светлана Геннадьевна Ботвенко # 7 марта 2017 в 10:41 +2
Спасибо за приглашение. С удовольствием ознакомилась с вашей работой. Материал познавательны, доступный, интересный.Голос!
Ольга Леонидовна Рукавишникова # 8 марта 2017 в 13:58 +3
Спасибо за приглашение. Материал очень обширный , познавательный, интересный. Голос за проделанную вами работу!
Оксана Анатольевна Данильченко # 9 марта 2017 в 10:39 +4
Спасибо Всем за Ваши комментарии!
Елена Юрьевна Деришева # 9 марта 2017 в 18:08 +3
Интересный, познавательный материал.Голос
Оксана Анатольевна Данильченко # 13 марта 2017 в 10:53 +2
Спасибо!
Альбина Анатольевна Печникова # 11 марта 2017 в 07:44 +4
Конспект занятия «Животные луга» объединения по интересам «Экологический экспресс» мне понравился, Оксана Анатольевна! v Примите голос поддержки в свою копилку! Молодец!
Оксана Анатольевна Данильченко # 13 марта 2017 в 10:53 +3
Спасибо!
Вaлентина Николаевна Ковальчук # 13 марта 2017 в 20:04 +1
Добрый вечер, Оксана Анатольевна! Очень интересное, насыщенное, познавательное занятие!!!
Оксана Анатольевна Данильченко # 15 марта 2017 в 13:21 +1
Спасибо!
Алла Ивановна Ефимова # 16 марта 2017 в 00:04 +2
Очень интересно. Конечно, такое занятие расширит знания учащихся о природе.
Примите голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 25 марта 2017 в 15:40 +1
Спасибо!
Тамара Владимировна Ткаченко # 23 июня 2017 в 16:54 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Интересная разработка с разнообразными методами, заданиями. Голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 19 августа 2017 в 13:06 +1
Спасибо!
Оксана Сергеевна Фуфаева # 1 августа 2018 в 11:44 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Ознакомилась с вашей разработкой. Очень интересное внеклассное занятие по экологии для младших школьников. Много наглядностей, познавательного материала. Оформлено всё методически грамотно. Примите голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 18 августа 2018 в 11:57 +1
БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Марина Александровна Кошкина # 18 августа 2018 в 12:12 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Очень интересный и полезный материал, все очень подробно и понятно расписано. Мой голос вам)
Оксана Анатольевна Данильченко # 18 августа 2018 в 12:22 +1
Спасибо!
Марина Сергеевна Грачёва # 18 августа 2018 в 14:05 +2
Здравствуйте Оксана Анатольевна. Мне очень понравилось, разработанное вами внеклассное занятие по экологии для младших школьников «Животные луга». Всё очень грамотно разработанно, дети посетив такое мероприятие получат массу положительных эмоций. Мой голос и творческих успехов.
Оксана Анатольевна Данильченко # 23 августа 2018 в 19:12 0
Спасибо!
Оксана Николаевна Бондарчук # 18 августа 2018 в 19:39 +1
Добрый вечер! Замечательный материал.
Оксана Анатольевна Данильченко # 23 августа 2018 в 19:12 0
Спасибо!
Татьяна Александровна Федорова # 19 августа 2018 в 14:38 +1
Доброго времени суток, Оксана Анатольевна.Спасибо за приглашение. Очень насыщенный, интересный и полезный материал, все очень подробно и понятно расписано. Мой голос вам)
Оксана Анатольевна Данильченко # 23 августа 2018 в 19:13 0
Спасибо!
Любовь Ивановна Крючкова # 23 августа 2018 в 19:21 +1
Спасибо!
Татьяна Анатольевна Дрожек # 29 сентября 2018 в 13:32 +1
Замечательное занятие! Много интересных моментов. Хорошо изложен материал.
Наталья Николаевна Харченко # 2 октября 2018 в 22:40 0
ГОЛОС!
Оксана Анатольевна Данильченко # 30 сентября 2018 в 10:02 0
Спасибо!
Светлана Петровна Захарова # 30 сентября 2018 в 10:16 +1
Добрый день! Оксана Анатольевна, очень интересный материал, особенно для меня, так как я родом из Беларуси! Как будто побывала на Родине! Материал, я думаю, будет очень полезен и интересен Вашим ученикам. Спасибо!
Оксана Анатольевна Данильченко # 30 сентября 2018 в 11:20 0
Спасибо!
Марина Ивановна Марова # 30 сентября 2018 в 18:50 +1
Очень интересно!
Оксана Анатольевна Данильченко # 6 октября 2018 в 18:57 0
Спасибо!