Статья по психологии. Этологическая теория Конрада Лоренса
Автор: Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»
Данная разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов начальной и средней школы. Также материал будет интересен студентам Педагогических Колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы по психологии. В материале дается определение этологии, как науки; рассматривается этологический подход к психическому развитию, о теории Конрада Лоренса.
Цель: Изучение этологического подхода в психическом развитии.
Задачи: 1.Рассказать об этологическом подходе в психическом развитии.
2.Формировать представления о теории Конрада Лоренса.
3.Воспитывать интерес к изучению психологии.
Предварительная работа: Изучение литературы по данной теме
Воспитатели детского сада, которых волнуют проблемы развития и воспитания детей, должны хорошо знать важные теоретические положения современной детской психологии, оперировать основными понятиями науки, знать закономерности развития познавательных психических процессов ребенка, разбираться в становлении ведущих видов деятельности на каждом возрастном этапе. Все эти вопросы изучает детская психология – наука о психическом развитии ребенка. Именно в детстве ребенок проходит множество этапов наиболее интенсивного развития. В детстве ребенок начинает ходить, манипулировать предметами, говорить, общаться. Вот этот интересный путь психического развития становится предметом детской психологии. Наблюдая за детьми, их поведение мы можем объяснить и интерпретировать только на основе психологической теории, которая дает представление о развитии человека. Наличие в современной психологии нескольких теорий, позволяет нам объяснить закономерности психического развития.
Этологический подход к психическому развитию ребенка получил широкое распространение в психологии в наше время. Что же такое этология? Какое исследователи дают определение этому понятию?
Петровский А. В. и Ярошевский дают следующее определение. «
Этология (от греч. ethos — привычка, характер, нрав, манера вести себя и logos — учение) - научная дисциплина, изучающая поведение животных с общебиологических позиций и исследующая четыре его основных аспекта». [2]
Смирнова Е О. пишет, что «
этология- наука о поведении животных». В Большой психологической энциклопедии объясняется, что «
этология — (от греч. ethos привычка, характер, нрав, манера вести себя и logos учение) научная дисциплина, изучающая поведение животных с общебиологических позиций и исследующая четыре его основных аспекта: 1) механизмы; 2) биологические функции; 3) онтогенез ; 4) эволюцию». [1]
Итак,
этология - ветвь биологии, изучающая закономерности поведения человека и животных. Ученые-этологи проводят аналогии между тем, как ведут себя люди и животные.
В психологии этологическое направление связывают с именем немецкого ученого Конрада Лоренца. «К. Лоренц (1952) обнаружил некоторое сходство между ранним формированием привязанности у гусят и формированием эмоциональной привязанности у младенцев. Социобиологи (ветвь этологии) считают, что сложные модели социального поведения генетически детерминированы. Этологи полагают, что сложные научения, такие, как освоение языка, обучение музыке происходят легче в сензитивные периоды, когда наиболее восприимчив человеческий мозг». [1]
Смирнова рассказывает: «Лоренц исследовал человеческое поведение как одну из форм поведения животных вообще. Основываясь на теории Ч. Дарвина о происхождении видов, он рассматривал человека как продукт биологической эволюции и естественного отбора. Согласно его представлениям, жизнь человека принципиально не отличается от жизни других животных (рыб, птиц, млекопитающих) и представляет собой цепь инстинктивно-детерминированных форм поведения. Все высшие и сугубо человеческие явления – дружбу, любовь, войны, политическую борьбу, зависть, привязанность и пр. он объясняет, как проявление врожденных инстинктов, направленных на выживание индивида и сохранение вида. Биологическая целесообразность является основной ценностью и главным объяснительным принципом его теории.» Опираясь на теорию Лоренса можно объяснить поведение детей, их привязанность к маме, например. Зная теорию, педагог может объяснить и предотвратить нежелательное поведение ребенка. [3]
О формах поведения человека, о сензитивном периоде Смирнова пишет: «По мнению этологов, человек, как и другие виды животных, рождается с фиксированными формами поведения, которые вызываются определенными воздействиями внешней среды. Некоторые формы поведения появляются только в определенный период развития, называемый сензитивным (чувствительным) периодом. Раздражители, которые вызывают инстинктивные реакции в сензитивный период, не влияют на поведение животных в другие периоды. Например, только что вылупившиеся утята с рождения подготовлены следить и следовать за первым увиденным движущимся объектом. Если этот объект – мама-утка, утята будут следовать за ней. Но если в сензитивный период утенок увидит другой движущийся объект (например, человека), он будет следовать за ним, а не за своей мамой. Такое мгновенное запечатление, вызывающее включение определенных инстинктов, называют импринтингом. Психическое развитие ребенка рассматривается этологами как последовательное включение природных инстинктов.» Именно понятие «сензетивный период» должен знать каждый педагог. Когда ребенку давать представление о звуках, буквах, когда ребенка можно начинать учить иностранным языкам. В последние годы появляются новые методики для изучения иностранных языков дошкольниками. А, опираясь на теорию Лоренса, зная сензитивный период для изучения иностранных языков, появляется разногласие. Сензитивный период для изучения иностранного- 8-9 лет. [3]
Сравнивая поведения людей и животных, этологи выдвигают главный метод доказательства теории - заключение по аналогии, состоящее в сравнительном анализе. Проводя аналогию между поведением изучаемых ими животных и человеческим поведением, этологи объясняют причину способов поведения животных и человека. В то же время, описывая поведение животных, Лоренц явно очеловечивает их жизнь. Смирнова об этом говорит: «При описании поведения птиц, рыбок или собак он использует такие сугубо человеческие категории, как «грусть», «смущение», «дружба», «самоотверженность» и пр. При этом осуществляется «обратный перенос» человеческих чувств, настроений и состояний в животный мир и допускается, что психическая жизнь рыб и птиц в принципе не отличается от человеческой. Однако такая аналогия не имеет под собой серьезных доказательств.». [3]
Несмотря на то, что теория Лоренса подвергается критике психологов, но идеи Лоренса пользуются большим успехом. Педагоги, разбирающиеся в теории, смогут объяснить «механизмы поведения высокоразвитых и сложноорганизованных структур на основе простейших и примитивных форм поведения неизбежно приводит к чрезмерному упрощению человеческого поведения и сведению его к набору инстинктивно-детерминированных моделей». Простота теории и объяснение поступков человека эволюцией и врожденными инстинктами, будут привлекать и пользоваться успехом у педагогов и психологов. [3]
Список литературы 1.Большая психологическая энциклопедия М.: Эксмо, 2007
2.Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского сборник, Москва. -1985
3.Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС, 2008
Рекомендуем посмотреть:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Половое воспитание старших дошкольников
Письменная характеристика компонентов предметно – развивающей среды в группе воспитателя
Развитие вокально-хоровых навыков у старших дошкольников
Похожие статьи:
Детская агрессия. Что делать?
Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке
Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности
Методики раннего обучения детей математике
Методика раннего развития детей Марии Монтессори