Николай Корф. Педагогические идеи
Статья по педагогике. «Выдающийся педагог и просветитель – Николай Корф»
Автор: Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»Описание: Данная разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей школ. Также материал будет интересен студентам педагогических Колледжей и ВУЗов и всем, кого интересуют проблемы воспитания и обучения детей. В статье затрагиваются вопросы истории педагогики; рассказывается о земских школах; рассматриваются педагогические идеи Николая Корфа.
Цель: Вызвать интерес к изучению педагогических мыслей прошлого
Задачи:
1.Дать представление о педагогических идеях Николая Корфа
2.Раскрыть понятие «земское движение»
Современная педагогика- наука, включающая в себя обширнейшие знания; ориентирована на изучение и совершенствование процессов воспитания, образования, развития человека. Возникло слово «педагогика» еще в античные времена. В наше время педагогику рассматривают, как область практической деятельности и научного знания. Как самостоятельная наука, педагогика существует уже несколько столетий, в то же время она зависит от других научных дисциплин, получая и перерабатывая знания из философии, психологии, физиологии, истории и других наук. Именно история дает педагогике информацию, раскрывает особенности воспитания, образования на разных этапах развития; бережно хранит и учитывает педагогическую мысль прошлого. Современная педагогика развивается, обновляется благодаря новым методикам, которые опираются на идеи, работы педагогов и исследователей прошлого. Всем известны Л. Н. Толстой и Яснополянская школа; народный педагог К. Д. Ушинский, первые сады Ф. Фребеля. Идеи и взгляды этих исследователей используются и в современных образовательных программах детских садов и школ. Поэтому современным педагогам очень важно знать историю образования. Е.А. Князев в своих статьях рассказывает о жизни, деятельности, трудах тех педагогов, методистов, которые внесли свой бесценный вклад в образование. «Вера, образование и наука» - традиционные ценности нашей тысячелетней страны. [5] Евгений Акимович пишет о Н. Пирогове, чье «богатейшее уникальное наследие весьма актуально»; о Н. Бунакове, создавшем первый школьный театр; о Л. Толстом – педагоге, выступающем за свободное воспитание, о А. Бекетове, основавшем Высшие женские курсы, о В. Стоюнине – выдающемся методисте словеснике, об А. Симонович и первых детских садах и многих других педагогах. Статьи Е.А. Князева заставляют задуматься о системе ценностей, об отношении к миру, о том, на чем строится наша жизнь. Обращаясь к истории, мы выделяем в ней то, что волнует нас сейчас. Нам, педагогам, очень интересны вопросы образования и прошлого и современности. Ведь история тесно переплетается с настоящим. «Прошлое навсегда с нами, в нашем сознании, там, где находится безграничный мир образов истории…Именно сегодня приходит пора возродить гуманитарную образованность, которой славилась наша страна, пересилить ведением невежество». [5] Евгений Акимович рассматривает вопросы реформирования образования прошлого.
Одним из реформаторов ХIХ века был Н. Корф – педагог, основатель земских школ. В наше время в семьях, где есть ребенок 6-7 лет, возникают вопросы: где лучше учиться, в какую школу пойти? Да, школ сейчас много, они отличаются друг от друга содержанием и направленностью работы с детьми. Известны традиционные школы – классические массовые учебные заведения; профильные, соответствующие способностям ребенка; частные; школы, работающие по авторским методикам (Монтессори, Штайнера). Родители серьезно задумываются о качестве школьного обучения. Задача педагогов детского сада помочь сориентироваться во множестве школ и программ обучения. Если сейчас любой современный дошкольник может стать школьником, то во времена Н. Корфа существовал принцип сословности в обучении. Ушинский призывал «отказаться отказанного классицизма времен С. С. Уварова, а также навязываемого принципа сословности». [5] Константин Дмитриевич предлагал «серьезное внимание уделить психолого- педагогической подготовке воспитанников, а также их педагогической практике в народных школах». Идеи Ушинского вдохновляли и Корфа.
О детских скитаниях Н.А. Корфа интересно рассказывает Е. А. Князев: «Николай Корф родился в 1834 г. в Харькове…Мальчик рано лишился матери. До шести лет Колю воспитывала няня. Она научила малыша читать по-русски и по-немецки, беседовала с ним о Христе. Потом мальчик обучался в «семейной школе» Д.Д. Градовского. Дмитрий Градовский не просто возглавил школу, он с большим пониманием реализовал природосообразное домашнее воспитание по Ж.-Ж. Руссо... Гуманный стиль взаимоотношений педагогов и детей в школе гармонично сочетался с настоящей свободой воспитания, ... чары деревенского приволья в сочных красотах украинской природы сами собой идеально воспитывали характер.» [4].
Исследования ученых доказывают, что на воспитание характера влияет и личный пример педагога, родителя. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем, то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей. Д. Д Градовский стал для Коли учителем, заложившем основы в воспитании характера. Н.А. Корф в «Записках» с восторгом писал как о самом счастливом периоде всего своего детства … в школе добродушного Градовского.
«Но, однажды, отец забрал Колю к себе в Новгород... На новом месте мальчика обучал немец-гувернер языку Гёте, увлекал рассказами о истории…Через год отец от¬правил Колю в город Верро в частный пансион Крюммера, … Корф признавался, что в этом заведении сумели заложить основы его политического или, точнее, гражданского жизнечувствия… «Директор и инспектор, равно как и все учителя, воспитывали в нас чувство ответственности доверием к нам и предоставлением нам возможно полной свободы, а не попечениями сыскной полиции», - писал Корф…
В1846 г. Коля был переведен в петербургский семейный пансион А.Я. Филиппова … Педагог, любитель и артист своего дела, А.Я. Филиппов сумел заронить педа¬гогическую искру в воспитаннике, и в этом пансионе Коля полюбил педагогическую профессию и впервые ощутил стремление помочь в обучении отстающим товарищам … Директор стал поручать ему неуспевающих, и вскоре Корфу хотелось преподавать уже всему классу.» [4]. Здесь нельзя недооценивать роль учителя, наставника в воспитании, в выборе будущей профессии. Как важно, чтобы педагог мог заинтересовать своих учеников предметом, наукой, какой-то деятельностью. Если в нашей жизни будут встречаться такие люди, настоящие Педагоги, то за будущее детей мы будем спокойны.
«В 1848 г. Николая перевели в Александровский лицей, где он … начал писать и переводить, полагая, что писательство - высшая ступень просветительской деятельности, о которой он мечтал. Николай стал работать в «макабрической школке грамотности» для детей служителей лицея, нравы которой его очень смущали… В «Записках» мы узнаем, что с пятнадцати лет юноша проводил все каникулы, обучая крестьянских детей. В двадцать лет окончив лицей, Корф лишь полгода прослужил в министерстве юстиции, …позже Николай отправился на Украину, в родовое село матери Нескучное, а через два года женился на Mapии Клевцовой. В сельской глуши Николай заняла просвещением крестьян.» [4].
В 1867 г. был избран членом училищного совета Александровского уезда Екатеринославской губернии. Он начал с ознакомления с состоянием школьного дела в уезде. Д.И. Латышина замечает, что «здесь он обнаружил крайнюю запущенность школ, слабую подготовленность учителей, отсутствие необходимых материальных условий. Школы уезда были в таком плачевном состоянии, что ничему, кроме грамоты, не учили. Необходимы, как писал в своем отчете Корф, неотложные меры. Требуется: увеличить число школ; обеспечить их необходимым учебно-хозяйственным оборудованием и учебно-наглядными пособиями; заняться подготовкой учителей к серьезной и глубокой работе с учениками, овладению ими совершенными методами и приемами обучения и воспитания. А решением этих задач должны заняться земство и те люди, которые хотят просвещения народа.» [6].
«Окрыленный благородной идеей решительно улучшить жизнь крестьян, Николай Александрович первым в России создал доступную народную школу с трехлетним курсом обучения…Корф построил учебный план школы с учетом того, сколько свободного времени имеется у крестьянских детей, чтобы посещать школу; уровень материального достатка, род занятий их родных, … его не пугала изначальная ситуация: отсутствовали педагоги, не было методических пособий, учебников, денежных средств. …Приглашая в Нескучное молодых энтузиастов, проводил начальный курс учительского мастерства, вел занятия по теории и практике обучения, давал образцовые уроки в школах, разрабатывал учебные программы по предметам,» - рассказывает Е. А. Князев. [4]
«Корф разработал специальную программу предметных уроков для сельских школ. На неделе в каждом отделении количество часов на определенные занятия распределялось таким образом: Звуковая метода — по 18 часов, игра в буквы — по 6 часов, сочинение слов — по 6 часов, диктовка — по 5 часов, чтение — по 12 часов, скоропись — по 6 часов, чистописание — по 6 часов. Темы сочинений были разнообразны: «Что мне делать в праздник?», «Что полезнее сеять — рожь или пшеницу?». На уроках использовались наглядные пособия, книги Ушинского «Родное слово» и Корфа «Наш друг» [6].
«По его инициативе стали созывать учительские съезды земского движения, на которых горячо обсуждались проблемы обучения и воспитания, задачи создания сети народных школ…Важнейшими направлениями в работе земств были народное просвещение, забота о построении школ и училищ, обеспечение детей учебниками и пособиями, материальная помощь учительству. Публицист и педагог Н.В. Чехов подчеркивал, что земская школа - школа общественная, а не государственная; в этой демократизации и состояло новшество. Корф отнюдь не желал приводить народные школы к единообразию - по его выражению, «одеть народную школу в мундир, сделать из народного учителя чиновника». Постоянно пребывая в Нескучном, он распространял основы новой педагогики практически на всю страну … П. Ф. Каптерев считает, что сочинения Корфа гораздо больше богаты деловитостью и практичностью, чем теоретическими идеями; при этом он одним из первых земских педагогов поставил высокую социокультурную цель - через ознакомление крестьянских детей с окружающим миром повлиять на улучшение материального и нравственного быта. Сторонник наглядного обучения, создавая доступную школу для воспитания народа, гуманист Корф смотрел шире, развивал концепцию воспитания через обучение, имея в виду общее начальное образование, а не чиновничий проект специального «училища для простолюдинов», готовящего сельскохозяйственных батраков…
Николаем Александровичем разработаны «повторительные классы», собственный «звуковой метод» обучения, «Руководство к обучению грамоте по звуковому способу», написал книгу «Русская начальная школа», сборник статей «Наше школьное дело», книгу «Малютка», «Книгу для учащих», книгу для чтения «Наш друг»… Последняя обогащала «учащихся различными познаниями по основам наук, развивало мышление и речь, способствовало общему воспитанию, закладывало фундамент последующего самообразования…С восторгом принятый народом, «Наш друг» попал под прицел столичных критиков, смаковавших недостатки в книге барона…» [4]
«Что касается теоретической стороны народного образования, то в ней Корф силен не был. Предлагавшиеся им методы и защищавшиеся начала не были новыми, не составляли результата его личного творчества, а представляли простое применение общечеловеческих начал и методов западной педагогии к русской жизни. Принципы составленной им классной книги для чтения "Наш друг" подвергались серьезной критике», - замечает П. Ф.Каптерев. [3]
В. М. Гаршин пишет замечания о грубых ошибках в книге «Наш друг» Н. А. Корфа в письме к Ф. Ф. Павленкову: «Возьмите статейку об аспидной доске …Если выкинуть вздорную и вредную болтовню, то останется только вот что: аспидная доска состоит из каменной дощечки, вделанной в рамку из соснового дерева…Только так, по моему мнению, возможно исправить «Нашего друга», но тогда ведь книга из 15 листов сократится на 7–9 и, собственно, перестанет быть книгой барона Корфа, так как от нее останется только один план… от «Нашего друга» останется одно приятное воспоминание». [1]
Не просто складывались отношения земств и общества…в целом по стране большинство крестьян оставались безразличными к грамоте. В министерстве народного «затмения» возобладал казенный классицизм Д.А. Толстого, и вновь была провозглашена политика сословности в образовании. В 1872 г. на уездном съезде помещики…забаллотировали Н.А. Корфа при земских выборах в гласные, …тогда как крестьяне избрали его единогласно. В письме к педагогу Х.Д. Алчевской Николай Александрович писал: «… Я трудился на пользу земства с самоотвержением...». Отчетливо осознав, что время реформ за¬кончилось, … Корф покинул ро¬дину. Восемь лет провел он с семьей в Швейцарии… Находясь в Женеве, Корф писал глубокие аналитические статьи, посвященные российскому школьному делу, … он рассказывал соотечественникам о проблемах народного образования в европейских государствах … Николай Александрович основал в Женеве «русскую семейную школу барона Корфа» …, издал учебную книгу «История Востока, Греции и Рима». По возвращении в Россию Корф неоднократно и устно, и в печати выступал с заявлениями о необходимости всеобщего обязательного обучения в России, на несколько десятилетий предвосхищая призывы, ставшие популярными лишь в начале XX в. …Продолжал работать, писал пособие для обучения детей, руководил учительским съездом в Бердянском уезде. Поздней осенью 1883 г., в возрасте 49 лет, Николай Александрович скончался. [4].
О заслугах Н. А. Корфа Д. И. Латышина пишет: «Ни один государственный чиновник не совершил столько подвигов ради русской народной школы, сколько их совершил Корф — так оценили современники его деятельность. Лучшим памятником Н.А. Корфу стали школы, созданные им, учителя, выпестованные за годы его деятельности, книги, которые он адресовал учителю и детям.» [6].
Е. Князев отмечает, что «Н.А. Корф разработал не только модель земской школы, содействовал открытию более чем 50 школ, но и сделал достоянием гласности новую систему ценностей народного просвещения, … отверг разделение людей на знать и простолюдинов; настоящий демократ и просветитель, он отстаивал равные права всех сословий на свободное образование. «Собратья» по классу его ненавидели как раз по той причине, по которой его боготворили крестьяне, - за бескорыстие, ведь он служил земству не за страх, а за совесть.» [4].
О прогрессивных идеях и педагогической деятельности Н. Корфа, одного из выдающихся педагогов-демократов и общественных деятелей XIX века, которые стали основой для развития народного образования в Екатеринославской губернии и в частности в Украине вспоминает Л. С. Зиновьева: «Новыми идеями и решениями в области народного образования в его наследии были обязательные обучения школьников на родном языке, практическая целесообразность и воспитательный характер обучения, соответствие школы к жизни, гармоничное сочетание интеллектуального, физического и трудового воспитания. Основными принципами…были наглядность, тесная взаимосвязь между предметами.» [2].
«Корф разработал методику организации учебных занятий, …его дидактические советы сохранили свое значение и для современной…школы, работающей в пунктах с небольшой численностью населения. Основные педагогические мысли Корфа о связи школы с жизнью, высказывания о школьной дисциплине, об учителе и путях его самообразования, об инспектировании народных училищ имели тогда большое влияние на педагогическую общественность и представляют интерес для педагогической науки. Деятельность и педагогические взгляды Н. А. Корфа составляют одну из важных страниц в истории прогрессивной русской педагогики,» - отмечает Л. П. Михайлова [7]
Хочется закончить свою работу словами Федора Тютчева, которые характеризуют выдающегося педагога, просветителя Н. Корфа.
Обманутой, обиженной России
Вы честь спасли, - и выше нет заслуг;
Днесь подвиги вам предстоят иные:
Отстоите мысль ее, спасите дух…
Список литературы:
1.Гаршин В. М. Полное собрание сочинений: в 3 т. М.; Л., 1934. Т. 3. С. 279–282
2.Зиновьева Л.С. Земские школы Екатеринославской губернии в конце XIX-начала XX вв. //Педагогика и психология. - 1988. - № 3. - С.41-56.
3.Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/Под ред. А.М. Арсеньева. — М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
4.Князев Е. А. Николай Корф: просветитель из Нескучного // Дошкольное воспитание 2013 № 10 с. 105-114
5.Князев Е. А. Россия: от смуты к реформам (ХVII – ХIХ вв.). Курс лекций. – М., 2009.- 384 с.
6.Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли), М.: Гардарики, 2005. — 603 с.
7.Михайлова Л. П. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Н. А. Корфа: автореферат. - 1956. – 16 с.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование познавательной активности младших школьников Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования Культура речи младших школьников Поисково-исследовательская деятельность в школеПохожие статьи:
Визитная карточка учителя на конкурс
Высказывания о воспитании детей
Высказывания о самовоспитании, воспитанности и этикете
← Роза из бересты своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото | Конрад Лоренс. Этологическая теория →
+8↑ Голосов: 8 |
Комментарии (14)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|