Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования
Механизмы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования
«Механизмы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности школьников на примере работы творческого объединения «Умелые руки».Материал предназначен для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования.
Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. С этой целью предполагается интеграция общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.
Основные задачи, которые необходимо решить в рамках интеграции – это создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, развитие индивидуальных способностей, осуществление комплексного педагогического влияния на личность школьника, углубление знаний, приобретение необходимых умений и навыков, предоставление дополнительной возможности подготовиться к поступлению в учреждения профессионального образования. Интеграция позволяет расширить образовательные ресурсы и общего, и дополнительного образования, сблизить между собой процессы воспитания, обучения и развития.
В решении данной проблемы особая роль отводится образовательным учреждениям различного типа, в том числе учреждениям дополнительного образования детей, их взаимодействию.
Дополнительное образование стремится заполнить пространство знаний, которое ребенок не получает или недополучает в общеобразовательных учреждениях. Вследствие своей большей мобильности дополнительное образование расширяет возможности развития обучающихся. Отличительность учреждения дополнительного образования детей от общего образования заключается в том, что в системе дополнительного образования педагог с ребёнком проходят другой образовательный путь. В дополнительном образовании не только дают ему поддерживающую информацию; главное – включают его в деятельность. Когда ребёнок осваивает ту или иную область человеческой деятельности, приобретает умения и навыки, тогда ребёнок имеет возможность выбирать и свой выбор осваивать.
Учреждения дополнительного образования детей создают равные стартовые возможности каждому ребенку, поднимая их на новый уровень индивидуального развития.
Существуют различные виды моделей интеграционного взаимодействия общего и дополнительного образования.
Наше учреждение осуществляет сотрудничество на основе договора со школами, что также способствует сближению основного и дополнительного образования детей.
Благодаря творческим и деловым контактам школы с учреждениями дополнительного образования детей, можно улучшить содержание и уровень подготовки различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок и др. Это также прекрасная возможность получения оперативной информации о возможности включения школьников в художественную, научно-техническую, туристско-краеведческую и другую деятельность. Такое сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и учреждений дополнительного образования детей в интересах личности обучающихся.
Дополнительное образование является сферой инновационной, где есть подвижность в вариативности программ, простор для инициативы, творчества, поиска, построения содержания, новых форм и методов, технологий. Мы работаем не по типовым (примерным) образовательным программам, а по модифицированным, экспериментальным и авторским.
Три года назад мне предложили вести внеурочную работу по программе ФГОС в начальной школе. Возникло много вопросов: как вести работу, какую разработать программу? Необходимо было выбрать такое направление в работе, чтобы и мне, и обучающимся было интересно на занятиях.
Моя дополнительная образовательная программа называется «Умелые руки». В нее я включила в работу с природным материалом и изготовление традиционных кукол-оберегов, считаю, что выбранное мною направление своевременным и актуальным.
Целью своей программы ставлю воспитание этнокультурной личности, сохраняющей свою национальную культуру и готовой активно жить и развиваться в многонациональной среде. А основной из задач ставлю развитие познавательных интересов обучающихся, расширение их кругозора, повышение интереса к своему народу, культуре, традициям.
На занятиях внеурочной деятельности стараюсь дать детям представление о народных традициях, обрядах, учу бережному, трепетному, отношению к природе, к своим предкам, истории своего народа.
Время учебы в школе - это время успеха педагога и ребенка, это радость общения и познания. Такое сотворчество увлекает, делает радостным общий труд, заставляет искать новые формы самовыражения.
Где, как не на уроке педагог раскрывает ребенку истинную красоту родной земли, ее богатства и неповторимость.
В начале учебного года, вместе с учителями начальных классов проводим экскурсии в лесопарк и скверы. Любуемся красотой осеннего леса, собираем осенние листья, семена клена, шишки, желуди, все то, что пригодится на занятиях.
Природа – замечательная мастерская. На занятиях дети открывают для себя прекрасный мир творчества народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии, бережному отношению к природе.
На современном этапе развития общества большое значение имеет ознакомление подрастающего поколения с родным краем. Изучение мордовской культуры вносит определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, воображения ребенка средством гуманного, нравственного и эстетического воспитания.
Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы пробудить душу ребенка, развить заложенные в нем природой творческие способности.
Внеурочная деятельность помогает зажечь в душе ребенка чудесный огонек поиска добра, любви, ведет юного человека по трудной, но интересной дороге познания творчества.
На второй - третий год обучения по данной программе школьники имеют возможность участвовать во всех конкурсах не только школьных, но и по линии дополнительного образования. Они профессионально - ориентированы и в дальнейшем с желанием посещают кружки нашего центра, т.е. мы готовим контингент обучающихся для нашей дальнейшей работы в учреждении дополнительного образования.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.
А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны.
Рекомендуем посмотреть:
Николай Корф. Педагогические идеи Формирование познавательной активности младших школьников Изготовление гелевых свечей своими руками с детьми Поисково-исследовательская деятельность в школе← Развитие мелкой моторики с использованием техники изонить | Конкурсная программа для учащихся 6-7 классов →
Автор: Надежда Николаевна Кулыгина
Опубликовано: 3571 день назад (11 февраля 2015)
Просмотров: 12800
Рубрика: Методические разработки
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (2)
|
|
||
|